Возникновение концертного творчества

Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в его настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли: можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Но для того, чтобы акт активного восприятия или сотворчества со­стоялся, необходимы хотя бы элементарные специфические усло­вия. Выступления артистов в обстановке праздничного гулянья, пиршества, ярмарочного веселья не могли в полной мере рассчиты­вать на обостренное внимание зрителей, на их единую ответную - реакцию. Так называемый «неорганизованный» зритель не чувство­вал за собой обязанности завязывать с артистом какие-то, пусть кратковременные, отношения. Публика такого рода являлась пас­сивным потребителем, любопытствующим прохожим, который мог остановиться и увлечься происходящим или рассказываемым только в случае, если его это заинтересовало. Из истории нам известно множество примеров печальной зависимости артиста от настроения случайной аудитории, от других обстоятельств, отрицательно сказы­вающихся на творчестве. Чтобы концертное исполнительство стало актом искусства, были необходимы определенные условия. Заметим, что театр из-за своей специфики (протяженности действия, доста­точно сложного декорационного, а затем и светового оформления) издавна функционировал в специальных помещениях и театральная публика была приучена к определенным нормам поведения во время театрального представления.

Правда, свыше двух веков назад, «до второй половины XVIII века,— читаем мы в энциклопедическом словаре,— была наиболее распространена форма закрытого концерта, связанного с придвор­ным и аристократическим бытом и рассчитанная на небольшой круг специально приглашенных лиц». (Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1959, с. 115.)

Но, строго говоря, вряд ли правильно называть концертом исполнение музыки в столь узком кругу. Скорее всего, для обозначения этого вида занятий искус­ством подходит старинный термин музицирование. Здесь возможны остановки, повторы, даже обмен мнениями во время исполнения.

Возникновение коммерческих (платных) публичных концертов положило начало ориентации слушателей на совместное творческое восприятие. Историки по-разному определяют время первых плат­ных публичных концертов. Есть указания на последнюю четверть XVII века — Англия, Лондон. Другая версия отсылает нас к пер­вой трети XVIII века — Франция, Париж. В России концертная жизнь возникает в 40-х годах XVIII века, о чем может свидетель­ствовать хотя бы такое объявление, помещенное в июле 1746 года в одной из петербургских газет: «По полудни в 7 часу приезжий бассист в доме генерала Загрязского будет петь концерты с музы­кою, чего ради желающие его слушать могут приходить в означен­ный дом с платежом по 1 рублю с персоны» (Столпянский Л. Старый Петербург. Л., 1926, с. 7.).

Концерты, подобные этому, были рассчитаны на довольно широ­кую городскую аудиторию, хотя и не без ограничений: «...Все знатные господа, купцы, мещане соблаговолят туда приходить для слушанья, а пьяные лакеи, бездельные женщины туда пускаемы быть не могут» (Там же.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: