Серьезным стимулом для роста исполнительского мастерства явилась возникшая возможность распространения музыкальных и литературных произведений средствами книго- и нотопечатания. Теперь исполнитель, воссоздавая напечатанное произведение, не имел перед собой «живого образца» и даже мог до сего времени ни разу не слышать или не видеть принятого к исполнению сочинения,
что значительно усложняло дело. Чтобы воспроизводимая копия
оказалась наиболее близкой к оригиналу, исполнителю необходимо
было воспитывать в себе определенное художественное умение и
чутье. Надо было к тому же практически владеть хотя бы элементарными знаниями в области теории музыки или литературы, чтобы
при воплощении не были бы нарушены сложившиеся законы этих
видов искусства.
Непрестанное повышение исполнительского мастерства стимулировалось, кроме того, увеличением числа артистов, выступающих с одинаковым или близким по жанру материалом. Возникало своего рода соревнование, творческая конкуренция. Побеждали артисты, наиболее интересно, самобытно воспроизводившие оригинал. Поэтому исполнительскому творчеству потребовались еще более яркие индивидуальности, не только наделенные природными данными, но и владеющие школой. Школа, комплекс умений, выработанная система творческого труда — все это способствовало росту мастерства, что, в частности, решало и еще одну важную задачу: позволяло при многократном повторе сохранять художественную стабильность исполняемого произведения, рождало исполнительские традиции.
|
|