И механизмов миротворения

В первой книге «Суммы антропологии» мы осуществили анализ иерархии способов мировоспроизведения (креация, общение, деятельность и познание) и соответствующих ей иерархии мировоспроизводящих практик (трансцендирование, актуализация, социализация и рационализация), построением иррелевантной им иерархией механизмов мировоспроизведения мы как бы достраиваем картину миро-творения до само-творения (схема 5), до структуры творческих способностей Субъекта, посреством которых внешний мир начинает восприниматься как вполне субъективно мотивированное, обладающим собственно человеческими смыслами. Это позволяет несколько прояснить смысл истории, который есть ни что иное как воплощенный смысл самого многомерного человеческого существования. «Религиозный смысл мирового процесса, - писал Н.Бердяев, - в том и заключается, что свобода побеждает необходимость, благодать побеждает закон, мир сверхприродный побеждает мир природный. Победу эту нельзя мыслить механически и внешне, она совершается внутренне и органически, осуществляется таинственно и для непосвященных непостижимо»[117]. Субъектом своей истории является Человек, а не «объективный исторический процесс» и если его история идет по нисходящей линии, то в этом есть высшая целе-трансцендентность, позволяющая Субъекту своей перманентной самообъективацией достраивать имманентную ему «субъективную реальность» до самых низших объективированных форм.

Сформулируем ряд основоположений, составляющих суть субъектоцентристски ориентированного метаисторического сознания:

Во-первых, важнейшим положением метаисторического сознания является признание того, что изначально Единый Субъект затем развертывается во Множественного Субъекта с целой иерархией субличностей. “Всякое множество, - писал Прокл, - будучи ближе к единому, количественно меньше, чем более удаленное от единого, но по потенции больше... менее умноженное более сродно единому, способное производить большее более сродно причине всего и обладает большей потенцией. Из этого ясно, что телесных природ больше, чем душ, а душ больше, чем умов, умов же больше, чем божественных единичностей. И это рассуждение применимо ко всему”.[118] Абсолют порождает субъекты, а не объекты, однако порожденные им субъекты овнешняясь и объективируясь создают “внешний” и “объективный” мир. Таким образом метаистория есть процесс последовательной объективации субъектов результатом которой и выступает Миро-Здание.

Во-вторых метаистория есть проявление мистерии, разыгрываемой в глубинах Духа. Абсолют явно “играет” на понижение онтологического статуса Субъекта и на повышение статуса Объекта, что позволяет Ему нисходить во все более объективированные слои Им же Самим сооружаемого Мироздания. “Всякая причина, дающая начало каждому ряду; - учил Прокл, - уделяет данному ряду свое отличительное свойство. И то, что она есть первично, данный ряд есть ослабление”.[119] Метаистория есть трансцендентный процесс становления Абсолюта в качестве Неиного, в результате которого Ничто полностью “вырабатывает” свои латентные, непроявленные структуры в явные и проявленные структуры Нечто. История расширяющейся вселенной Абсолюта есть как бы внешняя сторона его космо-антропо-социо-природогенеза как Бесконечного Субъекта.

Во-третьих, метаистория есть история вселенских циклов становления Сущего, основу которых составляет перманентный процесс порождения кайросом все более интенсивных форм хроноса. Как считает Пауль Тиллих, история исходит из периода теономии и движется в направлении к периоду теономии, когда обусловленное открыто безусловному, не объявляя безусловным самое себя. Теономия соединяет абсолютный и относительный моменты в интерпретации истории, объединяя требование, чтобы все относительное стало выражением абсолютного, с пониманием того, что ничто относительное само никогда не может стать абсолютным... согласно учению о кайросе, в историческом процессе нет логической, физической или экономической необходимости. Он движим тем единством свободы и судьбы, которое отличает историю от природы.[120]

Ритмическую основу развертывания экзистенциальных свернутостей составляет мировая гармония. Креационистски-эманационные ступеньки метаистории есть ни что иное как единый экзистенциальный гармонический ряд вытягиваемый кайросом из Вечности. “Вечное - учил Николай Кузанский, - не иное ни для чего из всего становящегося, хоть оно само и не становится. Тем самым оно начало и конец возможности стать; становлению вечного, возможность стать миром явно отсылает к миру-архетипу в вечном уме бога”.[121]

В-четвертых, гармонический ряд универсумов, порождаемых метаисторией восходит к внутренней гармонии Духа. Предустанавливаемая Абсолютом мировая гармония в состоянии развертываться, если своей многоуровневой экзистенцией Иерархический Человек созвучен ей, входит с ней в унисон. Человеческая история лишь тогда оказывается экзистенциально конструктивной, если развертывается во всеобщих метаисторических координатах.

В-пятых, как начало так и конец человеческого существования метаисторичны и от того насколько динамика его экзистенции соответствует теогоническому процессу зависит форма его исхода из данного метаисторического эона.Будет ли этот исход перманентным возвращением к своим первоначалам или же он будет происходить в форме Апокалипсиса. Не только от Бога, но и от Человека зависит способ его восхождения от Конца Истории к ее Началу.

С позиции философского субъектоцентризма в единой Метаистории или метаистории Единого как трансцендентного процесса Его развертывания во Множественное можно выделить метаистории астрального, антропного, социального и телесного субъектов, иррелевантные космо-антропо-социо-природогенезу (схема 6). Это последовательно убывающий ряд экзистенциальных монад, “экзистенциальных сгущений” между собой иерархически соподчиненных, в котором низшие экзистенциалы генетически и функционально обусловлены высшими. Низшее не существует в снятом виде в высшем как нечто преодоленное им, а неявно предсуществует в нем как нечто еще метаисторией не порожденное, не развернутое во вне.

Метаистория Метаистория Метаистория Метаистория

астрального антропного социального телесного

субъекта субъекта субъекта субъекта

S O

Само- Субъективация Объективация Объективация

субъективация субъективного субъективного объективного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: