Важным этапом на пути эволюции как театрального, так и концертного исполнительства оказался момент выделения корифеев, протагонистов, солистов из общего состава участвующих и постепенное разделение всей массы участников на исполнителей и зрителей. Конечно, этот процесс не уничтожил вовсе массовых игровых форм искусства, они живы и сейчас в виде фольклорного творчества, но первые шаги к формированию профессионального концертно-исполнительского искусства были сделаны именно таким образом.
Можно предположить далее, что корифеи в каких-то случаях совсем порывали с коллективными формами творчества, становясь солирующими творцами. Оставаясь в одиночестве, исполнитель-солист оказывался более свободным в своих устремлениях, планах. Кроме того, странствуя, он находил для показа своего искусства новых и новых зрителей.
Важным моментом в эволюции сольного исполнительства следует считать и постепенное отделение исполнителя от автора. Причины, вызвавшие это размежевание, по-видимому, надо связывать, прежде всего, с ростом художественных критериев аудитории. Находясь в условиях непрестанно повышающихся требований публики, создавать новые оригинальные произведения, оказалось, по силам далеко не всем исполнителям. Выявилась необходимость в лицах, наделенных особым видом одаренности — способностью к сочинению. Зрители поощряли такое разделение труда: оно делало более разнообразным и интересным репертуар бродячих солистов, а также увеличило возможность многократного исполнения одного и того же популярного произведения. Теперь сочинения некоего (может быть, и безымянного) автора воспроизводились с голоса многими исполнителями, причем некоторые из них вносили в произведение свои дополнения, трактовали его по-своему.
Следует обратить внимание на то, что в народных жанрах отделение исполнителя от автора произошло значительно позднее, чем в так называемых строгих, академических концертных жанрах. Скоморохи, сказители, петрушечники, раешники почти на всем протяжении времени их существования оставались и авторами, и исполнителями в одном лице. Объяснение этому можно найти в демократической основе деятельности артистов данных жанров, не желающих и не могущих зависеть от кого бы то ни было. Они сами находили материал для творчества, сами его обрабатывали, сами исполняли, при этом импровизируя и насыщая его злободневностью. Другой причиной сохранения в одном лице всего творческого комплекса было устойчивое желание слушателей общаться с данной конкретной личностью исполнителя, предполагая при этом, что все им сказанное и спетое есть его собственное творчество и что оно является отражением его собственных мыслей, дум, чаяний.