Концертные помещения

До начала активной публичной концертной деятельности помещениями для исполнения серьезной музыки служили церкви, дворцы, придворные театры, артистические салоны. В Петербурге концер­танты обращались к милости вельмож-меценатов, и первыми кон­цертными помещениями здесь оказались дом князя Барятинского, дворец графов Строгановых, а также Аничков дворец, Пажеский корпус. Исполнители не брезговали выступлениями и в помеще­ниях трактиров. «Концерты стали даваться,— пишет исследова­тель,— и в Виртембергском трактире, и в Английском трактире в Галерном дворе. <...> Трактирщики не только сдавали свой зал концертантам, но довольно часто устраивали музыкальные увесе­ления на свой собственный риск». Вот, например, указание, отно­сящееся к 1774 году: «Приехавший сюда Николай Кельснер будет производить на разных инструментах музыку, т. е. на арфе и вся­ких других музыкальных орудиях, также мужское и женское пение. Зрелище будет в Рижском трактире у Вальстрома, по полудни около трех часов с произвольною платою» (Там же, с. 16.).

XIX век стал веком расцвета концертной деятельности не только в области серьезной музыки, но и положил начало упорядоченным концертным формам развлекательного направления, которые, бу­дучи перенесенными с площадей и садов в закрытые помещения, обрели иные, более подходящие условия для слушательского вос­приятия.

Англия оказалась родиной первичных форм развлекательных эстрадных концертных программ в помещениях салон-театров, паб-театров (Паб-театры — пивные залы с концертированием.) и, наконец, в виде мюзик-холлов — музыкальных залов при гостиницах (с 1832 г.). Соединение концертных выступлений с деятельностью трактиров и ресторанов было обусловлено их функ­циональной общностью во имя отдыха посетителей, их времяпре­провождения па досуге. Рестораны, трактиры, отели, располагавшие общественными помещениями, залами, предоставляли эти помеще­ния для концертных выступлений, привлекая к себе тем самым дополнительное число посетителей и постояльцев.

Особого расцвета подобный симбиоз достиг, но Франции во вто­рой половине XIX столетия. Характерной для Парижа, для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных па небольшое число посетителей. Это об­стоятельство позволяло развиваться в них камерным жанрам лири­ческого пения (кафешантаны), доверительного разговора с публи­кой, сольного танца, эксцентрики (кафе-концерты). Концертная деятельность такого рода происходила не только в помещениях кафе, но и в других, более или менее подходящих для этой цели местах. Морис Шевалье, рассказывая о своем детстве, вспоминает о табачной лавке с залом, где показывалась программа «Элизе Менильмонтан» (См.: Шевалье М. Мой путь и мои песни, с. 16.).

Лондонский Воксал, популярное место увеселений англичан, пе­редал свое имя целому ряду специально строившихся помещений для проведения концертов, иногда соединявших в себе две функ­ции — концертного зала и станции пригородной железной дороги, куда приезжали специально па концерт горожане. Так появились первые в России «воксалы» в Павловске, сестрорецком Курорте под Петербургом, московском Петровском парке. О последнем востор­женный отзыв оставил писатель М. Загоскин. «Трудно придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка,— писал он.— Крытые широкие террасы, прекрасные галереи, краси­вые комнаты и огромная зала в два света истинно изящной архи­тектуры» (Цит. по кн.: Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады, с. 108.).

Известна история трансформации городских усадебных строений в первоклассные концертные залы. Например, петербургский дом: князя Голицына после смерти владельца переходил из рук в руки, и новые его владельцы часто сдавали в аренду большой зал этого особняка. В 30-х годах XIX века долг перешел к Энгельгардту, который не стал устраивать в нем квартиры, а еще более приспособил для концертов, маскарадов и различных увеселений.

В середине XIX века во всем мире начинается оборудование кон­цертных залов так называемого филармонического направления. Для подобных концертов зачастую предоставляются залы дворян­ских, офицерских, купеческих собраний, своего рода сословные клубы.

После Великой Октябрьской социалистической революции раз­вертывается массовое строительство клубов, домов и дворцов куль­туры, в каждом из которых обязательно наличествуют театрально-концертные залы.

За несколько последних десятилетий в СССР и других социали­стических странах построено значительное число новых специаль­ных концертных залов, дворцов спорта, дворцов культуры, оборудо­ванных современной сценической техникой. Интерьеры этих зда­ний (в большинстве своем) удовлетворяют основным требованиям эстетики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: