КОНЦЕРТНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЕ КОНЦЕРТНОГО ТВОРЧЕСТВА
Воспроизведение и рассказ
Сегодня усилиями исследователей может быть
создана лишь приблизительная гипотеза возникновения и последующего развития музыкального, танцевального и театрального исполнительства на раннем
этапе существования человеческого общества.
Развивающееся в первобытном человеке чувство ритма породило танец и звуковое (бессловесное) пение, которые, чередуясь или сочетаясь, отображали жизнь в формах обрядов, ритуалов, празднеств,, игр. С возникновением речи пение обрело слово.
Игровое подражание человеческой деятельности и, как образно выразился поэт Мустай Карим, подспудное желание «посмотреть на себя со стороны» (Карим М. Притча о трех братьях. М., 1978, с. 131.) привели на основе ранее существовавших игровых навыков к появлению простейших зрелищных форм будущего театра.
Но сами первичные зародыши искусства музыки, танца, пения после возникновения театра не погибли, а продолжали развиваться» бережно сохраняя свою независимость и проявляясь в произведениях кратких, лаконичных форм. Их успешное сосуществование с театром, по-видимому, может быть объяснено укоренившимся наследованием из поколения в поколение музыкальных и пластических исполнительских способностей и умений, а также сравнительной (с театром) легкостью демонстрации этих умений. Театр большей частью основывался на коллективизме исполнения, и его синтетичность усложняла процессы подготовки и показа спектаклей.
Вероятно, с тех пор, как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности — средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство).
Иногда эти способы соединялись и сочетались. Так, в театре, наряду с игровыми сценами, произносились монологи-рассказы. Пли, наоборот, при концертном выступлении отдельные моменты словесного или певческого рассказа театрализовывались, то есть разыгрывались. Театрализация такого рода оказывалась впоследствии характерной именно для эстрадных жанров.
Протяженные и краткие формы исполнительства
Развитию театра способствовало утверждение особого рода литературы — драматургии. Протяженность пьесы определялась действенным сюжетом, который насыщался различными событиями, подчас самыми неожиданными и сложными.
Концертное творчество в его основных проявлениях (пение, рассказ, танец) чаще всего оперировало краткими по времени произведениями, прежде всего потому, что один исполнитель (солист) был не в состоянии передать многоплановость отображаемой действительности. Он мог либо, перевоплотившись в какого-то героя, воспроизвести способом монолога отдельные моменты его духовной и физической жизни, либо, находясь в роли эпического рассказчика, словесно рисовать картины событий. Но пребывание на сцене без партнеров всегда оказывалось менее интересным, поэтому монологи героев на эстраде бывали непродолжительными. Да и эпическому рассказчику трудно было долгое время удерживать внимание слушателей.
Исполнителям, которые владели не одним каким-то умением, а целым их комплексом, было значительно легче вызывать интерес публики. Они чередовали или сочетали слово с лицедейством, с танцем, с акробатикой, использовали детали театрального костюма, реквизит. Но, тем не менее, исполнители — «мастера на все руки» (прообраз эстрадного актера) тоже предпочитали малые, непротяжённые формы выступлений (мы бы сказали — номеров), поскольку чередование различных кратких, непохожих друг на друга произведений тоже являлось немаловажным фактором для поддержания устойчивого зрительского интереса.