Протяженные и краткие формы исполнительства

КОНЦЕРТНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЕ КОНЦЕРТНОГО ТВОРЧЕСТВА

Воспроизведение и рассказ

Сегодня усилиями исследователей может быть
создана лишь приблизительная гипотеза воз­никновения и последующего развития музы­кального, танцевального и театрального исполнительства на раннем
этапе существования человеческого общества.

Развивающееся в первобытном человеке чувство ритма породило танец и звуковое (бессловесное) пение, которые, чередуясь или со­четаясь, отображали жизнь в формах обрядов, ритуалов, празднеств,, игр. С возникновением речи пение обрело слово.

Игровое подражание человеческой деятельности и, как образно выразился поэт Мустай Карим, подспудное желание «посмотреть на себя со стороны» (Карим М. Притча о трех братьях. М., 1978, с. 131.) привели на основе ранее существовавших игро­вых навыков к появлению простейших зрелищных форм будущего театра.

Но сами первичные зародыши искусства музыки, танца, пения после возникновения театра не погибли, а продолжали развиваться» бережно сохраняя свою независимость и проявляясь в произведе­ниях кратких, лаконичных форм. Их успешное сосуществование с театром, по-видимому, может быть объяснено укоренившимся наследованием из поколения в поколение музыкальных и пластиче­ских исполнительских способностей и умений, а также сравнитель­ной (с театром) легкостью демонстрации этих умений. Театр боль­шей частью основывался на коллективизме исполнения, и его син­тетичность усложняла процессы подготовки и показа спектаклей.

Вероятно, с тех пор, как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности — средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство).

Иногда эти способы соединялись и сочетались. Так, в театре, наряду с игровыми сценами, произносились монологи-рассказы. Пли, наоборот, при концертном выступлении отдельные моменты словес­ного или певческого рассказа театрализовывались, то есть разыгры­вались. Театрализация такого рода оказывалась впоследствии ха­рактерной именно для эстрадных жанров.

Протяженные и краткие формы исполнительства

Развитию театра способствовало утверждение особого рода литературы — драматургии. Протяженность пьесы определялась действенным сюжетом, который насыщался различными со­бытиями, подчас самыми неожиданными и сложными.

Концертное творчество в его основных проявлениях (пение, рас­сказ, танец) чаще всего оперировало краткими по времени произведениями, прежде всего потому, что один исполнитель (солист) был не в состоянии передать многоплановость отображаемой действи­тельности. Он мог либо, перевоплотившись в какого-то героя, вос­произвести способом монолога отдельные моменты его духовной и физической жизни, либо, находясь в роли эпического рассказчика, словесно рисовать картины событий. Но пребывание на сцене без партнеров всегда оказывалось менее интересным, поэтому монологи героев на эстраде бывали непродолжительными. Да и эпическому рассказчику трудно было долгое время удерживать внимание слу­шателей.

Исполнителям, которые владели не одним каким-то умением, а целым их комплексом, было значительно легче вызывать интерес публики. Они чередовали или сочетали слово с лицедейством, с тан­цем, с акробатикой, использовали детали театрального костюма, реквизит. Но, тем не менее, исполнители — «мастера на все руки» (прообраз эстрадного актера) тоже предпочитали малые, непротяжённые формы выступлений (мы бы сказали — номеров), поскольку чередование различных кратких, непохожих друг на друга произ­ведений тоже являлось немаловажным фактором для поддержания устойчивого зрительского интереса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: