Глава III. Юридические факты в системе правового регулирования


Понятие правового регулирования и связанные с ним категории имеют методологическое значение для теории юридических фактов. Под правовым регулированием мы понимаем воздействие права на общественные отношения, осуществляемое через систему правовых средств - норм права, правоотношений, юридических фактов и др. Для того чтобы раскрыть роль юридических фактов в системе правового регулирования, рассмотрим их с точки зрения предмета, метода и механизма правового регулирования, покажем связь юридических фактов с другим элементом этой системы - правовыми отношениями.

1. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, явления социальной действительности, порожденные существующей системой общественных отношений. Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, затрагивающие коренные, наиболее важные интересы общества, государства, коллективов и личности и объективно поддающиеся правовому нормированию <1>. Нельзя не заметить, что предмет правового регулирования и юридические факты имеют общий источник - социальную действительность.

По мере развития социалистического общества предмет правового регулирования не остается неизменным. Одни отношения исчезают из жизни, другие, напротив, зарождаются, зреют, получают более полное правовое оформление. "Развитие общественной жизни, - отмечает В.В.Лазарев, - вносит постоянные коррективы в вопрос о фактической принадлежности соответствующих явлений к правовой сфере. Сами они настолько многообразны, что практически всегда затруднительно охватить их даже посредством общих правил" <2>.

В научной литературе отмечается свойственная социалистической правовой системе тенденция к расширению предмета правового регулирования <3>. Расширение происходит как за счет отношений, которые ранее не регулировались правом, так и (главным образом) за счет более точной и тонкой регламентации уже сложившихся отношений. Таким образом, происходит качественное изменение предмета правового регулирования, право начинает регулировать все более сложные явления социальной жизни.

Какова структура предмета правового регулирования, из каких элементов он складывается? Многие ученые исходят из того, что исходным, первичным элементом предмета правового регулирования является общественное отношение <4>. Это - верное положение, однако нельзя не видеть, что в социалистическом обществе право все чаще регулирует сложные комплексы отношений. Расширяются масштабы влияния права на экономические, демографические, миграционные процессы <5>. На современном этапе, как справедливо подчеркнул А.Б.Венгеров, "в качестве объектов законодательного воздействия выступают целевые комплексные научно-технические программы, ориентированные на получение конечных результатов" <6>. Все это заставляет вернуться к вопросу о структуре предмета правового регулирования.

Предмет правового регулирования многообразен, как многообразна сама социальная жизнь. Его можно рассматривать в различных аспектах - юридическом, социологическом, управленческом и др. В интересующей нас управленческой плоскости предмет правового регулирования включает следующие элементы: 1) социальные ситуации; 2) комплексы (крупные стройки, целевые программы); 3) социальные процессы.

Первичным элементом предмета правового регулирования в данном разрезе выступает, по нашему мнению, социальная ситуация. С этой точки зрения правовое регулирование предстает как разрешение конкретных социальных ситуаций (бесконфликтных и конфликтных, правомерных и противоправных и др.). Слово "разрешение" понимается здесь в предельно широком смысле, как любое упорядочение социальной ситуации, переводящее ее из неурегулированного состояния в упорядоченное, урегулированное (защита права, понуждение к исполнению обязанности, разрешение конфликта, наказание правонарушителя, предотвращение конфликта и т.п.)*.

_______________

* Интересную попытку ситуационного подхода к процессу управления предпринял Й.Кхол (см.: Кхол Й. Эффективность управленческих решений. М., 1975). Он считает управленческую ситуацию единицей исследования процесса управления, разграничивает теоретическое и практическое решение ситуации (с.41, 45-46).

Ситуация, комплекс, процесс - различные элементы предмета социального управления и правового регулирования, но они органично взаимосвязаны. Что представляло собой в этом аспекте, например, освоение целины? Крупную социальную программу (т.е. комплекс) или социальный процесс? По-видимому, и то, и другое одновременно. Освоение целины было крупномасштабным социальным явлением, сознательно управляемым партией и государством, в том числе и с использованием правовых средств. Отсюда видно, что между комплексом и процессом нет непроходимой стены. Комплекс может перерастать в социальный процесс, процесс - распадаться на комплексы. То же самое можно сказать и о социальных ситуациях. Система социальных ситуаций может перерасти в более крупный элемент социального управления и правового регулирования - комплекс. Объединение и переплетение крупного массива ситуаций образует в конечном итоге социальный процесс. Три разновидности элементов предмета правового регулирования (ситуации, комплексы, процессы), таким образом, тесно взаимосвязаны, но изначальным, первичным элементом выступает все же социальная ситуация.

Как соотносятся социальная ситуация и общественное отношение? Социальная ситуация может совпадать с отношением (например, в случаях дарения, мены), может включать в себя комплекс отношений (например, устройство на работу, усыновление). Но их соотношение нельзя рассматривать только в плоскости "часть и целое". Такие ситуации, как стихийное бедствие, несчастный случай, не являются, по нашему мнению, общественными отношениями. Отношения возникают в результате появления данных ситуаций, в связи с урегулированием их последствий.

Анализ ситуации, ситуационный подход - одновременно и древнее, и молодое явление в науке. Исследование простых объектов материального мира, фрагментов, ситуаций и т.п. свойственно раннему, "элементаристскому" (по выражению И.В.Блауберга и Э.Г.Юдина) этапу ее развития <7>. Отличительная черта этого этапа - механицизм, попытки расчленить сложные объекты на простые части, свести зависимости между элементами сложных систем к связям механического типа. Отсюда - стремление рассматривать общество, государство, человека как "машины", биологизация социальных явлений, физикализм в биологии и т.п. Не избежала своего "механического" этапа и юридическая наука. В ее истории он представлен различными течениями правового позитивизма, юридическим мировоззрением, поглощенным анализом отдельных предписаний, толкованием вырванных из социального контекста понятий, юридической казуистикой.

Но наука диалектична. На новом витке своего развития она как бы возвращается к пройденному этапу, открывает его заново. Произошло так и с ситуационным подходом. В теории управления он рассматривается как одно из новых направлений <8>. Это обязывает со всей серьезностью отнестись к ситуационному подходу и в юридической науке.

Что такое социальная ситуация? Каковы ее элементы, виды? Попытаемся ответить на эти вопросы - в том объеме, в каком необходимо для теории юридических фактов. Понятие "социальная ситуация" в одном из своих значений - любой произвольно взятый фрагмент существования человека, коллектива, общества. Каждая минута, каждая секунда социального существования может рассматриваться как ситуация, поскольку они наполнены социальным содержанием. Понятию "социальная ситуация" можно придать и другой, более узкий смысл. Ее можно рассматривать как ограниченный в пространстве и времени качественно определенный фрагмент существования социального субъекта. С этой точки зрения далеко не каждая минута и секунда образуют новую ситуацию. Ситуация в этом смысле - "узел" общественных отношений, относительно компактное и цельное "зерно" в процессе развития.

Социальные ситуации чрезвычайно многообразны. Они возникают и прекращаются, усложняются и упрощаются, трансформируются одна в другую и т.д. В известном смысле жизнь социального субъекта - непрерывная цепь различных ситуаций, в которые он попадает случайно либо которые создает по собственной воле, а жизнь общества - гигантский массив ситуаций, образованный взаимным сплетением тысяч и тысяч индивидуальных "ситуационных нитей". По нашему мнению, можно выделить следующие признаки социальной ситуации:

социальная ситуация характеризуется известной пространственно-временной локализацией и тем самым отличается от социального процесса, который обычно растянут в пространстве и времени;

ситуация - относительно целостное, единое по содержанию явление, образующее завершенную частичку социальной жизни; нельзя считать ситуацией сосуществующие, но никоим образом не связанные явления;

для социальной ситуации характерна относительная стабильность состава участников - социальных субъектов, прямо или косвенно связанных с ее созданием либо изменением (в том числе и разрешением);

возникновение ситуации вызывает "прерыв постепенности" в развитии общественных отношений; ее разрешение накладывает отпечаток, иногда очень значительный, на все последующее развитие.

Основываясь на перечисленных признаках, можно сформулировать следующее определение: социальная ситуация - это локализованный в пространстве и времени фрагмент социальной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников.

Применительно к каждой ситуации можно разграничить механизм образования ситуации и механизм ее разрешения. Механизм образования ситуации есть комплекс причин, условий и поводов, сделавший возможным ее возникновение и существование. Некоторые соображения о структуре этого комплекса уже были высказаны в гл.I в связи с рассмотрением вопроса о причинной обусловленности юридических фактов. Механизм разрешения ситуации охватывает комплекс средств, обеспечивающих в конечном итоге ее урегулирование. Этот комплекс может включать действия самих участников ситуации, деятельность внешних по отношению к данной ситуации институтов (например, правоохранительных органов) и др.

К числу юридически значимых, социально-юридических, относятся социальные ситуации, урегулируемые с помощью юридических средств - норм права, правоотношений, актов применения, государственного принуждения и др. - или объективно требующие такого урегулирования. Эти ситуации неизбежно затрагивают общественные ценности и блага, охраняемые законом.

Нормативное правовое регулирование социально-юридических ситуаций предполагает их типизацию, обобщение. Понятна поэтому важность классификации этих ситуаций. Они могут классифицироваться по социальному содержанию (бесконфликтные, конфликтные); составу субъектов; характеру затрагиваемых ценностей (имущественные, организационные, личные и др.); области социальных отношений, в которой они возникли; отрасли права, которая регулирует разрешение данной ситуации; механизму разрешения и иным признакам. Ряд классификаций может быть заимствован из науки управления <9>. Совершенствование правотворческой и правоприменительной практики, развитие научных юридических исследований потребуют, вероятно, более детальной классификации социально-юридических ситуаций.

Ситуационный подход получил заметное развитие в буржуазном правоведении, став одним из наиболее популярных направлений. Некоторые буржуазные теоретики полагают, что не право служит разрешению ситуаций, а, наоборот, ситуация порождает право. "Центр тяжести, - пишет, в частности, Г.Кон, - находится в конкретной ситуации. В ней смысл и право. Именно она придает закону и другим источникам права значимость и само существование. Это она притягивает их к себе и, наоборот, оставляет бездеятельными, поскольку не нуждается в них" <10>. Значительное развитие в буржуазной науке получила теория конфликтных ситуаций <11>.

Ситуационный подход сочетается с прагматистскими воззрениями многих буржуазных ученых, согласно которым не столь важно соблюсти закон, сколь "правильно" разрешить конкретную ситуацию. С этой точки зрения вносятся предложения о пересмотре правовых понятий, замене их более совершенным "ситуационным" понятийным аппаратом. Так, по мнению профессора Роттердамского университета Л.Хулсмана, "целесообразно отказаться от слова "преступление" и заменить его выражением "конфликтная ситуация" <12>. Ситуационный подход в буржуазном правоведении может служить ярким примером того, как новейшие понятия и методы, применяемые вне прочной методологической основы, в конечном итоге заводят исследователя в тупик. "Многие буржуазные правоведы... - пишет В.К.Забигайло, - призывают изменить взгляд на право, предлагают рассматривать его не только как совокупность отдельных норм для разрешения конкретных казусов, но и как цельную систему - составную часть социальной системы, зависимую от общества и оказывающую на него целенаправленное воздействие" <13>. Подход к праву как к влиятельной силе воздействия на ход социального развития провозглашается чуть ли не последним достижением научной мысли, однако хорошо известно, что основоположники марксизма-ленинизма, анализируя сущность права, закономерности его функционирования и развития, с очевидностью доказали относительную самостоятельность права как фактора социального развития.

Говоря о значении и перспективах ситуационного подхода, необходимо предостеречь против неоправданного энтузиазма, переоценки его возможностей. Анализ ситуаций не отменяет существующих направлений научных исследований. Понятийный аппарат ситуационного подхода не может заменить сложившуюся в советской юридической науке систему понятий. Следует точно определить отрасли науки, проблемы, в которых ситуационный подход применим и может принести позитивный результат.

Понятия "ситуация", "жизненная ситуация" широко используются в советской криминологии. Под жизненной ситуацией в ней понимается "определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент" <14>. Ситуация в криминологическом смысле отграничивается, с одной стороны, от свойств личности правонарушителя, а с другой - от его поступка, поведения в данной ситуации. Это дает возможность оценить соотношение объективных и субъективных, долгосрочных и ситуационных факторов, породивших в совокупности неправомерный поступок <15>.

Понятие "ситуация" (проблемная ситуация) в известных рамках может быть использовано для определения объекта законодательной политики. В конечном итоге назначение законодательства и юридической науки заключается в том, чтобы своевременно предвидеть и способствовать разрешению проблем (проблемных ситуаций), возникающих в общественной жизни. Однако следует сознавать, что понятие "ситуация" здесь используется в ином, социально-философском, смысле <16>.

Другая область, где может быть с успехом применен ситуационный подход, - наука процессуального права. Социальная ценность юридического процесса заключается прежде всего в том, что он представляет собой исторически сложившийся высокоорганизованный способ разрешения конфликтных ситуаций. Совершенствование социалистических общественных отношений немыслимо без высокой культуры разрешения конфликтов, возникающих в общественной жизни. Кроме этого, процесс представляет собой форму, посредством которой органы социалистического государства разрешают неконфликтные (например, организационно-управленческие) ситуации. При ситуационном подходе многие понятия науки процессуального права могут получить новую, плодотворную интерпретацию*.

_______________

* Например, категория юридического спора. И.М.Зайцев обоснованно подчеркивает конфликтную природу правового спора, показывает значение процесса как средства разрешения конфликта (см.: Зайцев И.М. Хозяйственный спор и арбитражный процесс. Вопросы теории. Саратов, 1982, с.6-17).


Наиболее широкое применение ситуационный подход нашел в криминалистике и судебной экспертизе. Советскими учеными дано понятие следственной ситуации, изучена ее структура, показана динамика в процессе расследования преступления <17>. Высказан ряд интересных соображений об использовании ситуационных методов при проведении экспертиз, а также о ситуационной экспертизе как самостоятельном виде судебной экспертизы <18>. Понятия "ситуация", "социальная ситуация" могут быть использованы при решении ряда проблем в теории государства и права, политической науке, административном, трудовом, международном праве и др. <19>

Подход к правовому регулированию как разрешению социальных ситуаций может дать позитивные результаты в одном из, казалось бы, традиционных разделов науки - теории юридических фактов. Существует несколько точек соприкосновения ситуационного подхода и проблематики юридических фактов.

Первая. Анализ ситуаций позволяет полнее понять существо юридических фактов, их социальный источник. Ведь юридические факты - это элементы (фрагменты) социальной ситуации. Возьмем, например, ситуацию безвестного отсутствия. В социальном плане она характеризуется целым рядом признаков - прерываются семейные, родственные связи, остается имущество и т.п. Законодательство, однако, закрепляет лишь два юридических факта, необходимых и достаточных для "идентификации" данной ситуации, - отсутствие сведений о месте пребывания гражданина и срок - один год (ст.18 ГК РСФСР). Таким образом, в качестве юридических фактов выступают не всякие, а ключевые элементы ситуации, фиксирующие главное в ее социальном содержании.

Вторая. Понятие "ситуация" позволяет определить место юридических фактов в системе правового регулирования. В этом плане функция юридических фактов заключается в том, чтобы зафиксировать юридически значимую ситуацию. "Хотя большинство юридических фактов в государственном праве представлено юридическими актами, - справедливо указывает Т.А.Синцова, - следует отметить, что основанием к их принятию является обычно определенная ситуация в сфере материальной жизни общества" <20>. Появление юридических фактов сигнализирует, что юридически значимая ситуация налицо. Этот сигнал как бы "включает" правовую программу, заложенную в норме права, приводит в действие весь юридический механизм.

Третья. Ситуационный подход дает возможность найти единый контекст для рассмотрения юридических, фактов и правовых последствий. В этом плане юридические факты и действия субъектов "внутри" правоотношения - не разрозненные явления, а звенья единой развивающейся социально-юридической ситуации, элементы ее урегулирования.

Четвертая. Данный подход позволяет точнее обрисовать задачу правоприменительных органов. Эта задача заключается не просто в том, чтобы зафиксировать наличие юридических фактов, а в том, чтобы установить регулируемую законом социальную ситуацию и разрешить ее.

Ситуационный подход может оказаться полезным при формализации юридических норм, в осуществлении автоматизированного поиска правовой информации, ибо социальная ситуация в конечном счете более точный ориентир, чем юридические факты, выбор которых не всегда адекватен содержанию регулируемых отношений. Несколько предваряя дальнейшее изложение, можно сделать вывод, что ситуационный подход - перспективное направление в решении многих проблем теории юридических фактов.

2. Отражая возникновение социальной ситуации в сфере правового регулирования, юридические факты выступают одним из элементов юридического метода. Под методом правового регулирования (юридическим, общеправовым методом) в литературе понимается совокупность приемов и способов воздействия права на социалистические общественные отношения <21>. Эти приемы и способы чрезвычайно многообразны. Не касаясь всех аспектов юридического метода, рассмотрим его элементы, связанные с определением социальных ситуаций, входящих в предмет правового регулирования.

Право фиксирует социальную ситуацию путем указания на круг субъектов - участников правовых отношений. "Наделение лиц правосубъектностью, - справедливо отмечал С.Ф.Курылев, - представляет собой ступень в процессе правового регулирования" <22>. Осуществляя субъектную дифференциацию, наделяя участников правовых отношений неодинаковой правосубъектностью, право тем самым определяет рамки их возможного поведения, в общем виде устанавливает возможность их участия в тех или иных юридически значимых ситуациях <23>. Это - первый элемент юридического метода.

Второй элемент - определение объектов правоотношений. Дифференцируя правовой режим объектов (например, территорий, объектов государственной собственности), право тем самым устанавливает пределы для их функционирования в правовых отношениях. Этим достигается упорядочение общественных отношений, исключается возникновение некоторых категорий правовых отношений (например, купли-продажи земельных участков и других предметов, изъятых из гражданского оборота).

Третий элемент метода - закрепления юридических фактов. Устанавливая круг субъектов и допустимые объекты правоотношений, право лишь самым общим образом определяет место социально-юридической ситуации в системе общественных отношений, дает ее "предварительные координаты". В отличие от этого юридические факты представляют собой круг обстоятельств, непосредственно связанных с данной ситуацией, отражающих специфические условия ее возникновения. Закрепление в нормах права юридических фактов позволяет предельно точно зафиксировать социально-юридическую ситуацию, приблизить правовое регулирование к жизни. Три рассмотренных элемента метода можно сравнить с координатной системой, где первых два направления обеспечивают "грубую" настройку, а третье - точное определение участка воздействия.

Содержание метода правового регулирования, естественно, не исчерпывается определением социальной ситуации, он должен дать в какой-то форме модель ее преобразования (урегулирования, разрешения), т.е. определить поведение участников данной ситуации. В ходе дискуссии о юридических нормах, развернувшейся в начале 60-х годов, было подчеркнуто то обстоятельство, что поведение людей может определяться различными способами, в том числе указанием на цели и задачи деятельности <24>. Действительно, модель поведения субъектов может быть очерчена путем описания действий, операций, установления целей и задач деятельности, определения общих требований к процессу деятельности и к ее результату (стандартизация) и др. Право использует здесь различные приемы, которые зависят, с одной стороны, от характера регулируемых отношений, а с другой - от исторически сложившегося подхода к их регулированию. Но в конечном итоге в этом следует согласиться с И.С.Самощенко: любая модель поведения воплощается в комплексе прав и обязанностей <25>. Именно указание на права и обязанности составляет ту часть метода правового регулирования, которая представляет собой модель преобразования социальной ситуации.

Каковы перспективы подхода к юридическим фактам как элементу метода правового регулирования? Что дает или может дать этот подход? Прежде всего он позволяет увидеть различие отраслевых методов правового регулирования. Например, для гражданского права характерны относительно развитое регулирование отношений "по субъекту", значительный удельный вес регулирования "по объекту" (правовой режим отдельных форм собственности, определение предмета обязательств и т.д.), а также достаточно детализированная система юридических фактов. В административном праве картина выглядит иначе. В этой отрасли дифференцированное регулирование "по субъекту" в известной степени заменяет иные направления регулирования. Отличительная черта уголовного права - развитое регулирование "по объекту" и предельно детализированная система юридических фактов. Как подчеркнули В.П.Божьев и Е.А.Фролов, применительно к уголовно-правовым отношениям "решающее значение имеет объект правоотношения, так как он определяет не только сферу фактических отношений, для воздействия на которую возникают соответствующие правоотношения, но и цель, смысл их существования" <26>. Определенное структурное своеобразие имеют методы и в других отраслях советского права. Сопоставление отраслевых методов позволяет увидеть, что между элементами метода существуют не только взаимодействие, но и известное "разделение труда". Более детализированное определение субъектов или объектов правовых отношений в нормах права позволяет снять часть "нагрузки" с системы юридических фактов. Это необходимо учитывать при совершенствовании структуры регулирования в отраслях права, при разработке нормативных актов, в процессе кодификации законодательства.

Перспективная черта данного подхода - возможность его социологической интерпретации. Структура правового регулирования здесь непосредственно связывается со структурой общественных отношений, элементами юридически значимых ситуаций. Это открывает возможность социологической проверки тех или иных положений теории, способствует выявлению новых закономерностей правового регулирования. Данный подход неплохо "стыкуется" с поведенческим направлением в теории государства и права, допускает применение логико-математических методов и т.д. Следует помнить, однако, что главная цель этого подхода в теории юридических фактов - выявление роли и значения юридических фактов как элемента метода, всестороннее раскрытие их возможностей в правовом регулировании социалистических общественных отношений.

3. Один из аспектов проблемы юридических фактов связан с понятием механизма правового регулирования. Под последним в научной литературе понимается совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. К числу элементов этого механизма относят юридические нормы, субъективные права и обязанности (правоотношения), акты применения права, акты реализации прав и обязанностей <27>.

Являются ли юридические факты элементом механизма правового регулирования? В научной литературе мы находим различный ответ на этот вопрос. Некоторые ученые полагают, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования (регламентации общественных отношений) к другой стадии (правоотношению), и что они не образуют по этой причине самостоятельного элемента в механизме правового регулирования. "Сам по себе юридический факт, - пишет, например, Ю.И.Гревцов, - является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт - необходимая предпосылка правового отношения и не больше" <28>. В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач и являются его элементом. "Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, - считает С.И.Реутов, - обедняет их подлинное значение - важнейшей составной части механизма правового регулирования" <29>.

Юридические факты, по нашему мнению, представляют собой самостоятельный элемент в механизме правового регулирования. Этот вывод основывается, во-первых, на характере связей юридических фактов с другими элементами правового механизма. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм - одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов - необходимая предпосылка для применения правовых норм. Юридические факты, следовательно, связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Во-вторых, роль юридических фактов, как будет показано ниже, не исчерпывается образованием, изменением, прекращением правоотношений. Сказанное свидетельствует об относительной самостоятельности юридических фактов, заставляет признать их самостоятельным элементом в механизме юридического действия права.

Каковы функции юридических фактов?

В общественных науках понятие "функция" употребляется в различных значениях. В наиболее общем виде ее определяют как "воздействие друг на друга элементов целостной системы, а также ее взаимодействие с другими системами (вещами), обеспечивающее ее устойчивое существование" <30>. Понятие "функция", таким образом, позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.

Функциональный (структурно-функциональный) подход широко используется в советской юридической науке. Наиболее развито исследование функций государства и его органов, права, правосознания <31>. Перспективным представляется структурно-функциональный подход в теории правового регулирования. Наряду с социальными функциями правового регулирования в целом он может и должен вскрыть функции его элементов - норм права, правоотношений, юридических фактов. В философской литературе обоснованно подчеркивается, что структурно-функциональный подход - не какое-то модное течение, а объективная тенденция современной науки. В своем непосредственном применении он призван конкретизировать общие теоретические идеи, приблизить их к практике, обеспечить их проверку в социологических исследованиях <32>.

Функции юридических фактов - обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования. Поскольку, как уже отмечалось, правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. Можно выделить основную, дополнительные и специальные функции юридических фактов.

Основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия. Правильно понять и оценить значение указанной функции можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим его элементом выступают юридические нормы. Именно они содержат властную программу (модель) поведения субъектов. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации*. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Как отмечается в научной литературе, весомый процент ошибок правоприменительных органов связан с установлением юридических фактов. Значительная часть судебных приговоров, решений, административных актов и т.п. отменяется по причине неполного либо неправильного установления фактических обстоятельств дела <33>. Сказанное позволяет сделать вывод, что возникновение, изменение и прекращение правоотношений - сложный "узел" правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному функционированию всей системы правового регулирования.

_______________

* Мы разграничиваем правоотношение как модель и правоотношение как общественное отношение (см. также: Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980, с.94-120).


Дополнительные функции. Функциональному подходу, как и любому другому теоретическому подходу, свойственно противоречие абстрактного и конкретного. С одной стороны, он предполагает обобщенную характеристику функций фактов в регулировании общественных отношений. С другой стороны, нельзя не сознавать, что функции юридических фактов в конкретных отношениях неповторимы. В возникновении семейных правоотношений эти функции одни, в возникновении, скажем, трудовых правоотношений - другие. Юридические факты столь же уникальны, сколь уникальны и возникающие из них правоотношения. Задача теории заключается в том, чтобы на основе изучения закономерного вернуться к конкретному, дать ему научное объяснение. Применительно к юридическим фактам это означает, что их функции в правовом регулировании не исчерпываются триадой "обеспечить возникновение, изменение, прекращение". Многие юридические факты наряду с основной функцией несут "дополнительные обязанности".

В ряде правовых отношений юридические факты выполняют функцию гарантий законности. Применительно к юридическим фактам термин "гарантии законности" имеет два различных смысла. Закрепление в нормах права юридических фактов, их установление правоприменительными органами призвано очертить точные условия, при которых (и только при которых!) могут наступать правовые последствия. "Юридические факты..., - пишет, например, Н.П.Воронина, - служат не только предпосылкой возникновения субъективного права на жилище, но и его гарантией, обеспечивающей реализацию названного права, позволяющей устранить произвол обязанных лиц и контролирующих их органов, так как являются объективным критерием, с помощью которого компетентный орган судит о наличии (отсутствии) субъективного права" <34>. В этом смысле любой юридический факт, закрепленный в норме права, выступает гарантией социалистической законности. Но слову "гарантии законности" можно придать другой, более узкий смысл. Существуют юридические факты, связанные с особо важными участками правового регулирования, на которых лежит повышенная ответственность за состояние законности. Имеются ввиду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст.129 ГПК РСФСР), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст.ст.5, 108 УПК РСФСР), обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.ст.38, 39 УК РСФСР). Эти юридические факты - "ключевые точки" правового регулирования, поскольку законное принятие искового заявления или возбуждение уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление указанных юридических фактов не только служит возникновению, изменению правоотношений, но и выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать. Юридические факты, таким образом, не пассивный элемент механизма правового регулирования. Они могут использоваться и реально используются законодательством как средство воздействия на поведение субъектов.

Предварительное действие норм через юридические факты не одинаково. В фактических составах, включающих "абсолютное" событие, оно наименьшее. Закрепление таких юридических фактов может иметь лишь некоторое предупредительное значение, ориентировать на принятие мер, которые предотвращали бы вредоносные последствия стихии. Более выражено активизирующее действие сроков. Своевременные действия субъектов позволяют избежать отрицательных последствий, наступающих в связи с истечением сроков. Наибольшая нагрузка лежит на юридических фактах, обусловливающих предоставление (либо непредоставление) определенных социальных благ - пенсии, премии, условно-досрочного освобождения от наказания и др. Основной социально полезный эффект в данных случаях наступает именно от появления юридических фактов. Можно выделить в итоге две формы предварительного воздействия норм на поведение субъектов. Когда юридические нормы очерчивают границу правомерного и неправомерного поведения, их предварительное воздействие носит пассивно-предупредительный характер. Оно выражается в том, что субъекты не совершают запрещенных действий. Напротив, когда норма права закрепляет положительные последствия, она имеет активно-стимулирующее значение, поощряет субъектов к совершению указанных в ней действий <35>.

В научной литературе рассматриваемые функции юридических фактов обычно не отделяют от функций правовых норм <36>. Думается, что это не вполне точно. Функции всех элементов механизма правового регулирования связаны с действием юридических норм, и юридические факты - не исключение, однако это не лишает их самостоятельного значения. В рассматриваемых ситуациях позитивный эффект в общественной жизни связан с появлением (либо непоявлением) юридических фактов. Именно через них осуществляется предварительное воздействие правовых норм. По нашему мнению, это позволяет говорить об особой дополнительной функции юридических фактов в правовом регулировании общественных отношений.

Предварительное (через юридические факты) действие правовых норм представляет собой фундаментальное явление правовой действительности, требующее комплексного юридического, социологического, психологического изучения. С.Л.Рубинштейн отмечал: "В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью... Решение вклинивается в ход событий, в их детерминацию не извне: оно есть результат процессов, которые сами являются звеном в ходе событий и детерминации действия" <37>. С этой точки зрения, та очевидная истина, что юридические факты вызывают правовые последствия, оказывается не бесспорной. Существует и обратная связь: правовые последствия могут вызывать к жизни юридические факты. И юридические факты, и правовые последствия, хотя и по-разному, опосредуют самоопределение человека по отношению к правовой действительности.

Юридические факты осуществляют и некоторые другие дополнительные функции - они ограничивают пределы свободного усмотрения, служат предотвращению правонарушений и преодолению их вредоносных последствий. Эти функции будут рассмотрены в гл.гл.IV и VII. Отметим лишь, что существование дополнительных функций подтверждает активный характер юридических фактов, их самостоятельную роль в правовом регулировании.

Специальные функции юридических фактов связаны с включением их в качестве элементов в фактические составы, представляющие собой систему фактов. В силу этого обстоятельства юридические факты осуществляют определенные функции не только по отношению к "большой системе" - правоотношению, но и по отношению к "малой" - фактическому составу. В нем юридические факты выполняют прежде всего правопорождающую функцию. Она заключается в том, что юридические факты могут вызывать наступление промежуточных правовых последствий (например, правообразовательного правомочия, предварительного организационного правоотношения <38>) либо окончательных правовых последствий всего состава в целом. Юридические факты могут выполнять в составе и прямо противоположную правопрепятствующую функцию. Наличие некоторых юридических фактов тормозит развитие фактического состава и наступление правовых последствий. Например, наличие близких родственных отношений препятствует совместной службе лиц, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ст.20 КЗоТ РСФСР).

Юридические факты могут выполнять в составе и некоторые другие функции, например правоуничтожающую. Данная функция заключается в том, что юридический факт может аннулировать юридическое значение других фактических обстоятельств. Так, если в течение года рабочий или служащий не подвергается новому взысканию, он считается вообще не подвергавшимся взысканию (ст.137 КЗоТ РСФСР). Противоположная функция юридических фактов - правовосстанавливающая. В семейном праве, например, восстанавливаются права и обязанности супругов, допускается восстановление родительских прав и т.п. Как отмечал Е.М.Ворожейкин, правовосстанавливающее действие юридических фактов нередко сочетается с прекращением правовых отношений. Так, отмена усыновления прекращает отношения усыновителя и усыновленного и в то же время в ряде случаев восстанавливает отношение ребенка с родителями и другими родственниками <39>.

4. В механизме правового регулирования юридические факты наиболее тесно контактируют с правоотношениями. Именно в связи с ними осуществляется основная функция юридических фактов.

В научной литературе проблема связи юридических фактов и правоотношений исследована достаточно обстоятельно. Показано, что юридические факты выступают в роли "рычажков", приводящих в действие нормы права, связующих звеньев между нормами права и правами (обязанностями) субъектов <40>. "Необходимость определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения, - отмечает Р.О.Халфина, - с особенной четкостью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в реальной жизни отделить одно от другого" <41>. Значительное внимание уделяется данной проблеме и в отраслевой научной литературе <42>. В связи с этим из обширной темы "юридические факты и правоотношения" рассмотрим лишь один вопрос - значение юридических фактов в динамике правового отношения.

Связь юридических фактов и правового отношения нельзя рассматривать упрощенно, полагая, что правоотношение возникает "из нормы и юридических фактов" в законченном, завершенном виде. Если бы правовая связь всегда существовала в том виде, в каком она первоначально возникла, право утратило бы важнейшее средство оперативного воздействия на общественные отношения. На практике мы видим другое. В процессе развития меняется состав субъектов многих правоотношений, модифицируются их права и обязанности. "В процессе уголовно-правового отношения, - отмечает, например, А.И.Санталов, - характер и объем прав и обязанностей сторон может меняться. Права и обязанности не являются застывшими, постоянно данными характером и степенью общественной опасности преступления" <43>. Таким образом, любое правоотношение - не застывший однажды каркас правовой связи, а ее динамичная, развивающаяся модель, развертывающаяся по мере того, как развивается регулируемое общественное отношение, охватывающая, по возможности, все его варианты, формы и социальные проявления.

Динамика правоотношения складывается из его возникновения, изменения, прекращения, которые нередко отдалены друг от друга во времени и пространстве. Тем не менее они не какие-то изолированные стадии, а этапы единого процесса. Отсюда вытекает вывод, имеющий принципиальное значение для теории юридических фактов: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридические факты следует рассматривать не как изолированные фактические предпосылки (именно так они чаще всего рассматриваются), а как звенья единого процесса развития фактической основы правоотношения. Эта фактическая основа проходит этап формирования, на котором накапливаются правообразующие элементы состава (действия, события, <<сделки>>, акты), затем, после возникновения правоотношения, на нее накладывается новый "слой" юридических фактов (прежде всего это акты реализации прав и обязанностей), и, наконец, завершающим звеном выступают правопрекращающие факты.

С прекращением правоотношения социальные факты, бывшие его фактической основой, сами по себе, конечно, не исчезают. Меняется их юридическое качество. Они либо утрачивают юридический характер, либо меняют свое юридическое значение - образуют фактическую основу нового правоотношения, продолжающего первое. Например, отношения по надзору за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, - непосредственное продолжение исправительно-трудовых отношений. Сравнивая начало правоотношения и его завершающий этап, мы убеждаемся, что за время его существования социальные отношения, как правило, проходят значительный путь развития: урегулируются взаимоотношения субъектов, разрешается конфликтная ситуация. При нормальной реализации правовой связи социальные отношения в конце цепочки всегда более организованны и упорядоченны, чем в ее начале.

Развитие фактической основы правоотношения происходит двумя способами. Во-первых, путем наслоения новых фактов на какую-то фактическую основу. Преимущественно этим путем происходит развитие трудовых, процессуальных и некоторых иных правоотношений. На исходные юридические факты наслаиваются новые фактические обстоятельства (поступки, акты, события), приводящие к изменению либо к прекращению правового отношения. Так, правоотношение студента и вуза возникает при наличии успешной сдачи вступительных экзаменов, приказа о зачислении и ряда других юридических фактов, входящих в правообразующий фактический состав. К этой фактической основе присоединяются факты сдачи предусмотренных учебным планом экзаменов и зачетов, прохождение практики, приказы о переводе на следующий курс и, наконец, решение Государственной экзаменационной комиссии. Правопрекращающий состав возникает на основе всей цепи правоизменяющих фактов. Но возможен и другой тип развития - путем отслоения фактов. Например, при миновании надобности в лесопользовании соответствующее право предприятий, учреждений и организаций подлежит прекращению (ст.36 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик). Таким образом, правопрекращающий состав возникает путем отпадения правообразующего юридического факта - надобности в лесопользовании.

Юридические факты, вызывающие развитие правоотношения, могут быть вероятными либо маловероятными, позитивными, негативными либо нейтральными <44>. Вероятные факты порождают массовые, типичные варианты развития правоотношений. Маловероятные - редкие, исключительные. В правотворческой и правоприменительной практике вероятные изменения нуждаются в обстоятельной регламентации, вышестоящие суды должны регулярно обобщать по ним текущую практику, анализировать ошибки. Второе деление дает оценку социального содержания фактов. Позитивные факты свидетельствуют, что отношение идет по социально полезному пути развития, негативные - наоборот. К нейтральным относятся факты, не несущие ярко выраженного позитивного либо негативного содержания. В развитии трудового правоотношения позитивными фактами будут, например, повышение квалификации, совмещение профессий, работы и учебы; негативными - нарушение трудовой дисциплины, причинение материального ущерба; нейтральными - временный перевод для замещения отсутствующего работника, командирование и т.п. Результатом негативного развития правоотношения является временное снижение индивидуального правового статуса участника, лишение его некоторых прав, льгот и преимуществ.

Изменение правового отношения может быть подразделено также на количественное и качественное. Это деление особенно важно для понимания роли юридических фактов в динамике длящихся правоотношений. Очередной взнос квартирной платы, поставка части продукции в рамках долгосрочного хозяйственного договора, отбытие части срока наказания и т.п. влекут изменения в правоотношении, служат своеобразным (причем, правомерным) "шагом" в его развитии. Но подобное развитие носит чисто количественный характер, оно не меняет юридического качества правовой связи. Перепланировка жилплощади, изменение вида режима осужденному - юридические факты, вызывающие качественные изменения, которые охватывают значительный объем содержания правовой связи, носят стабильный характер и отражаются на всем последующем движении правового отношения.

Качественные изменения правоотношения не всегда легко отграничить от прекращения прежней правовой связи и возникновения новой, продолжающей первую. Вместе с тем изменение правоотношения и его прекращение (с возникновением нового правоотношения) имеют не одинаковое правовое значение. Например, в трудовом праве при увольнении работника и, следовательно, прекращении трудовых правоотношений прерывается в известных случаях трудовой стаж, теряется ряд льгот и преимуществ. При переводе (изменении трудового правоотношения) этого не происходит. Вот почему в трудовом праве уделяется значительное внимание разграничению правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов <45>. Сложной проблемой является изменение процессуальных правоотношений. Влечет ли изменение предмета иска, замена ненадлежащей стороны изменение процессуального правоотношения либо возникновение нового? Ответить на этот вопрос не всегда просто <46>. Отграничение изменения правоотношения от его прекращения важно для решения вопросов правопреемства в международном праве <47> и многих других.

Какие критерии существуют для отграничения изменения правоотношения от его прекращения, за которым следует возникновение нового правоотношения? За основу разграничения, по нашему мнению, необходимо взять степень изменения основных структурных элементов правоотношения - его субъектов, объекта, содержания (прав и обязанностей). "Длящиеся пенсионные правоотношения, - пишет, например, Т.М.Кузьмина, - могут изменяться. При этом меняются либо объект правоотношения (вид пенсии), либо субъект (как выплачивающий пенсию, так и получающий ее, например, при изменении состава семьи), либо содержание (например, при пересмотре размера пенсии в связи с приобретением непрерывного или общего стажа работы, дающих право на надбавку)" <48>. Представляется, что изменение одного из перечисленных элементов - это, как правило, изменение правоотношения. Изменение двух и тем более трех элементов почти всегда влечет прекращение прежней связи и возникновение новой.

В развитии правоотношений не редкость такая ситуация, когда одни и те же юридические факты обусловливают возникновение одних правоотношений, изменение или прекращение других. Например, призыв на действительную военную службу прекращает трудовые правоотношения, изменяет в известных случаях жилищные, порождает целый комплекс прав и обязанностей дисциплинарного характера. Это затрудняет установление функций юридических фактов. Однако нельзя не видеть, что подобное объединение функций - отражение объективной взаимосвязи регулируемых правом отношений, присущих им "взаимопереходов". Изучение роли юридических фактов в динамике правоотношений, раскрытие их многообразных функций в правовой системе - одна из важных задач, непосредственно связанная с укреплением социалистической законности, повышением эффективности правового регулирования в социалистическом обществе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: