Глава 3. Надо ли читать быстро и что мешает нам читать быстро

«Грамоте учиться – всегда пригодится». Эту пословицу все мы знаем. Только какое она имеет отношение к быстрому чтению? Ведь грамоте как таковой, т. е. умению читать вообще (а не быстро, о чем речь идет сейчас), мы давно уже научились. Однако научиться чему‑либо мало. Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания. Цивилизация не стоит на месте. Еще десятилетие назад компьютерные технологии были чем‑то из ряда вон выходящим, об этом говорили только ученые и, пожалуй, писатели‑фантасты. Сегодня все это стало реальностью. Но как найти себя в этой реальности человеку, который постоянно чувствует себя подавленным из‑за обилия информации. Мы многого не знаем, несмотря на полученное образование (даже если сами учились более чем неплохо). Но на самом деле мы просто многого не желаем знать и понимать. Мы сознательно ограничиваем себя узкими рамками своего бытия, думая, что будем вполне счастливы в этом тесном мирке. Быстрое чтение позволяет разрушить тесные и ненужные границы, раскрывая перед нами удивительные возможности. Впрочем, любые доводы могут быть оспорены людьми, имеющими полярную точку зрения. Безусловно, мнение каждого человека заслуживает уважения. Но так ли выгодно и удобно быть консервативным человеком? Быстрое чтение позволяет существенно увеличить продуктивность любой работы, связанной с получением новой информации. Так почему же некоторым быстрое чтение кажется неприемлемым? Все дело в ложных стереотипах, которые бывает навязаны нам с самого раннего детства. Но от стереотипов нужно избавляться, ничего хорошего они с собой не несут.

Интересными являются выводы американского психолога Роберта Вудворта, который вместе с другим ученым, Гарольдом Шлосбергом, наблюдал за движением глаз представителей разных профессий. Ученые были очень удивлены результатами наблюдений. Они пришли к выводу, что крайне медленно читают те, чья работа связана с юриспруденцией, например судьи. Исключения, безусловно, бывают, но крайне редко. Такую особенность можно объяснить достаточно легко: юриспруденция требует внимательности, скрупулезного изучения различных деталей. Если читать медленно, то, как полагают многие, это поможет ничего не упустить из виду. Безусловно, в этом мнении есть доля истины. Если читаешь материалы следствия (или юридические документы), нередко приходится читать медленно. Но как быть, если привычка читать так же медленно заставляет снижать скорость даже при чтении совершенно иной литературы? Значит, привычка стала нам мешать, и пришла пора от ней избавиться. Есть такое понятие, как «гибкое чтение». О нем можно вспоминать всякий раз, когда мы имеет дело с разными видами текста. Если перед нами новый свод законов, то эти тексты придется читать медленно. Если же перед нами обыкновенная газета, почему бы не прочесть ее значительно быстрее?

Итак, нередко быстрому чтению мешает наше внутреннее убеждение, что читать следует медленно. Однако в нашей книге мы уже не раз говорили, что чем быстрее читаешь, тем лучше понимаешь и запоминаешь. Если наши доводы показались неубедительными, попробуйте поэкспериментировать. Выберите интересующую вас литературу и используйте два вида чтения – быстрое и медленное. Потом сравните, какой вид чтения стал для вас более продуктивным.

С точки зрения психологов, нередко люди испытывают чувство неловкости или даже стыда, если не прочитывают (а иногда даже и не перечитывают) каждое слово. Возможно, эта не самая лучшая традиция ведет свое начало с первого класса, с изучения алфавита. Но самое лучшее в данной ситуации – оставить свои сомнения, чтобы они не мешали продуктивному чтению. Останавливаться на каждом слове не только неприятно, но и бессмысленно.

Несмотря на приверженность привычкам, мы тем не менее весьма успешно с ними расстаемся. Однако нередко испытываем неловкость за свои успехи. Если раньше одну книгу мы читали не менее 3 месяцев, то как‑то странно завершить чтение за 1–2 вечера. И сразу возникают сомнения: «А так ли хорошо мы все поняли? Не лучше ли мы запоминали, когда читали медленно?» Такие и подобные этим вопросы возникают достаточно часто. Мы не верим себе, подвергаем сомнению свои успехи и достоинства. Нам кажется, что мы много упустили из текста. Как будто раньше, когда на одну книгу времени уходило в несколько раз больше, все обстояло по‑другому.

Приходится признать, что когда мы получаем новую информацию, наш мозг этому может активно сопротивляться. Чего греха таить, нередко в школе или в высшем учебном заведении мы теряем время напрасно, пытаясь освоить то, что освоить просто не в силах. В этом случае наш ум оказывается в весьма затруднительной ситуации. Он вынужден запоминать, обрабатывать новую информацию. Но все это, к сожалению, впустую. В голове у нас ровным счетом ничего не остается. Почему? Потому что мы просто не понимаем как следует то, что должны выучить или прочитать. Основа любого обучения – это понимание. Мы сравниваем то, что читаем с теми знаниями, которые у нас уже есть. Подходящими для ума являются такие связи между предметами, аналогичные которым уже есть у нас в сознании (схемы или формулы). Схемы, формулы позволяют осмыслить новую информацию, поэтому схемы удобоваримы. Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются пониманию.

Ответьте на простой вопрос: вы вчера смотрели телевизор? Думаю, что большинство читателей ответят: «Да». Тогда ответьте еще на один вопрос: «Опишите интерьер квартир, офисов и других помещений, которые вы видели вчера по телевизору (ведь наверняка хотя бы в одном фильме вы могли видеть интерьер)». Безусловно, кто‑то из читателей сможет ответить на этот вопрос. Но таких внимательных будет немного. Оказывается, это совершенно оправдано с точки зрения психологии. В обыденной жизни мы зачастую не обращаем внимание на множество впечатлений, с которыми приходится столкнуться. Эти впечатления нас не интересуют, не имеют к нам никакого отношения. У нас выборочное восприятие окружающего мира. Можно сказать так: у нас в голове есть своего рода схемы, алгоритмы, программы, которые помогают из множества впечатлений выбрать самые необходимые. То же самое происходит при быстром чтении. Дорогой читатель, вы прекрасно понимаете, что не нужно воспринимать при чтении абсолютно всю информацию. Достаточно той, которая будет самой необходимой. Программа быстрого чтения, о которой мы уже говорили, существует именно для этого.

Мы можем запихнуть в себя за один раз определенное количество материала, но не более того. Если мы работаем со сложной информацией, то она заставляет нас напрягаться гораздо больше, чем в случае с более легкими текстами. И в этом случае, вполне возможно, нам придется читать сравнительно медленно. Не пугайтесь этого. Вы, вероятно, уже поняли, что гибкое чтение – удобный и выгодный метод. Даже если вы полностью усвоили быстрое чтение, время от времени вам все равно придется читать что‑либо сравнительно медленно.

Можно сказать, что медленное чтение необходимо всякий раз, когда нам нужно на чем‑то остановиться, запомнить что‑то сложное, конкретизировать детали. Конечно, если мы хорошо знаем предмет чтения, медленно читать нам ни к чему. В этом случае нам достаточно будет просто проглядеть текст, чтобы в голове уже активизировались воспоминания. Если же читать быстро о том, о чем мы ранее не имели никакого понятия, ничего хорошего из этого не выйдет.

Когда мы читаем быстро, мы за короткий период выполняем огромную работу. Выполнить ее вполне реально, если, как мы уже говорили, мы хоть что‑нибудь знаем о предмете. Когда мы читаем медленно, мы получаем возможность сконцентрировать свое внимание на разнообразных подробностях, мыслях и отдельных словах. Поэтому даже самый опытный «быстрый» читатель время от времени должен существенно снижать скорость.

Бывает ли у вас, что вы читали какой‑то не слишком интересный текст, а когда дочитали его, обнаружили, что забыли начало? Это бывает достаточно часто. Дело в том, что информация, которая была получена вами в первую очередь, оказалась стерта из памяти новой информацией.

Основная проблема в том, что вы не успели усвоить первую информацию и перешли к решению новых задач. Между тем любую информацию нужно обязательно перевести в такую форму, которая наиболее удобна для вас. Для этого используйте ассоциации, образы, программу быстрого чтения и т. д. Это все будет опорой для вас, благодаря этой опоре вы не забудете новые сведения. Иначе говоря, для того чтобы в нашей голове что‑либо осталось, мы должны это не просто запомнить, а понять!

Запоминание в виде выучивания наизусть (школьная зубрежка) может оказаться полезным, когда нам приходится иметь дело с несвязанными предметами. Художественная литература, журналы, газеты к этому не относятся. В данном случае метод запоминания сводится к повторению. Но даже выучивание наизусть не гарантирует понимания. Понимание – это правильный отбор материала и его анализ; при запоминании весь материал поглощается без разбора с помощью многократного повторения.

Давайте выясним, что же нам мешает читать быстро. Для начала ответим на вопрос: что включает в себя чтение? Очевидно, что чтение включает в себя прием информации, а затем выдачу ее в виде словесных символов. Иначе говоря, мы смотрим на страницу, видим буквы и слова. В нашем сознании они трансформируются в связную речь. Мысленно мы обрабатываем текст. И в этом процессе задействованы речевые процессы. Эти процессы одинаковы у всех нас, разница только в скорости, с которой они протекают в нашем сознании. Один читает быстро, другой в несколько раз медленнее. Значит, у первого речевые процессы организованы лучше, чем у другого, более медлительного читателя.

Можно читать вслух. При этом необходимо проговаривать все слова, которые видишь перед собой. Естественно, что вслух мы читаем крайне редко. Вообще многие из нас распрощались с чтением вслух еще в начальной школе. И вспоминаем о нем время от времени, когда надо почитать ребенку сказку. Почему нас не устраивает чтение вслух? Потому что оно очень неудобно. Если нужно читать вслух, то процесс будет крайне медленным. Намного чаще мы читаем про себя. Чтение про себя более предпочтительно, при нем информация усваивается лучше, так как не нужно тратить время и силы на произнесение слов вслух. Однако чтение про себя – далеко не самое быстрое и эффективное. Оказывается, при чтении про себя все равно присутствует артикуляция, хоть она и неявная, почти незаметная. Поэтому наша задача – научиться более эффективному способу чтения. Данный способ подразумевает внутреннюю речь без какой бы то ни было артикуляции. От артикуляции избавиться очень легко, хотя, безусловно, тренировки займут определенное время. Сначала вам может показаться, что без внутреннего проговаривания читать не слишком‑то удобно. Но на самом деле это не так. Артикуляция – это всего лишь многолетняя привычка, которая нам не нужна. В раннем детстве, когда мы только учились читать, проговаривание было само собой разумеющимся и даже необходимым. Но с этим «пережитком» крайне сложно усваивать большое количество информации. А ведь именно это нам сейчас необходимо.

Быстрое чтение подразумевает возможность усвоить новую информацию на уровне глубокого понимания. Для того чтобы в совершенстве овладеть таким чтением, необходимо провести двухступенчатые тренировки. Первая ступень – это уменьшение артикуляции. Вторая ступень – научиться такому чтению, которое позволит воспринимать информацию целыми блоками.

Известный русский исследователь Н. И. Жинкин разработал метод «центральных речевых помех». Данный метод направлен на сокращение артикуляции и является очень эффективным. Для начала не мешает разобраться в том, что же такое внутренняя речь. Ясно, что с помощью внутренней речи нам не удастся поговорить по телефону или рассказать что‑нибудь интересное другу. С точки зрения психологии внутренняя речь является речью, обслуживающей исключительно мышление. Внутренняя речь тесно связана с речью внешней, т. е. она возникает от сигналов мозга, направленных в губы, гортань (речевой аппарат).

Но сигналы эти незначительные, поэтому человек вслух ничего не проговаривает. С точки зрения многих исследователей, развитие внутренней речи связано с тем, что мы сможем пользоваться не просто единицами речи, а целыми схемами, образами. И это возможно именно благодаря методу постукивания. Действие внешней речи: мы по очереди произносим слова, на это требуется время в зависимости от того, какое нам попалось слово. Если мы в этот момент будем производить ритмичные стуки, то мы обязательно собьемся с ритма. Ведь произнесение слов требует определенных усилий.

Если мы читаем про себя правильно, т. е. без артикуляции, то постукивание нам не будет помехой. В данном случае можно говорить о том, что мы воспринимаем информацию посредством перекодирования. Мы в данном случае прекрасно понимаем текст. Но в основе понимание будет не проговаривание слов вслух, а совершенно иной принцип. Мы воспринимаем информацию благодаря схемам и образам. Предложение выстраивается в нашем сознании в единый образ.

Итак, приступаем к практическому применению данного принципа, т. е. к выстукиванию ритма. Данный принцип используется в работах многих исследователей в области быстрого чтения, в частности в учебном пособии, созданном О. А. Андреевым и Л. Н. Хромовым.

В чем состоит суть упражнения по выстукиванию ритма? Все очень просто. Вы начинаете читать про себя, но одновременно выстукиваете кистью руки специальный ритм. Обратите внимание, что ритм не должен соответствовать обычной ритмике русской речи. Ритм обязательно должен включать в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором, на первом элементе каждого такта должно быть значительное усиление удара.

Для чего нам нужно подобное действие? Дело в том, что звуки, создаваемые посредством выстукивания, сделают невозможной артикуляцию.

Когда мы выстукиваем рукой ритм, то в мозге возникает зона индуктивного торможения. Благодаря этому будет невозможно произносить вслух слова. Иначе говоря, будет сокращена периферическая артикуляция из центра. Попытаемся изучить данный механизм. В 1861 г. французский ученый П. Брок в результате своих исследований пришел к выводу, что если будет поражен мозг в области второй и третьей лобных извилин, то это приведет к исчезновению способности говорить членораздельно. Человек сможет издать только бессвязные звуки. На основе этих исследований ученые выделили так называемую зону Брока (речевая моторная зона). Она может находиться в левом полушарии мозга или в правом, если вы левша. В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике в результате многочисленных исследований нашел так называемую зону Вернике (зону сенсорной речи). Она находится в верхней височной извилине. Поражение зоны Вернике может повлечь за собой то, что человек не сможет понимать смысл слов. Он будет по‑прежнему слышать, что говорят другие. Но будет утрачена способность улавливать логические связи слов с явлениями, предметами и действиями. Именно зона Вернике отвечает за звуковые образы слов, которые появляются в нашем сознании в течение всей жизни. Это своеобразный архив, которым мы постоянно пользуемся. Звуковые образы находятся в этом архиве в виде нейронных следов звуковых образов. Нормальная работа мозга тесно связана с мышечными ощущениями, возникающими при артикуляции. Как мы помним, наша задача – уменьшить эту артикуляции. Для того чтобы это стало возможным, нужно воздействовать зону Брока в процессе чтения так, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны доля формирования артикуляции. Психологи давно подтвердили, что движения пальцев рук в ходе развития человека тесно связаны с речью. Оказывается, речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Речь – вторая сигнальная система. Речи необходимо учиться. Существует много примеров в истории, когда маленький ребенок был оторван от человеческого общества и был воспитан животными. В этом случае он не умел говорить, издавал только бессвязные звуки. Если у ребенка глухонемые родители, то он не научится говорить. В этом случае особая задача стоит перед другими членами семьи или воспитателями. Иначе ребенок будет общаться исключительно посредством жестов.

Соответственно, давно были разработаны специальные упражнения для тренировки пальцев детей 6–7‑месячного возраста. Упражнения приводят к тому, что ребенок намного раньше начинает произносить достаточно трудные слова. Дело в том, что есть тесная связь между движением руки и произнесением слов. Это может быть названо функциональным взаимодействием предметной и речевой информации. Академик И. Павлов назвал этот процесс взаимодействием первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем. У каждого из нас есть возможность совершать коммуникативные акты (т. е. общаться) с окружающими посредством следующих способов:

1) зрительный;

2) слуховой;

3) двигательный.

Зрительный способ: мы всегда можем написать письмо или записку кому‑нибудь. Когда адресат прочитает письмо или записку, обязательно поймет, что от него требовалось. Слуховой способ: мы всегда сможем что‑нибудь сказать. И нас обязательно услышат и поймут. Двигательный способ: мы можем что‑нибудь объяснить жестами. Конечно, не так часто используем этот способ. Но все‑таки эта возможность всегда остается. Представим себе: вы знаете, что может позвонить кто‑то, с кем общаться не хотелось бы. Раздается телефонный звонок, трубку берет кто‑нибудь из членов вашей семьи. Вы знаками показываете, что вас якобы нет дома. И вас прекрасно понимают, по телефону ваши домочадцы обязательно ответят так, как вы просите.

Все вышеприведенные способы коммуникации совершенно разные. Но в результате использования какого‑либо сообщения вас прекрасно поняли. Можно провести смысловую параллель между способами коммуникации и способами чтения. Движения руками могут помочь в коммуникации. Любые мышечные движения также возбуждают определенные отделы коры головного мозга, отправляя туда соответствующие импульсы. На основании этого можно сделать вывод, что рука может влиять на организацию различных функций мозга. Что происходит, когда мы рукой выстукиваем ритмы? При этом значительная доля коры головного мозга вовлекается в активную деятельность. Речедвигательный канал восприятия оказывается задействован. Соответственно, преградить путь встречным нервным импульсам уже нельзя. При выстукивании ритма мы создаем помеху в речедвигательном канале, закрываем канал для прохождения управляющих импульсов. Становится невозможно выстукивать ритм и читать, сопровождая чтение артикуляцией. Если вдруг мы допускаем ошибку и прочитаем что‑нибудь, сопровождая артикуляцией, сразу же собьемся с ритма. Наоборот, пока выстукивается ритм, сопровождать чтение артикуляцией, т. е. проговаривать вслух, нам не удастся, потому что зона Брока закрыта.

Именно для того чтобы закрыть речедвигательную зону, нам и нужно научиться читать с одновременным постукиванием. Как вы уже догадались, всегда читать так будет неприятно и утомительно. К тому же что подумают о нас знакомые, если на работе (или в библиотеке) мы начнем читать, выстукивая рукой ритм? Скорее всего нас попросят прекратить, ведь тем самым мы будем мешать окружающим. Однако не стоит расстраиваться: ведь постукивание нужно только во время тренировочных занятий. Достаточно как следует потренироваться, чтобы мы научились читать без артикуляции (и без постукивания).

Главное в данных тренировках – выучить ритм. Как свидетельствуют исследователи, использующие в своих методиках данное правило, О. А. Андреев и Л. Н. Хромов, эффект метода проявляется только в том случае, если самостоятельно регулярно работать в данном направлении – непрерывно выстукивать ритм и контролировать правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно после того, как выучен ритм.

1. Ритм выстукивайте с помощью ручки или карандаша, зажав предмет в трех пальцах правой руки. Стучите по столу твердо, уверенно, четко. Если вы левша, то выстукивайте ритм одновременно двумя руками. Дело в том, что у левшей речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. При выстукивании ритма задействуете всю руку, а не только кисть.

3. Когда вы читаете, постарайтесь не сбиваться, вам необходимо стучать без остановок.

4. Для верности попробуйте выстукивать ритм перед чтением в течение 3–4 мин. Обратите внимание, что лучше тренироваться в одиночестве. Ведь ваших домашних такие звуковые сигналы могут очень раздражать. И они в какой‑то степени будут правы. После того как вы научились выстукивать ритм, попробуйте почитать вслух. Через несколько слов обязательно произойдет ошибка. Почему? Дело в том, что читать вслух и одновременно выстукивать ритм нельзя. Сама физиология высшей нервной деятельности человека этому противоречит.

После того как для вас это стало очевидным, снова начните выстукивать и одновременно читайте текст про себя. Теперь уже дело пойдет лучше. Однако вы с удивлением обнаружите, что читаете вы очень медленно и понять прочитанное вам не просто трудно, а невозможно. Однако не спешите разочаровываться в своих способностях. Это все совершенно нормально. Итак, ваша главная задача – несколько дней читать подобным образом, т. е. одновременно выстукивая ритм. Лучше всего выбирать простые тексты. Не спешите стремиться усвоить прочитанное. На данном этапе это не подразумевается. В течение дня достаточно минут 15–20 таких тренировок. Больше не нужно, так как это приведет к быстрой усталости. Обратите внимание, что, если вы устали после работы или расстроены чем‑то, лучше не прибегать к тренировкам. Иначе эффект будет обратным – у вас возникнет отвращение и к чтению, и к выстукиванию ритма, а особенно ко всему вместе.

В контексте нашего разговора о быстром чтении нельзя не остановиться как можно подробнее на таком вопросе, как движение глаз. Мы прекрасно понимаем, что в результате чтения получаем информацию благодаря зрительному восприятию. Не случайно мы отказываемся от чтения, если глаза у нас устали. Именно благодаря движению глаз мы можем читать быстро. Итак, пришло время разобраться в том, что касается движения глаз. Как вы думаете, движутся глаза в процессе чтения или нет? Наверное вы решили, будто глаза движутся непосредственно по линии текста. Однако такое утверждение неправильно. Вот почему: если бы глаза двигались именно по линии текста, нам бы не удалось сфокусировать взгляд на самом изображении. Оказывается, мы видим только в том случае, если глаза находятся в неподвижности. Если глаза двигаются, то мы не можем что‑либо разглядеть. Конечно, человек может решить, будто глаза могут совершать те или иные движения по его желанию, например медленно или быстро. Для того чтобы разобраться в этом вопросе точнее, подойдите к окну. Теперь внимательно осмотрите двор.

После осмотра двора ответьте на простой вопрос: когда вы можете точно разглядеть то, что перед вами? Ясно, что разглядеть что‑либо можно только в том случае, если глаза будут в неподвижном состоянии. А если глаза двигаются, пусть даже медленно, что‑нибудь разглядеть невозможно. Однако такое наше мнение основывается исключительно на субъективных впечатлениях. С точки зрения многочисленных исследований мы практически не ощущаем многочисленных быстрых движений глаз. Видим мы лишь в промежутках между этими движениями. Человек в состоянии только менять число промежутков за какой‑либо определенный период времени. Очевидно, наше объяснение показалось вам слишком умозрительным и оттого бесполезным. Перейдем непосредственно к процессу чтения. Неправильно: наши глаза движутся по линии текста. Правильно: глаза делают несколько быстрых движений, читаем (воспринимаем текст) мы только в промежутках между этими быстрыми движениями. Парадоксально, но мы читаем намного медленнее, если этих промежутков будет много. И наоборот, мы будем читать намного быстрее, если промежутков или пауз будет мало.

Как объяснить этот процесс подробнее? Все очень просто: мы можем воспринимать печатный (или рукописный) текст только в пределах поля зрения, когда глаза не двигаются (в промежутках между движениями). Иначе говоря, при чтении мы, образно говоря, делим текст на части. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить (благодаря нашему серому веществу). Глаза тут не при чем. Ведь глаза есть и у животных, но читать они, к сожалению, не умеют. Так что можно констатировать: глаза не могут отвечать за распознавание информации. Глаза всего лишь сфокусировались на определенном предмете, выбрали точку обзора, запечатлели то, что попало в поле зрения и переслали «фотографии» мозгу. А мозг уже потом сам разбирается, что попало в его распоряжение. Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино. Для экспериментов лучше воспользоваться не страницей с печатным или рукописным текстом, а экраном, на котором появляются те или иные слова. Если вы сами проведете такой эксперимент, то можете заметить, что за одну сотую секунды вам удалось увидеть всего лишь два‑три, а иногда случае четыре взаимосвязанных слова. И это даже несмотря на отсутствие специальной подготовки. Если дело всегда обстояло бы именно так, то у нас не было бы проблем со скоростью чтения. Предположим, что в увиденных словах содержится 20 букв. Значит, в минуту мы могли бы прочитать около 3 тысяч слов, а может быть, и больше. Однако, как мы прекрасно понимаем, в действительности все обстоит иначе. Столько слов в минуту, как бы нам ни хотелось, прочитать не удается. Обратите внимание, что столько слов невозможно ПРОЧИТАТЬ! А УВИДЕТЬ столько слов в минуту вполне реально. Вот мы и подошли к очень важному моменту нашего объяснения. Дело в том, что информацию, которая оказывается в поле зрения, мозг должен обработать. Этот процесс требует времени. Кроме того, мозг должен соединить обработанные части полученной информации. Немудрено, что чтение занимает у нас больше времени, чем кажется вначале. Очень интересным является все, что касается пауз (остановок) глаз между совершаемыми движениями. Оказывается, что в среднем глаза останавливаются на 1/4 секунды. Время это за небольшим исключением неизменно для всех людей, несмотря на то как быстро или как медленно они читают. Объяснить это, очевидно, можно физиологией нашего мозга. Именно столько времени нужно мозгу на обработку информации. Впрочем, не будем углубляться в тайны нашего мозга. Данный разговор этого не требует. Зато теперь нам удалось выяснить: поскольку на одну конкретную остановку мы тратим определенное время как при медленном чтении, так и при быстром, то можно подсчитать: чем меньше будет остановок, тем быстрее мы будем читать. И напротив, чем больше будет остановок, тем медленнее мы будем читать. Формула времени, которое мы затрачиваем на чтение, будет такова:

Т = n × 1/4 с,

где Т – время, затраченное на чтение;

n – количество сделанных нами пауз;

1/4 с – это время, которое тратится на одну остановку (в среднем).

С точки зрения оптики если внимательно изучить вертикальное поле зрения, то оно будет равно примерно половине или 2/3 горизонтального поля зрения. Благодаря такому открытию мы можем сделать вывод: за один раз, т. е. одним взглядом, мы можем увидеть несколько строк. От одной до пяти, если быть точным. Вот мы и подошли к такому важному вопросу, как вертикальное чтение. Подробнее о нем мы поговорим чуть ниже. А пока обратим внимание на то, что поля зрения всегда соединяются, взаимодействуют, перекрещиваются. Особенно явно это происходит у тех, кто читает медленно. Ведь при медленном чтении одни и те же текстовые знаки человек проглядывает не один раз. При быстром чтении все происходит несколько иначе. При быстром чтении поля зрения соединяются и перекрещиваются на периферии. Правда, количество остановок при быстром чтении может возрасти, особенно если читателю что‑нибудь непонятно. В этом случае поля зрения снова будут соединяться.

Итак, если мы хотим быстро и эффективно читать, то должны как можно реже останавливаться; движения наших глаз должны быть ритмичными. И, как представляется очевидным, следует обходиться без регрессий, т. е. без возвратных движений глаз.

Можно ли контролировать движения собственных глаз? Теоретически, конечно, можно. Но осуществить это крайне сложно. Мы сами будем уверены, что останавливались на одной строке всего лишь один раз. Но тот, кто за нами наблюдает, может понять, что остановок было намного больше. Итак, приступаем к эксперименту. Попробуем прочитать что‑нибудь, стараясь делать как можно меньше остановок. Каково будет ваше впечатление от подобного чтения? Не правда ли, это достаточно трудно? Полностью с вами соглашусь. Если мы еще потренируемся немного, то, вполне возможно, придем к выводу, что уменьшить количество пауз при чтении нам удастся только в том случае, если мы будем придерживаться определенного ритма. Но как добиться такого ритма? Ведь любой текст крайне трудно читать на одной скорости. Если мы будем читать тот или иной текст, придерживаясь одного ритма, то можем не понять чего‑нибудь. Ведь некоторые места в тексте оказываются более трудными для восприятия. На них неплохо бы остановиться. А заданный ритм может не позволить нам это. При чтении мало быстро проглядеть текст, нужно понять его как можно лучше. Парадоксально, что скорость значительно возрастет в том случае, если мы не будем придерживаться одного‑единственного ритма, а будем стараться как можно лучше понять содержание.

Поговорим о возможности существенно расширить свое поле зрения. Как мы уже поняли, даже за такой ничтожный отрезок времени, как 1/4 секунды, мы можем уже увидеть какой‑либо текст, пусть даже и самый маленький. Однако увидеть и прочитать – разные вещи. Если говорить о возможности расширения поля зрения, то под этим подразумевается возможность воспринимать как можно больше слов за одну фиксацию взгляда. Для реализации таких намерений нам нужны будут специальные тренировки. О них мы поговорим чуть ниже. Сейчас же нам нужно осознать, что даже расширение поля зрения зачастую не оказывает никакого влияния на скорость чтения, т. е. пусть мы будем за одну фиксацию взгляда видеть намного больше слов. А успеет ли мозг их переработать? Итак, эти две проблемы очень тесно связаны. Во‑первых, нам надлежит как можно больше слов увидеть за одну фиксацию взгляда. Во‑вторых, мозг должен эту информацию быстро переработать. Именно от этих двух условий и зависит наше быстрое чтение. Оказывается, движения наших глаз делятся на три вида:

1) глаза «дрейфуют», или делают волнистые линии, двигаясь от центра;

2) глаза делают быстрые скачки или двигаются по прямым отрезкам обратно к центру;

3) глаза осуществляют высокочастотные движения, которые накладываются на движения по волнистым линиям.

Уловить все эти движения без специальной аппаратуры крайне сложно, да и ни к чему. Ведь, как мы уже прекрасно понимаем, быстрое или медленное чтение зависит не от скорости движения глаз, а только от количества переработанной в единицу времени информации. Нелишним будет обратить вниманиен на то, что, получая зрительную информацию, глаза не переносят ее в виде точного фотоснимка к мозгу. В процессе зрительного анализа мозг получает только самую важную, информативную часть. В процессе движения по страницам текста нам крайне необходимо обширное поле зрения, как мы уже успели понять. А для расширения поля зрения необходимо развить как можно лучше так называемое зрение периферическое. Для чего это нам нужно? Ответ прост: представьте, что ваши глаза двигаются по строкам текста. То, что непосредственно перед глазами, мы видим четко и ясно. Но как быть с другой информацией, которая находится чуть дальше? С этим возникают проблемы, причем немалые. А ведь для чтения нужны все или практически все знаки и символы, которые располагаются на печатной странице. Значит, не будем терять времени и приступим к расширению поля зрения. Тогда получить нужную информацию нам будем намного легче. Для того чтобы немного отвлечься от нудного, хоть и необходимого в контексте нашего с вами разговора, текста, обратим внимание на животных. Многим из них повезло больше, чем нам, т. е. поле зрение у них существенно шире. Жаль, что читать им не требуется. Для чего животным такой подарок природы, как обширное поле зрения? Для того, чтобы поймать как можно больше добычи или не стать добычей самому. У животных развито так называемое панорамное зрение.

Если объяснять этот процесс с точки зрения оптики, то причина в следующем: оптические оси глаз животных направлены в разные стороны, соответственно, поле зрения у них охватывает значительное пространство по бокам и позади собственного тела.

У некоторых животных поле зрения правого и левого глаз, если взять два глаза вместе, может расширяться. Конечно, человек может позавидовать животным: панорамное зрение позволяет им одновременно улавливать намного больше информации об окружающем мире. Однако благодаря несложным тренировкам нам удастся выработать у себя такое панорамное зрение, которое представителям и фауны даже и не снилось. Для тренировки следует выбирать специальные упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.

Только не забывайте, что тренировки в дальнейшем вам придется совершать достаточно долгое время. Возвращаемся к проблеме понимания информации. Предлагаем вашему вниманию короткий текст: «Адреналин стимулирует? 1‑адренорецепторы сердца, увеличивает частоту и силу сердечных сокращений; при этом возрастают также ударный и минутный объемы сердца».

Освоить даже столь незначительную информацию вы можете двумя способами: путем понимания или путем запоминания. Если воспользоваться зрительными образами, благодаря чему попытаетесь запомнить текст, то можно столкнуться с целым рядом проблем. Дело в том, что нередко зрительные образы переводят наше внимание к чему‑то яркому, интересному, но несущественному совсем или к не слишком существенному. Также следует отметить, что зрительные образы не всегда отражают точную информацию. Мы можем увидеть что‑либо не совсем так, как это есть на самом деле. Значит, информация в нашем восприятии уже будет искаженной.

Но, с другой стороны, наш мозг все равно не получает «дословную» информацию. Он довольствуется лишь только информативной, самой емкой и точной частью. Давайте разберемся, много ли мы теряем из‑за отсутствия фотографической памяти? И много ли мы приобретаем, если такая память у нас есть?

Фотографическая память – это в некотором виде утопия. Мы так или иначе не можем «сфотографировать» целую страницу так, чтобы она навсегда оставалась в нашем «архиве». Правила быстрого чтения зависят не только и не столько от умения запоминать все, что прочитаешь, а от умения быстро реагировать на общий вид печатных или рукописных знаков и символов. Как быстро читать, чтобы запоминать и понимать все, что нужно?

Пока мы не владеем в совершенстве быстрым чтением, а разрабатываем его концепцию. Назовем наше чтение «беглым предварительным чтением». Разберем его более подробно. Для начала нам нужно научиться воспринимать общий вид текста, реагировать на все, что там есть, как можно быстрее. При беглом предварительном чтении необходимо как можно более обширное поле зрения. При беглом предварительном чтении нам может потребоваться найти какую‑то определенную информацию в тексте. И поиск такой информации должен занимать как можно меньше времени. Например, мы просматриваем страницу, ищем знакомую фамилию. Находим ее. Но на этом наши задания не заканчиваются. При беглом предварительном чтении нам мало вовремя увидеть то, что нужно. Мы должны эту информацию должным образом проанализировать, систематизировать. Это не всегда возможно. Представьте, что гуманитарий взял учебник по высшей математике и пытается его прочитать с помощью беглого предварительного чтения. Что получится в результате? Гуманитарий, не имеющий должной подготовки по высшей математике, увидит много новых слов и терминов. Но они ему ничего не скажут. А поскольку беглое предварительное чтение не предполагает точного изучения текста, то прочитанное останется бесполезным грузом. И другой пример: предположим, тот же гуманитарий возьмет и с помощью беглого предварительного чтения прочитает труд по философии, предмету, который мил его сердцу еще со студенческих времен. В этом случае уже имеющиеся у него знания по данному вопросу помогут увидеть в тексте много интересной и полезной информации. При беглом предварительном чтении имеет огромное значение такой фактор, как однородность текста. Нам намного проще таким образом проработать связный текст, чем набор слов, бессмысленный и от того сложный для восприятия и анализа. В связном тексте смысл некоторых мыслей при необходимости уточняется. Это помогает нам при чтении. Для чего нам нужно беглое предварительное чтение? Представьте, что в одно прекрасное утро почтальон принес вам несколько свежих газет. Вы не намерены читать их все, потому что далеко не все являются для вас интересными. Но для того чтобы не пропустить самое интересное и нужное, вам следует с помощью предварительного беглого чтения исследовать предложенный материал, т. е. газеты. Могу ручаться, что к такому способу вы прибегаете регулярно. Достаточно лишь прочитать первые несколько слов предложения или статьи, чтобы стало ясно, надо ли читать дальше. Конечно, газеты мы читаем для собственного удовольствия. Поэтому можем позволить себе отбросить неинтересные издания. Если же нам приходится читать для учебы или работы, мы не можем позволить себе быть такими категоричными. В таком случае беглое предварительное чтение будет своего рода наблюдением за текстом. Таким образом мы будем только проглядывать не самые нужные и информативные места. Но как только текст станет нужным и полезным для нас, мы активизируем свое внимание. Беглое предварительное чтение – великолепный помощник. Благодаря ему мы пропускаем те слова, предложения, а иногда даже абзацы, которые не содержат особо важной и нужной информации. Но при этом смысл текста мы не теряем. Мы предельно сосредоточены, при необходимости мгновенно все схватываем и анализируем (если встречаем в тексте то, что нужно).

Поговорим о том, что касается вертикального чтения. Мы прекрасно помним, что нормальное поле зрения составляет по вертикали примерно от половины до двух третей горизонтального расстояния. Оно может включать в себя до пяти строк текста. Когда человек читает медленно, то внимание концентрируется только на одной строчке. Конечно, при этом человек видит строку выше и строку ниже, но на чтение это не влияет. Если же читать по вертикали, то в поле зрения одновременно оказывается несколько строк. Пусть даже не пять, а четыре или три. Это уже хорошо. Напоминаем то, о чем мы говорили раньше. Мы можем видеть что‑либо только в том случае, если глаза остаются в покое. В процессе вертикального чтения нам будет нужно сделать несколько пауз. За одну паузу мы можем просмотреть пять или шесть строк текста. Значит, на одну страницу нужно будет примерно не больше 5 с.

Интересно, что чем больше поле зрения, тем проще найти нужную информацию и сопоставить ее с имеющимися в наличии знаниями. В этом помогают правильное оформление печатного текста: заголовки, большие буквы, курсив, разбивка на абзацы и т. д. Следует учесть, что когда вы читаете посредством беглого предварительного чтения, вы не должны придерживаться каких‑то правил, потому что их нет. Практика показывает, что при беглом предварительном чтении некоторые начинают двигать глазами по странице зигзагообразно; другие стремятся быстро двигать глаза вниз; кто‑то направляет взгляд по диагонали – от верхнего левого угла до нижнего правого; кто‑то ведет указкой по середине страницы снизу вверх; кто‑то смотрит на середину страницы; кто‑то двигает глазами снизу вверх по правой части страницы. Однако это люди думают, будто двигают глазами так или иначе. На самом деле глаза не согласны покорно выполнять такие требования. Если глаза будут подчиняться таким требованиям, то выбор пауз будет ограничен. А раз так, то беглое предварительное чтение будет невозможным. Если вы читаете посредством беглого предварительного чтения, то нельзя обойтись без движения назад. Ведь такое чтение подразумевает сравнительно свободное перемещение центра внимания.

Если вы решили попробовать беглое предварительное чтение на практике, руководствуйтесь следующими правилами.

1. Когда вы читаете, не нужно постоянно контролировать направления движения глаз. Это будет вас утомлять и отвлекать.

2. При чтении старайтесь охватить взглядом страницу по всей ширине.

3. Когда вы будете читать посредством беглого предварительного чтения, то наверняка обратите внимания, что вас словно притягивают отдельные слова. Это на самом деле так. Некоторые слова привлекают наше внимание. Как правило, это слова, которые являются ключевыми.

4. Если какие‑то слова притягивают внимание, обязательно посмотрите, с какими словами или предложениями это слово соседствует.

5. Если вы интересуетесь, как быстро должны читать посредством беглого предварительного чтения, то учтите: скорость может варьироваться от 3 до 20 с на страницу. Некоторые части текста читаются особенно быстро, некоторые просто бывают пропущены.

6. Когда вы читаете посредством беглого предварительного чтения, то, вполне возможно, непроизвольно прочтете некоторые части текста более внимательно. Это совершенно нормально. Беглое предварительное чтение – это своего рода проглядывание текста. Но если вы ничего не прочтете более внимательно, то вам трудно будет разобраться в тексте.

7. Лучше всего тренироваться при обучении беглому предварительному чтению, выбирая для этого интересную и понятную литературу. Такие тексты не вызывают у нас вопросов, мы читаем легко и с удовольствием.

8. Поскольку мы ведем разговор о беглом чтении, у вас наверняка может возникнуть вопрос: когда можно пропускать часть текста. Вы это решаете сами. Ваша задача – правильно разобраться в текста. Поэтому, если, прочитав несколько слов в начале абзаца, вы поймете содержание, смело пропускайте данный кусочек.

9. Если в тексте есть прямая речь, то нередко она привлекает наше внимание. Но не довольствуйтесь только прямой речью, обратите внимание и на другую информацию.

10. Быстрое предварительное чтение подразумевает, что мы должны получить первичное впечатление от текста. При необходимости текст следует в дальнейшем перечитать более внимательно. В среднем на просматривание 100 слов вы должны затратить от 10 до 25 с. Некоторые абзацы можно пропустить. Если вы хорошо представляете, о чем данный текст, то можете просто просмотреть его сверху вниз.

11. Вы наверняка знаете выражение: совсем необязательно съедать яблоко до конца, чтобы понять, что оно червивое. Достаточно съесть кусочек. Точно также необязательно читать текст целиком, чтобы в нем разобраться. Беглое предварительное чтение – это наш помощник в случае, если приходится лавировать среди огромного количества информации. Если вы читаете медленно, то вам приходится тратить очень много времени на изучение текста. И если вы владеете беглым предварительным чтением, все решается намного проще и быстрее.

12. При беглом предварительном чтении вы можете как следует изучить тексты, чтобы знать, когда нужно прочитать данный конкретный текст. Представим себе такую ситуацию: студент готовится к экзаменам. Ему предстоит усвоить огромное количество информации. Беглое предварительное чтение помогает распланировать свое время и определить, что следует читать в первую очередь. Это особенно важно, если ему приходится экономить время: многое остается прочитанным наполовину, несмотря на благие намерения. Быстрое чтение помогает лучше узнать материал еще и потому, что, проглядывая текст, мы получаем определенную информацию о том, о чем в этом тексте говорится.

13. Если вы прибегаете к использованию беглого предварительного чтения, вы имеете право выбрать свой, собственный метод, который поможет вам читать, т. е. какие‑то отрывки (вы сами решаете, какие именно).

14. Возможно, кто‑то из ваших знакомых считает, что лучше текст прочитать один раз, но медленно и вдумчиво, чем проглядеть его от начала до конца. Такое мнение не имеет под собой ровным счетом никаких оснований. Намного эффективнее будет применить такую стратегию: сначала изучить текст посредством беглого предварительного чтения, а затем прочитать его как следует еще раз. Без беглого предварительного чтения, т. е. проглядывания, читатель не может решить, на что именно ему обращать особое внимание.

15. Все мы прекрасно знаем, что такое «избирательная память». Это тот случай, когда человек прекрасно помнит все, что ему нужно и не помнит то, что ему не нужно, или то, что он не считает нужным. Но существует и еще так называемое избирательное чтение. Оно необходимо для того, чтобы найти в тексте нужную информацию. Именно избирательное чтение помогает определить, есть в тексте что‑либо, что изначально интересует вас, например даты, имена, номера телефонов, термины и т. д.

16. Предположим, в процессе беглого предварительного чтения вам нужно выяснить какие‑то вопросы. Значит, используйте такой метод: сначала формулируйте вопросы, а затем бегло прочитайте текст, держа в уме эти вопросы.

Один из исследователей в области быстрого чтения, Тони Бьюзен, считает, что процесс чтения будет осуществляться намного быстрее, если использовать управление глазами посредством обыкновенного указывания. Поговорим об этом подробнее. Вспомним свое детство или понаблюдаем за детьми. Когда они читают, то обязательно помогают себе пальцем, карандашом, указкой или любыми другими подручными предметами. Указывание помогает наилучшим образом сфокусировать взгляд и сконцентрировать внимание. Однако по мере взросления мы перестаем пользоваться указкой при чтении. Оказывается, напрасно. Почему мы перестаем помогать себе при чтении указкой (карандашом, пальцем)? Общепринятое мнение – это мешает читать быстро. Ведь в этом случае нам приходится проделывать не только зрительные действия, распознавая знаки‑символы на странице, но и механические (держать палец, карандаш или указку). Одним словом, чем больше действий, тем сложнее. Но так ли это на самом деле? Как показывает практика, метод указывания значительно упрощает нам работу, когда мы читаем. Нашим глазам значительно проще следовать именно за движущимся объектом; в этом случае глаза будут намного меньше уставать. Соответственно, читать мы будем быстрее и продуктивнее.

Тони Бьюзен дает следующие рекомендации.

Для начала выберите себе подходящую указку. Это может быть все, что угодно: шариковая ручка, карандаш, вязальная спица. Эта указка не будет заслонять буквы при чтении. Лучше не использовать при чтении ладонь или пальцы, потому что они будут заслонять буквы текста. Соответственно, при чтении вам придется значительно сложнее. Для того чтобы получить желаемое, вам придется всего лишь двигать указкой по тексту, который вы читаете. Постарайтесь, чтобы ваши движения указкой были плавными, в этом случае мозг сам решит, где глаза должны остановиться. Обратите внимание, что указка должна управлять вашими глазами только при движении вниз по средней части страницы.

Глаза за один взгляд могут распознать от пяти до шести слов. Именно поэтому глаза могут останавливаться далеко после начала и задолго перед концом каждой строки. Слова, которые находятся в стороне, все равно будут замечены.

Использование указки при чтении позволяет поддерживать сфокусированность взгляда, обеспечивает постоянный рост скорости чтения.

При этом, что немаловажно, указка отнюдь не мешает пониманию смысла текста.

При чтении с указкой время от времени заставляйте себя читать быстрее. Иными словами, подстегивайте себя, стараясь по мере возможности увеличить скорость чтения.

Это будет постепенно приводить к тому, что скорость чтения станет для вас чем‑то само собой разумеющимся.

После того как вы убедились в преимуществах чтения с указкой, продолжаем тренировки. Безусловно, всегда использовать указку было бы неудобно. Но, к счастью, этого совсем не требуется. Гораздо удобнее приучить свои глаза читать так, будто есть какая‑то невидимая указка. По свидетельству Тони Бьюзена, существуют различные виды указывания, которые развивают периферическое зрение.

После упражнений с использованием обыкновенной указки задание нужно усложнить: теперь следует охватывать взором и улавливать две строки сразу.

Вы, очевидно, слышали выражение «читать книгу по вертикали». И скорее всего воспринимали данную фразу как преувеличение.

Ведь она коренным образом противоречит тому методу чтения, которому нас обучали в школе.

Между тем читать книгу по вертикали очень удобно.

Это не занимает много времени, зато позволяет усвоить все важное.

Главная задача – создать такую программу восприятия текста, которая позволит вам в единицу времени воспринимать наибольшее количество смысловой информации.

Данная программа основывается на избирательной способности мозга. Ведь во время чтения человек должен воспринимать только самое главное. Выше мы говорили о чтении с указкой, когда глаза движутся в определенном направлении.

Чтение по вертикали является естественным продолжением таких тренировок.

Многочисленные психологические исследования подтвердили, что при чтении человек воспринимает слова по их ассоциативной связи с понятиями или совокупностью понятий, смыслов.

Движение взора по центру страницы, или по вертикали, представляет собой очень простой, но результативный метод чтения. Глаза при этом слегка отклоняются от вертикали. Все предельно просто. Возможно, вы не раз читали таким образом (или наблюдали такое чтение).

Вспомните годы обучения в школе или в институте. Перед устным опросом или перед экзаменом взволнованные школяры или студенты читают по вертикали, стараясь зафиксировать в своем утомленном мозгу дополнительную информацию, которая может пригодиться.

Что интересно, впоследствии многие говорят, что на экзамене на них внезапно снизошло озарение и они вспомнили то, что прочитали по вертикали буквально за несколько секунд.

Ничего удивительного в этом нет. Человек, поставленный в экстремальные условия, активизирует свои мыслительные способности. Техника быстрого чтения позволяет научиться активизировать свои мыслительные способности в любых условиях по своему желанию.

Как идет восприятие текста при чтении по вертикали? Глаза двигаются вертикально по центру страницы.

Человек воспринимает текст и перерабатывает его в своем сознании в соответствии с представлениями, которые есть в памяти.

Пока информация понятна (или, может быть, в достаточной мере знакома), то нет необходимости глазам отклоняться от вертикальной линии.

Такое происходит, когда мы перечитываем хорошо знакомый или хорошо понятный, легкий текст. Мы только освежаем в памяти информацию.

Взгляд может отклониться от вертикальной линии. В этом случае глаза побегут по строчке, изучая новую информацию.

Это связано с тем, что в памяти у нас не оказалось информации, которая разъясняет прочитанное, делает возможным его распознавание и анализ.

Соответственно, требуется больше внимания к тексту – это объясняет отклонения от вертикальной линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: