До начала активной публичной концертной деятельности помещениями для исполнения серьезной музыки служили церкви, дворцы, придворные театры, артистические салоны. В Петербурге концертанты обращались к милости вельмож-меценатов, и первыми концертными помещениями здесь оказались дом князя Барятинского, дворец графов Строгановых, а также Аничков дворец, Пажеский корпус. Исполнители не брезговали выступлениями и в помещениях трактиров. «Концерты стали даваться,— пишет исследователь,— и в Виртембергском трактире, и в Английском трактире в Галерном дворе. <...> Трактирщики не только сдавали свой зал концертантам, но довольно часто устраивали музыкальные увеселения на свой собственный риск». Вот, например, указание, относящееся к 1774 году: «Приехавший сюда Николай Кельснер будет производить на разных инструментах музыку, т. е. на арфе и всяких других музыкальных орудиях, также мужское и женское пение. Зрелище будет в Рижском трактире у Вальстрома, по полудни около трех часов с произвольною платою» (Там же, с. 16.).
|
|
XIX век стал веком расцвета концертной деятельности не только в области серьезной музыки, но и положил начало упорядоченным концертным формам развлекательного направления, которые, будучи перенесенными с площадей и садов в закрытые помещения, обрели иные, более подходящие условия для слушательского восприятия.
Англия оказалась родиной первичных форм развлекательных эстрадных концертных программ в помещениях салон-театров, паб-театров (Паб-театры — пивные залы с концертированием.) и, наконец, в виде мюзик-холлов — музыкальных залов при гостиницах (с 1832 г.). Соединение концертных выступлений с деятельностью трактиров и ресторанов было обусловлено их функциональной общностью во имя отдыха посетителей, их времяпрепровождения па досуге. Рестораны, трактиры, отели, располагавшие общественными помещениями, залами, предоставляли эти помещения для концертных выступлений, привлекая к себе тем самым дополнительное число посетителей и постояльцев.
Особого расцвета подобный симбиоз достиг, но Франции во второй половине XIX столетия. Характерной для Парижа, для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных па небольшое число посетителей. Это обстоятельство позволяло развиваться в них камерным жанрам лирического пения (кафешантаны), доверительного разговора с публикой, сольного танца, эксцентрики (кафе-концерты). Концертная деятельность такого рода происходила не только в помещениях кафе, но и в других, более или менее подходящих для этой цели местах. Морис Шевалье, рассказывая о своем детстве, вспоминает о табачной лавке с залом, где показывалась программа «Элизе Менильмонтан» (См.: Шевалье М. Мой путь и мои песни, с. 16.).
|
|
Лондонский Воксал, популярное место увеселений англичан, передал свое имя целому ряду специально строившихся помещений для проведения концертов, иногда соединявших в себе две функции — концертного зала и станции пригородной железной дороги, куда приезжали специально па концерт горожане. Так появились первые в России «воксалы» в Павловске, сестрорецком Курорте под Петербургом, московском Петровском парке. О последнем восторженный отзыв оставил писатель М. Загоскин. «Трудно придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка,— писал он.— Крытые широкие террасы, прекрасные галереи, красивые комнаты и огромная зала в два света истинно изящной архитектуры» (Цит. по кн.: Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады, с. 108.).
Известна история трансформации городских усадебных строений в первоклассные концертные залы. Например, петербургский дом: князя Голицына после смерти владельца переходил из рук в руки, и новые его владельцы часто сдавали в аренду большой зал этого особняка. В 30-х годах XIX века долг перешел к Энгельгардту, который не стал устраивать в нем квартиры, а еще более приспособил для концертов, маскарадов и различных увеселений.
В середине XIX века во всем мире начинается оборудование концертных залов так называемого филармонического направления. Для подобных концертов зачастую предоставляются залы дворянских, офицерских, купеческих собраний, своего рода сословные клубы.
После Великой Октябрьской социалистической революции развертывается массовое строительство клубов, домов и дворцов культуры, в каждом из которых обязательно наличествуют театрально-концертные залы.
За несколько последних десятилетий в СССР и других социалистических странах построено значительное число новых специальных концертных залов, дворцов спорта, дворцов культуры, оборудованных современной сценической техникой. Интерьеры этих зданий (в большинстве своем) удовлетворяют основным требованиям эстетики.