Выделение солистов и авторов

Важным этапом на пути эволюции как теат­рального, так и концертного исполнительства оказался момент выделения корифеев, прота­гонистов, солистов из общего состава участвую­щих и постепенное разделение всей массы участников на исполни­телей и зрителей. Конечно, этот процесс не уничтожил вовсе массовых игровых форм искусства, они живы и сейчас в виде фоль­клорного творчества, но первые шаги к формированию профессио­нального концертно-исполнительского искусства были сделаны именно таким образом.

Можно предположить далее, что корифеи в каких-то случаях со­всем порывали с коллективными формами творчества, становясь со­лирующими творцами. Оставаясь в одиночестве, исполнитель-солист оказывался более свободным в своих устремлениях, планах. Кроме того, странствуя, он находил для показа своего искусства новых и новых зрителей.

Важным моментом в эволюции сольного исполнительства следует считать и постепенное отделение исполнителя от автора. Причины, вызвавшие это размежевание, по-видимому, надо связывать, прежде всего, с ростом художественных критериев аудитории. Находясь в условиях непрестанно повышающихся требований публики, создавать новые оригинальные произведения, оказалось, по силам далеко не всем исполнителям. Выявилась необходимость в лицах, наделен­ных особым видом одаренности — способностью к сочинению. Зри­тели поощряли такое разделение труда: оно делало более разнооб­разным и интересным репертуар бродячих солистов, а также уве­личило возможность многократного исполнения одного и того же популярного произведения. Теперь сочинения некоего (может быть, и безымянного) автора воспроизводились с голоса многими испол­нителями, причем некоторые из них вносили в произведение свои дополнения, трактовали его по-своему.

Следует обратить внимание на то, что в народных жанрах отде­ление исполнителя от автора произошло значительно позднее, чем в так называемых строгих, академических концертных жанрах. Скоморохи, сказители, петрушечники, раешники почти на всем про­тяжении времени их существования оставались и авторами, и испол­нителями в одном лице. Объяснение этому можно найти в демокра­тической основе деятельности артистов данных жанров, не желаю­щих и не могущих зависеть от кого бы то ни было. Они сами находили материал для творчества, сами его обрабатывали, сами исполняли, при этом импровизируя и насыщая его злободневностью. Другой причиной сохранения в одном лице всего творческого ком­плекса было устойчивое желание слушателей общаться с данной конкретной личностью исполнителя, предполагая при этом, что все им сказанное и спетое есть его собственное творчество и что оно является отражением его собственных мыслей, дум, чаяний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: