Глава VII. Дефектность юридических фактов


В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях эти дефекты связаны с содержанием юридического факта (например, отсутствие необходимого стажа), в других - с внешней формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж). Должны ли приниматься во внимание дефектные юридические факты? Могут ли они порождать правовые последствия?

1. Проблема дефектности юридических фактов не нова. Уже в римском праве можно найти немало суждений по поводу дефектов воли и волеизъявлений при заключении <<сделок>> <1>. Одновременно римское право требовало строжайшего соблюдения установленного порядка при совершении юридических действий. Малейший "дефект" мог вызвать недействительность <<сделки>> <2>. Определенное внимание проблеме дефектности юридических фактов уделяет буржуазная юридическая наука: рассматриваются недействительные договоры <3>, анализируются противозаконные административные акты <4>.

Проблема дефектности юридических фактов существует и в советской правовой системе. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что определенная часть правовых поступков граждан, актов государственных органов и других юридических фактов содержит различного рода дефекты. Законодательство и правоприменительная практика далеко не во всех случаях считают их недействительными. Как справедливо отметил К.Л.Разумов, интересы социалистической законности, необходимость обеспечения стабильного хозяйственного оборота требуют дифференцированного подхода к дефектным юридическим фактам (<<сделкам>>), а не формального признания их недействительными <5>. Существенное значение вопросов дефектности юридических фактов для правотворческой и правоприменительной практики заставляет обратиться к теоретической стороне этой проблемы.

Какие юридические факты следует считать дефектными? Каковы критерии дефектности? По нашему мнению, существует два критерия - юридический и социальный. Юридический факт дефектен в тех случаях, когда его признаки не соответствуют модели, закрепленной в гипотезе юридической нормы. Например, лицо, не принимавшее творческого участия в разработке признаков, содержащихся в отличительной части формулы изобретения, не может быть признано соавтором изобретения <6>.

Нельзя не учитывать, однако, что в норме права закреплена абстрактная (а значит, обобщенная, упрощенная) модель фактического обстоятельства. Любой конкретный социальный факт значительно богаче признаками по сравнению со своей нормативной моделью. Как отграничить "допустимое" своеобразие юридического факта от существенного, юридически значимого нарушения? Для этого необходим социальный критерий. На наш взгляд, дефектом юридического факта следует считать наличие в нем таких признаков, которые свидетельствуют о существенном изменении в его содержании. Так, <<сделка>>, совершенная с целью, противной интересам государства и общества (ст.49 ГК РСФСР), дефектна именно в силу своего социального содержания, хотя она может обладать всеми необходимыми формально-юридическими реквизитами.

Дефектность юридического факта может быть абсолютной и относительной. Абсолютная - означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может использоваться как юридический факт. Относительная - это дефектность только для данного правоотношения. Она не исключает юридической роли факта в других правоотношениях. Например, непризнание стажа дающим право на назначение пенсии на льготных условиях не исключает использование этого юридического факта для назначения пенсии в общем порядке.

Дефектность юридического факта нельзя отождествлять с противоправностью. Противоправность поступка, акта - это крайняя форма его дефектности. Но последняя может быть вызвана и такими обстоятельствами, которые не расцениваются в качестве правонарушения (отступление от формы акта, пропуск сроков, нарушение процедуры). Вместе с тем не все противоправные действия (преступления) имеет смысл рассматривать как дефектные, ибо ничто не может сделать их правомерными. Как дефектные могут выступать не только действия, но и факты-события, если они не влекут правовых последствий или вызывают их в ограниченном объеме (например, отсутствие необходимого возраста). Таким образом, дефектность факта и противоправность - несовпадающие юридические характеристики.

Необходимо разграничивать дефектность самого юридического факта и дефектность доказательств о нем. Суд или другой правоприменительный орган вправе отвергнуть доказательство, если оно отягощено теми или иными дефектами и вызывает сомнения в истинности. Заключение эксперта, например, не может быть принято как доказательство, если оно неполно и противоречиво, не содержит глубокого анализа объективных данных <7>. Однако дефектность одного из доказательств не исключает, как правило, представления иных доказательств, не означает дефектности самого социального обстоятельства (юридического факта), доказываемого в правоприменительном процессе.

Дефектность юридического факта не следует смешивать также с его неправильной юридической оценкой (квалификацией). Если первое - недостаток самого юридического факта, то второе - дефект правоприменительного процесса. Необходимость новой квалификации факта может быть вызвана и таким обстоятельством, как изменение юридических фактов непосредственно в процессе разрешения юридического дела либо изменение действующего законодательства <8>.

2. Дефектность юридического факта имеет в своей основе дефектность социально-юридической ситуации. Дефектной следует считать такую ситуацию, в которой отсутствуют некоторые необходимые признаки либо наличествуют иные, не предусмотренные законодательством.

Ситуационный подход в данном случае позволяет увидеть, что предмет регулирования юридических норм, институтов, отраслей права складывается не из стандартных ситуаций. Внутри массива ситуаций, составляющих предмет правового регулирования, как правило, можно обнаружить "ядро" - наиболее типичную разновидность ситуаций. Именно на их разрешение ориентируется механизм правового регулирования. К ним примыкают варианты, модификации - ситуации, имеющие те или иные особенности в содержании, составе субъектов и в силу этого требующие более детального регулирования. Наконец, на самой "кромке" массива располагаются дефектные ситуации. В зависимости от того, относят дефектную ситуацию к данному массиву или не относят, и определяется ее правовое значение.

Рассмотрим в качестве примера массив ситуаций, связанных с переводом рабочих и служащих. Три группы ситуаций выделяются в нем в качестве основных, исходных: перевод на другую работу в данном предприятии, учреждении, организации; перевод на другое предприятие в данной местности; перевод на работу в другую местность (ст.25, ч.1, КЗоТ РСФСР). К ним примыкают несколько более узких групп ситуаций (модификаций): перевод рабочего или служащего в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией (ст.25, ч.1, КЗоТ РСФСР); временный перевод рабочего или служащего (ст.ст.26, 27, 135 КЗоТ РСФСР). Дефектными ситуациями в данном массиве будут перевод рабочего или служащего на другую работу без его согласия и перевод квалифицированного работника на неквалифицированные работы. Эти разновидности ситуаций специально урегулированы ст.25, ч.1, и ст.28 КЗоТ РСФСР.

Изучение массива ситуаций, составляющего предмет правового регулирования, имеет не только теоретический интерес. В процессе нормотворческой деятельности, при кодификации законодательства правотворческий орган должен: правильно определить границы массива ситуаций, закрепленного за каждой юридической нормой, нормативным актом, институтом или отраслью права; выявить типичные ситуации и обеспечить их надежное регулирование; не упустить из поля зрения варианты (модификации) ситуаций, требующие более детальной регламентации. С этой точки зрения отчетливо видно, что дефектные ситуации - не какое-то случайное явление в правовом регулировании, а один из элементов предмета правового регулирования. Определение в законодательстве юридического значения дефектных ситуаций способствует большей стабильности социалистического правового порядка, более надежной защите регулируемых правом общественных отношений.

3. Существенное научное и практическое значение имеет классификация дефектных фактических предпосылок (юридических фактов и составов). По нашему мнению, она не менее значима, чем традиционная типология юридических фактов. Такая классификация может служить подспорьем для оценки нарушений в юридических фактах и составах, помогать правильному разрешению дефектных ситуаций правоприменительными органами. Настоящая работа не претендует на рассмотрение всех аспектов типологии дефектных юридических фактов, в ней намечаются лишь некоторые подходы к решению этой важной проблемы.

Дефекты в юридических фактах и составах можно классифицировать по нескольким основаниям.

В зависимости от их юридического значения выделяются следующие разновидности:

несостоятельность. Этот тип дефектности выражается в том, что фактическая предпосылка не состоялась, ее нет. Социальные факты лишь имитируют некоторые юридически значимые обстоятельства, не будучи таковыми по существу. Примером несостоятельного факта является заключение брака в церкви или с лицом, неспособным понимать значение своих действий <9>. Юридически несостоятельный факт не может вызывать правовых последствий (если он одновременно не является правонарушением). Если же позитивные правовые последствия ошибочно наступили, то они подлежат полному и безусловному аннулированию;

недействительность. Этот тип дефектности заключается в том, что фактическая предпосылка возникает с существенными нарушениями, при которых невозможно наступление правовых последствий. Например, недействительным является брак, заключенный без намерения создать семью, - фиктивный брак (ст.43 КоБС РСФСР). Несостоятельность и недействительность факта близки по юридическому значению, но не тождественны. Для наступления их правовых последствий может быть предусмотрен неодинаковый процедурно-процессуальный порядок. Законодательство допускает в известных ситуациях возможность исправления недействительных фактических предпосылок и придания им юридической силы. Так, брак не может быть признан фиктивным, если лица, зарегистрировавшие фиктивный брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью. Что касается несостоявшихся юридических фактов и составов, то они ни при каких условиях не могут быть признаны действительными;

частичная дефектность. Данный тип дефектности означает, что в фактической предпосылке можно разграничить "здоровую" и дефектную части. Правовое значение таких предпосылок различно: они могут повлечь возникновение дополнительных прав и обязанностей, связанных с устранением нарушения, наступление правовых последствий в "усеченном" объеме, наконец, после устранения нарушения - полное наступление правовых последствий. Понятие частичной дефектности (недействительности) используется, например, в науке международного права. В.М.Шуршалов рассматривает ряд дефектов, с которыми может быть связана полная или частичная недействительность международного договора (ошибка, обман, подкуп представителя государства, принуждение при заключении договора и др.) <10>;

малозначительное нарушение. "Не каждый дефект акта делает его неправомерным, - отмечает Р.Ф.Васильев. - Дефекты могут быть незначительными настолько, что вообще нет надобности вносить в акт поправки" <11>. Этот тип дефектности связан, как правило, с процедурой установления юридических фактов, их документальным оформлением. Несущественные процедурно-процессуальные нарушения не должны служить препятствием для наступления правовых последствий.

Однако относиться к ним безразлично законодательство тоже не может. Наличие процедурно-процессуальных нарушений может повлечь отсрочку в наступлении правовых последствий, истребование дополнительных доказательств и т.д.

Классификация дефектов в юридических фактах и составах может быть проведена по признаку их исправимости. На основе этого признака нарушения в фактической предпосылке подразделяются на:

исправимые - это нарушения, которые можно исправить, восстановив полноценность фактического обстоятельства. Исправление нарушений может быть достигнуто путем совершения действий, которые не были ранее совершены, совершением повторных действий, аналогичных уже совершенным, и другими способами <12>. Исправимым дефектом фактического состава является, например, пропуск срока. Как правило, в законодательстве предусматривается возможность восстановления пропущенного срока при наличии уважительных причин;

частично исправимые - такие нарушения, которые можно исправить лишь в некотором объеме. Частично исправимыми могут быть административный акт, гражданско-правовая <<сделка>>, трудовой договор и др.;

неисправимые - это дефекты, которые невозможно исправить. Наличие неисправимого дефекта вызывает чаще всего полную недействительность юридического факта (состава).

Классификация дефектов в юридических фактах и составах может быть связана с моментом их обнаружения. По этому признаку все дефекты подразделяются на:

выявление до наступления правовых последствий;

выявленные после наступления правовых последствий.

Юридические последствия дефектности существенно отличаются в зависимости от того, когда обнаружено нарушение в фактической предпосылке. На стадии формирования правоотношения может предусматриваться задержка в наступлении правовых последствий, санкция недействительности. После возникновения правовых последствий их применение существенно ограничивается.

Дефектные юридические ситуации можно классифицировать в зависимости от степени их нормативной урегулированности. По этому признаку они подразделяются на: урегулированные, относительно урегулированные, неурегулированные.

В первую группу включаются дефектные ситуации, непосредственно урегулированные в законодательстве. Например, ст.35 КЗоТ РСФСР предусматривает, что увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации без предварительного согласия профсоюзного комитета является незаконным, а уволенный работник подлежит восстановлению на работе. Таким образом, в данной области отношений законодательно регулируются не только "нормальные", но и дефектные ситуации. Некоторым дефектным юридическим фактам посвящаются целые правовые институты (недействительные <<сделки>>, неправильности в записях актов гражданского состояния). Прямое законодательное регулирование правовых последствий дефектов в юридических фактах и составах - наилучшее решение проблемы, но такое регулирование существует не всегда. Иногда в законе можно найти лишь отдельные указания, ориентирующие на тот или иной способ разрешения дефектных ситуаций, которые в этом случае следует считать относительно урегулированными. Если же в законе нет никаких указаний о юридическом значении дефектной ситуации, ее следует считать неурегулированной.

Существенным подспорьем для юридической оценки и правильного разрешения дефектных ситуаций является публикуемая судебная практика. Значительная ее часть посвящена сложным, нетипичным, в том числе дефектным, юридическим ситуациям. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР указала, что удостоверение ненадлежащим лицом доверенности на совершение обмена жилых помещений влечет признание обмена недействительным <13>. Предметом судебного рассмотрения в данном случае стала дефектная ситуация в области жилищных отношений.

Классификация нарушений в фактических предпосылках может вестись по некоторым другим основаниям: степени вероятности нарушения (вероятные и исключительные); в зависимости от причины (по уважительной, по неуважительной причине); в зависимости от элемента состава (материальные, процедурно-процессуальные). З.Д.Иванова разграничивает нарушение в главном факте и во вторичных элементах состава <14>. Развернутая типология позволяет дифференцировать различные виды нарушений в юридических фактах и составах, способствует точному определению их правового значения.

4. Возникновение дефектного юридического факта или состава - это нарушение правопорядка либо непосредственная угроза такого нарушения. Законодательство не может относиться к ним безразлично. Каким образом реагирует законодательство на дефектность юридических фактов и составов?

Один из видов юридической реакции может быть условно назван стабилизацией правовых последствий. Существо ее заключается в том, что в определенных ситуациях законодательство сохраняет (стабилизирует) правовые последствия, возникшие из дефектных юридических фактов или составов. Стабильность общественных отношений, регулируемых правом, представляет немалую социальную ценность. Она обусловливает стабильность правового положения граждан, надежную защиту их прав и интересов, позволяет строить отношения и жизненные планы на длительную перспективу. Важно учитывать и то, что правовые отношения тесно взаимозависимы. Распад одного правоотношения может лишить правового основания другое, которое в свою очередь повлечет прекращение третьего и т.д. Разумеется, распад целой цепи правоотношений не способствовал бы укреплению правового порядка. Поэтому законодательство проявляет гибкость, сохраняя юридическую силу правовых отношений (семейных, трудовых), сложившихся с некоторыми нарушениями. Так, признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в недействительном браке (ст.15, ч.2 Основ законодательства о браке и семье).

Для стабилизации правовых последствий существенное значение имеют характер нарушения и момент его обнаружения. Как правило, объектом стабилизации может быть не слишком существенный дефект фактической предпосылки, обнаружившийся уже в процессе реализации (или длительного существования) правовой связи. Стабилизация во многих случаях присутствует в скрытом, не явном виде. Представляется, что при условии точного определения пределов ее применения она может получить прямое закрепление в целом ряде институтов законодательства, связанных с регулированием длящихся правоотношений (пенсионных, земельных и др.).

Другой вид реакции на нарушение в фактической предпосылке - отсрочка в наступлении правовых последствий - уже анализировался выше. Он широко применяется, когда то или иное юридически значимое нарушение обнаруживается на стадии формирования правоотношения, до наступления правовых последствий. Например, установив, что исковое заявление подано с нарушением установленных требований, судья выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает истца и предоставляет ему срок для исправления недостатков. Если истец выполнит все установленные требования и уплатит государственную пошлину, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд (ст.130 ГПК РСФСР). Таким образом, наступление правовых последствий откладывается до исправления всех юридически значимых недостатков. Разумеется, применение данного приема имеет вполне определенные рамки. Отсрочка наступления правовых последствий с последующим исправлением дефектов возможна лишь в отношении исправимых дефектов, связанных, как правило, с процедурно-процессуальным оформлением юридических фактов.

Разновидностью юридической реакции на дефектность фактической предпосылки выступает санкция недействительности. Существо этого типа реакции заключается в аннулировании юридического значения фактической предпосылки, невозникновении правовых последствий, на которые рассчитывали субъекты. Различаются простой и сложный варианты санкции недействительности. Если первый ограничивается простым ненаступлением правовых последствий, то во втором случае дефектный юридический факт (например, приговор, административный акт) подлежит отмене.

С санкцией недействительности связан ряд дискуссионных вопросов. Прежде всего является ли она санкцией в точном смысле этого слова? В научной литературе существуют различные точки зрения на понятие "санкция" <15>. По нашему мнению, правы те авторы, которые не ограничивают понятие "санкция" мерами юридической ответственности. Непризнание юридического значения факта или состава выступает как форма государственного принуждения, следовательно, как санкция за допущенное нарушение. Санкции недействительности образуют своеобразную группу мер защиты, назначение которой заключается в том, чтобы "вывести из оборота" дефектные юридические факты и составы, устранить их правовые последствия <16>.

Существенно модифицировал свою точку зрения на санкцию недействительности О.Э.Лейст. В монографии 1981 года, в отличие от предыдущей <17>, он не относит недействительность к санкциям, так как она наступает, по его мнению, за формальные нарушения. Иначе, считает О.Э.Лейст, стирается качественное различие между противоправными, общественно вредными или общественно опасными деяниями и действиями, юридически не вполне завершенными, но правом не запрещенными <18>. Разграничивать правонарушения и действия "не вполне завершенные", конечно, необходимо. Выше отмечалось, что противоправность и дефектность - несовпадающие юридические характеристики. Однако вряд ли санкция недействительности может служить надежным разграничительным признаком. Эта санкция может применяться и за запрещенные, общественно вредные и даже общественно опасные действия (поставка недоброкачественной, некомплектной, немаркированной продукции; издание незаконного правового акта и др.). Она применяется как в сочетании с другими санкциями, так и самостоятельно. Ее назначение - отменить противоправное действие, аннулировать его юридический эффект.

Санкция недействительности, как и любая санкция, должна использоваться в строго определенных рамках. Как правило, она может применяться на стадии формирования правовой связи в отношении правообразующих юридических фактов. Если же правовые последствия наступили, то законодательство использует эту санкцию ограниченно. Практически не встречается санкция недействительности в отношении правопрекращающих юридических фактов и составов. И это понятно: последствием ее применения явилось бы возникновение прекратившегося правоотношения. Например, возвращение лица, признанного безвестно отсутствующим, не влечет автоматического восстановления брака, расторгнутого в связи с безвестным отсутствием (ст.42, ч.2 КоБС РСФСР). Необходимы дополнительные факты - совместное заявление супругов, восстановление брака органом загса.

Санкции недействительности не всегда в достаточной степени регламентированы, что существенно снижает их эффект. Действующее законодательство (особенно в области административно-правовых отношений) не во всех случаях дает точные указания о том, кто и в каком порядке правомочен применять эту санкцию. В процессе совершенствования законодательства нуждаются в четком определении юридические факты и составы, к которым может быть применена санкция недействительности.

Одним из средств юридического реагирования на дефектность юридических фактов и составов при сохранении их юридической силы выступают активные санкции. Понятие "активные санкции" охватывает разнообразные средства воздействия, однако всем им свойствен общий отличительный признак: санкция выражается либо в перестройке фактического состава, либо в некотором изменении содержания правоотношения, либо в корректировке иных, смежных правовых отношений. Таким образом, в отличие от санкций недействительности данный тип юридической реакции носит активный, корректирующий характер. Наличие активных санкций подтверждает то, что в советском законодательстве существует разветвленная охранительная система <19>. Помимо мер ответственности, применяемых юрисдикционными органами, она включает меры защиты, превенции, оперативные санкции и др. Рассмотрим некоторые разновидности активных санкций.

Изменение содержания возникающего правоотношения. Результатом дефектности фактической предпосылки может быть появление новых прав, отпадение некоторых обязанностей, т.е. изменение в содержании правоотношения, возникающего из этой предпосылки. Например, если лицо для увеличения страхового возмещения включает в опись погибшего имущества вещи, которые фактически не погибли, не были повреждены или похищены, то у вышестоящего управления Госстраха возникает право снизить размер причитающегося возмещения до 50% <20>. Результатом частичной дефектности юридических фактов явилось, таким образом, возникновение права другой стороны (управления Госстраха) на <<одностороннее>> изменение правоотношения.

Юридическая возможность на совершение <<одностороннего>> акта, изменяющего или прекращающего правоотношение, в юридической литературе получила наименование секундарного правомочия. Это правомочие - чрезвычайно своеобразное правовое явление: ему не корреспондирует конкретная обязанность другой стороны, оно, как правило, не переходит в притязание, вместе с тем оно представляет собой именно правомочие - конкретную правовую возможность, которая может перейти в порядке правопреемства <21>. Секундарное правомочие выступает как временная правовая возможность, возникающая у субъектов правовых отношений в связи с теми или иными нарушениями, в том числе дефектами юридических фактов. С известной долей условности его можно назвать "административным моментом" внутри гражданских, трудовых и иных правоотношений. В конечном счете назначение секундарного правомочия заключается в том, чтобы оперативно управлять развитием правоотношения в условиях изменяющихся фактических обстоятельств.

Дефектность юридического факта или состава может повлечь и другие изменения содержания правоотношения: возникновение прав и обязанностей в "усеченном" объеме, появление дополнительных обязанностей по исправлению нарушения, изменение порядка реализации прав и обязанностей и т.п.

Изменение незавершенной части фактического состава. Рассматриваемый тип юридической реакции заключается в том, что в ответ на дефектность начальных звеньев фактического состава законодательство корректирует заключительные звенья состава. Данная корректировка может выражаться, во-первых, в подключении в незавершенную часть состава дополнительных элементов. Например, заключение <<сделки>> от имени другого лица без полномочия или с превышением полномочия вызывает введение в состав дополнительного юридического факта - последующего одобрения <<сделки>> представляемым лицом (ст.63 ГК РСФСР). Разумеется, в данном случае изменение фактического состава преследует прежде всего организационные цели - не допустить заключения ненужной, невыгодной <<сделки>>. Вместе с тем оно косвенно выступает как неблагоприятное последствие для лица, превысившего свои полномочия, т.е. как санкция. Во-вторых, корректировка незавершенной части состава может выражаться в условном признании некоторых фактов существующими (или отсутствующими). Так, если в условной <<сделке>> одна из сторон недобросовестно воспрепятствовала наступлению условия, оно признается наступившим (ст.61, ч.3 ГК РСФСР). Право отреагировало на дефектность фактического состава автоматическим признанием факта существующим.

Приведенные примеры интересны тем, что они показывают правовые возможности для борьбы с юридически дефектными действиями еще до возникновения правоотношения, на стадии формирования фактического состава. Это свидетельствует о том, что функции юридических фактов не ограничиваются установлением, изменением, прекращением правовых отношений. Юридические факты могут активно использоваться в механизме правового регулирования для предотвращения дефектных действий, устранения их отрицательных последствий. В этом - еще одна их дополнительная функция.

Появление или отпадение прав и обязанностей в других правоотношениях. В силу системной связи правовых отношений дефектность фактического состава одного правоотношения не безразлична для нормального осуществления иных правовых связей. Например, несоблюдение письменной формы <<сделки>> затрудняет ее доказывание в правоприменительном процессе. В законодательстве предусмотрено, что в случае подобного нарушения стороны лишаются права ссылаться в подтверждение <<сделки>> на свидетельские показания (ст.46 ГК РСФСР). Таким образом, реакция на нарушение в фактическом составе материального правоотношения выразилась в корректировке прав субъектов в возможном процессуальном правоотношении.

Рассмотренные выше санкции реализуются двумя основными способами - в порядке самозащиты или автоматически.

Самозащита представляет собой допускаемую законом возможность <<односторонних>> действий по обеспечению своего субъективного права. Она - один из древнейших способов защиты прав. "В ранние времена развития римского и германского права, - писал Л.Эннекцерус, - самопомощь имела очень большое значение... Вероятно, что государственная защита права, в частности, принудительное исполнение родилась в этих обеих правовых системах из самопомощи" <22>. Самозащитой является, например, упоминавшееся выше снижение страхового возмещения. Этот прием позволяет поднять активность участников правоотношений, ориентирует на использование различных социальных возможностей для защиты своих законных прав и интересов. Но реализация санкций в форме самозащиты имеет пределы. Как отмечают Ю.Г.Басин и А.Г.Диденко, в области хозяйственных отношений законодательство вынуждено "подстраховать" интересы должника от излишне активных действий кредитора, защищающего свои права <23>.

Автоматическое наступление санкций имеет место в тех случаях, когда негативные правовые последствия наступают непосредственно в силу указания нормы права, без каких-либо действий участников правоотношения или правоприменительных органов. В автоматическом порядке могут наступать и санкция недействительности, и некоторые активные санкции. Например, несоблюдение нотариальной формы <<сделки>>, письменной формы соглашений о неустойке, о поручительстве (ст.ст.47, 188, 203 ГК РСФСР) влечет автоматическую недействительность этих <<сделок>>.

Достоинство автоматического порядка наступления санкций заключается в том, что дефектная юридическая ситуация разрешается на уровне самих участников правоотношений, без обращения к правоприменительным органам. Это способствует повышению "саморегулируемости" общественных отношений. Автоматический порядок не требует сложного юридического механизма, каких-либо особых процедур. В его основе лежит реальная взаимозависимость общественных отношений, которую право оформляет и усиливает, придавая ей автоматический характер.

Автоматический порядок наступления санкций имеет и негативные стороны. Далеко не всякая санкция может наступать подобным способом. Это происходит лишь в относительно простых юридических ситуациях, когда можно однозначно зафиксировать в норме права и юридические факты, и правовые последствия. Данный порядок рассчитан на добровольное признание возникших из закона правовых последствий. Если же стороны оспаривают юридические факты или не признают наступивших последствий, неизбежно обращение к юрисдикционному органу для разрешения конфликтной ситуации. Нельзя исключить и ошибочной реализации автоматической санкции. "Нарушение формы <<сделки>>, требующей нотариального оформления, - пишет Т.И.Илларионова, - отнюдь не всегда вызвано попыткой сторон обойти закон, а "автоматическое" лишение силы юридического факта иногда приводит к существенному нарушению интересов одного из контрагентов" <24>.

Использование в законодательстве автоматической санкции требует тщательного регулирования сопряженных с ней правовых отношений. В противном случае эффект от оперативного наступления правовых последствий будет сведен к нулю неэффективностью правового механизма в целом. Так, в законодательстве предусмотрено автоматическое взыскание повышенных процентов за пользование кредитом при нарушении сроков проектирования или строительства. Даже тогда, когда сроки строительства сорваны по вине заказчика, с подрядчика взыскиваются повышенные процентные ставки в полном объеме <25>. Очевидно, что автоматическая санкция в данном случае недостаточно эффективна. Она должна быть дополнена механизмом, который позволил бы взыскивать суммы с действительного виновника нарушения сроков.

Каково место активных (в том числе автоматических) санкций в системе санкций советского законодательства? Для ответа на этот вопрос необходимо принять во внимание несколько обстоятельств. Во-первых, значительная часть рассматриваемых санкций реализуется в <<одностороннем>> порядке (путем самозащиты) либо автоматически. Во-вторых, указанные санкции применяются за сам факт нарушения, независимо от вины лица, допустившего нарушение. В-третьих, задача преодоления нарушений сочетается в них с позитивными организационными функциями. Это позволяет отнести активные санкции, применяемые за нарушение в юридическом составе, к оперативным санкциям законодательства <26>.

В итоге следует прийти к выводу, что советское законодательство располагает широкой системой средств юридического реагирования на дефекты в юридических фактах и фактических составах. Использование этих средств обеспечивает дифференцированный подход к дефектным юридическим фактам и составам, сохранение (в полном объеме или частично) юридической силы за некоторыми из них.

5. Дефектные юридические факты и составы - негативное явление в правовой системе. Возникновение юридического факта с тем или иным нарушением затрудняет нормальный процесс правового регулирования, защиту законных прав граждан и организаций. Каковы причины дефектности юридических фактов? Существуют ли средства для ее предотвращения?

Одна из основных причин дефектности юридических фактов - их скрытое перерождение. С течением общественной жизни факты не остаются неизменными. Как уже отмечалось, могут измениться общественная оценка факта, его юридическое значение. Изменения в факте бывают и внутренними, скрытыми. Они могут выражаться в расхождении между содержанием факта и внешней формой его выражения. Например, гражданин, имеющий диплом о специальном образовании, может утратить со временем необходимые знания и навыки. Но юридический факт (наличие специального образования) внешне останется без изменений. Он сохраняется, поскольку существует "внешняя оболочка" - документ, диплом. Скрытое перерождение фактов возникает и из-за расхождения между первичными и производными фактами, когда производный обобщающий показатель (такие примеры приводились) "теряет контакт" с той сферой реальности, которую он призван отражать.

Скрытое перерождение юридических фактов - не какая-то частичная проблема. "Текучесть" социальных фактов, способность их к внутренней трансформации имеет принципиальное значение. Она должна учитываться при определении "конструкции" правового регулирования в той или иной области отношений, в процессе кодификации законодательства, в правоприменительной деятельности. Очевидно, что в правовом регулировании ряда длящихся правоотношений (трудовых, земельных и др.) должен предусматриваться периодический контроль за юридическими фактами, на которых основывается предоставление прав и возложение обязанностей. Некоторые формы такого контроля существуют (например, переизбрание на должность, аттестация), но в целом проблема остается открытой. Очевидно, что правовое регулирование не может быть эффективным, если в каких-то случаях государственные органы руководствуются "видимостью фактов", не вникая в их действительное содержание.

Одна из причин (и форм) дефектности - фальсификация юридических фактов. Следует разграничивать два вида фальсификации. Во-первых, это искусственная фабрикация фактических обстоятельств, имитирующих юридические факты, чтобы добиться получения прав или освобождения от обязанностей (например, имитация болезни), и, во-вторых, создание фиктивных доказательств (фальшивых документов, справок, вещественных доказательств) о несуществующих юридических фактах. Необходимо различать также полную, частичную фальсификацию юридического факта и фальсификацию одного из элементов фактического состава.

Фальсификация юридических фактов - один из наиболее грубых видов нарушений, ибо подобным путем добиваются целей, как правило, не имеющих ничего общего с интересами общества, государства, не совместимых с социалистической законностью. Юридические последствия фальсификации фактов определяются ее характером и теми целями, которые при этом преследовались. За некоторые виды фальсификации установлена уголовная ответственность (ст.ст.80, 133, 152.1, 175, 180, 181, 196, 198.1, 201, 249 УК РСФСР). В других случаях законодательство ограничивается тем, что признает фальсифицированный факт недействительным. Например, если граждане совершают притворную <<сделку>> для того, чтобы "прикрыть" другую, которая ничего противозаконного в себе не содержит, то притворная <<сделка>> недействительна, но ее недействительность не лишает юридической силы прикрываемое соглашение (ст.53 ГК РСФСР).

Фальсификация юридических фактов не всегда еще вызывает надлежащие последствия. Так, в настоящее время не привлекаются к какой-либо ответственности лица, представляющие фиктивные документы (характеристики, копии трудовых книжек, медицинские справки) в приемные комиссии учебных заведений. Не несут юридической ответственности и должностные лица, удостоверяющие подобные документы. Нуждается в совершенствовании порядок "выведения из оборота" документов, лишенных юридической силы. Оповещение в печати о том, что определенный документ (диплом, например) признан недействительным, не достигает цели, так как это не исключает его незаконного использования. По нашему мнению, в законодательстве должна быть установлена административная ответственность за отказ возвратить подлинник документа, признанного недействительным.

Фальсификация юридических фактов имеет свои причины, в том числе и объективного характера. В частности, как отмечается в печати, фальсификация нарядов, составляемых для оплаты строительных работ, во многом порождена несовершенством нормирования и организации труда в строительстве <27>. Глубокое изучение причин и условий фальсификации юридических фактов - необходимая предпосылка для успешной борьбы с этим негативным явлением.

Предупреждение дефектности юридических фактов непосредственно связано с совершенствованием правового режима документов. Как отмечает А.Б.Венгеров, в юридической науке существовала известная недооценка проблем документа <28>. В результате в правовых режимах различных видов документов (статистических, архивных, отчетных, внутриорганизационных и др.) сложились не всегда оправданные различия. Неодинаков уровень их нормативной регламентации, различаются формы ответственности за ошибку и преднамеренное искажение информации, неодинаковы правовые последствия фальсификации фактов. Требуют специального изучения условия, облегчающие фальсификацию документов. Имеется в виду неоптимальность форм документов (отсутствие необходимых реквизитов или, наоборот, перегруженность реквизитами), ненадежность технической защиты (отсутствие специальной бумаги, защитных сеток, контрольных знаков), плохая организация учета бланков документов и т.д.На наш взгляд, вопросы правового режима документов, функционирующих в государственном управлении, должны получить комплексное регулирование в специальном нормативном акте.

Одна из перспектив предупреждения дефектности юридических фактов связана с дальнейшим внедрением вычислительной техники, средств автоматизации управления. На современном этапе становится возможным и все более необходимым создание всесоюзного централизованного учета некоторых юридических фактов - местожительства граждан, гражданского состояния, наличия жилплощади, специального образования и некоторых других. Подобный учет, ни в чем не ущемляя законных прав и интересов личности, способствовал бы значительному упрощению правовых процедур, облегчил доказывание юридических фактов, практически исключил бы необоснованное возникновение некоторых видов правоотношений, незаконное получение льгот и преимуществ. Такой учет способствовал бы дальнейшему совершенствованию социалистического правопорядка, более оперативной защите законных прав граждан и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: