Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли: можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества состоялся, необходимы хотя бы элементарные специфические условия. Выступления артистов в обстановке праздничного гулянья, пиршества, ярмарочного веселья не могли в полной мере рассчитывать на обостренное внимание зрителей, на их единую ответную - реакцию. Так называемый «неорганизованный» зритель не чувствовал за собой обязанности завязывать с артистом какие-то, пусть кратковременные, отношения. Публика такого рода являлась пассивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться и увлечься происходящим или рассказываемым только в случае, если его это заинтересовало. Из истории нам известно множество примеров печальной зависимости артиста от настроения случайной аудитории, от других обстоятельств, отрицательно сказывающихся на творчестве. Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия. Заметим, что театр из-за своей специфики (протяженности действия, достаточно сложного декорационного, а затем и светового оформления) издавна функционировал в специальных помещениях и театральная публика была приучена к определенным нормам поведения во время театрального представления.
Правда, свыше двух веков назад, «до второй половины XVIII века,— читаем мы в энциклопедическом словаре,— была наиболее распространена форма закрытого концерта, связанного с придворным и аристократическим бытом и рассчитанная на небольшой круг специально приглашенных лиц». (Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1959, с. 115.)
Но, строго говоря, вряд ли правильно называть концертом исполнение музыки в столь узком кругу. Скорее всего, для обозначения этого вида занятий искусством подходит старинный термин музицирование. Здесь возможны остановки, повторы, даже обмен мнениями во время исполнения.
Возникновение коммерческих (платных) публичных концертов положило начало ориентации слушателей на совместное творческое восприятие. Историки по-разному определяют время первых платных публичных концертов. Есть указания на последнюю четверть XVII века — Англия, Лондон. Другая версия отсылает нас к первой трети XVIII века — Франция, Париж. В России концертная жизнь возникает в 40-х годах XVIII века, о чем может свидетельствовать хотя бы такое объявление, помещенное в июле 1746 года в одной из петербургских газет: «По полудни в 7 часу приезжий бассист в доме генерала Загрязского будет петь концерты с музыкою, чего ради желающие его слушать могут приходить в означенный дом с платежом по 1 рублю с персоны» (Столпянский Л. Старый Петербург. Л., 1926, с. 7.).
Концерты, подобные этому, были рассчитаны на довольно широкую городскую аудиторию, хотя и не без ограничений: «...Все знатные господа, купцы, мещане соблаговолят туда приходить для слушанья, а пьяные лакеи, бездельные женщины туда пускаемы быть не могут» (Там же.).