В 3 стакана наливают по 200 мл исследуемой воды и при помощи пипетки добавляют нужное количество сернокислого алюминия, во второй стакан соответственно таблице 13, в первый — на 1 мл меньше, чем во второй, а в третий - на 1 мл больше, чем во второй. Например: если определили устранимую жёсткость в 5 мг-экв/л, то нужно налить в 1 стакан 10,3 мл, во второй — 11,3 мл, и в третий — 12,3 мл реактива. Содержимое стаканов перемешивают стеклянной палочкой и наблюдают скорость реакции образования хлопьев.
Удовлетворительной дозой коагулянта считается та, при которой максимальное образование хлопьев происходит через 10 мин. Если образование хлопьев идет слишком быстро во всех 3-х стаканах, то нужно сделать опыт с несколько уменьшенными дозами коагулянта. Если образование хлопьев задерживается, то к воде нужно прибавить 1% р-р соды в количестве, наполовину меньшем, чем взято коагулянта.
Пример расчёта необходимого количества коагулянта:
если лучше всего коагуляция прошла во втором стакане, куда на 200 мл воды внесено 11,3 мл 1% р-ра сернокислого алюминия, то на 1 л воды потребуется: 11,3 х 5 = 56,5 мл.
|
|
Перерасчёт на сухое вещество:
в 1 мл 1% р-ра сернокислого алюминия — 0,01 г вещества;
в 56,5 мл1% р-ра сернокислого алюминия — Х г вещества
Х = 0,01 х 56,5 = 0,56 г.
в 1 мл 1% р-ра сернокислого алюминия - 0,01 г в-ва
в 56 — Х г
Х =
Заключение о полученных результатах.
Тема №3
Методы улучшения качества воды. Обеззараживание. Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной системы водоснабжения. Зоны санитарной охраны. Нормы водопотребления.
Продолжительность занятия -2 часа.
Вид занятия: практическое.
Цель занятия: изучить методы обеззараживания воды; изучить специальные методы улучшения качества воды (фторирование, обесфторивание, дезодорация, дезактивация, обезжелезивание, опреснение и др.); изучить системы водоснабжения, гигиенические требования к их устройству, а также устройство водопровода; ознакомиться с зонами санитарной охраны водоисточников.
План занятия:
· Приготовить 1 % раствор хлорной извести.
· Проверить активность хлорной извести.
· Определить хлорпотребность воды в стационарных условиях.
· Определить остаточный хлор в водопроводной воде.
Основные вопросы темы занятия:
· Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды. Достоинства и недостатки методов.
· Физические методы.
· Хлорирование воды. Понятие о хлорпотребности, хлорпоглощаемости и остаточном хлоре.
· Способы хлорирования воды.
· Специальные методы улучшения качества воды.
· Системы водоснабжения. Гигиенические требования к их устройству. Устройство водопровода.
· Зоны санитарной охраны водоисточников.
· Нормы водопотребления.