Цветовая интерпретация

В процессе анализа были выявлены 2 главных принципа составления цветовых рядов: в соответствии с композицией (здесь значимость цветов обозначалась в зависимости от места, которое ему присваивал автор). Это могло быть центральное, промежуточное, или место на периферии. Т.е. акцент ставился главным образом на структуре мандалы. Соответственно и значимость цвета имела тем большее значение, чем ближе к центральной фигуре он располагался. При этом центр смысловой не всегда совпадал с физическим центром круга.

Второй принцип – принцип ранжирования в зависимости от объема (количества определенного цвета в изображении).

По большому счету, эти два принципа были сформированы в процессе эмпирического анализа мандал. Упрощенно говоря можно выделить 2 основных класса изображений:

1.Мандалы, имеющие строгую структуру, композицию. «Рациональные» мандалы.

2.Мандалы, не имеющие структуры. Хаотичные. По большому счету это чистый выплеск эмоций. Такие мандалы кажутся более сложными для восприятия в силу их бессмысленности с точки зрения рациума.

Третий принцип – смешанный, когда учитывалась и композиция, и объем. Этим принципом мы пользовались, когда сложно было отнести мандалу к тому или иному типу.

Но для предотвращения излишнего субъективизма, мы составляли общие цветовые ряды следующим образом: сначала составлялись ряды для каждого отдельного автора. Потом вместе сводились результаты нескольких авторов в зависимости от задач (если мы хотели узнать результаты по каждому процессу, либо по всему тренингу). Но при составлении общих цветовых рядов первостепенное значение имело не место, занимаемое цветом в конкретном ряде, а само его присутствие, т.е. главным считался факт использования цвета. При совпадении случаев использования (т.е. в спорных случаях) большее внимание уделялось именно месту, которое отдавали этому цвету. Предпочтение отдавалось при этом тому, место которого было выше.

Можно привести пример. Мандалы тренинга Холотропная Вселенная были проанализированы нами полностью по двум принципам. По количеству цвета, и по композиции. При этом отмечалось, какой из принципов более приемлем для данного изображения.

В результате получились следующие цветовые ряды:

Цветовой ряд общий:

Красный желтый синий сиреневый черный зеленый оранжевый коричневый белый фиолетовый.

Желтый красный синий сиреневый черный зеленый оранжевый коричневый фиолетовый белый – это цветовой ряд с учетом главного принципа.

Как мы видим, отличия есть, хоть и незначительные. Изменения коснулись только первой и последней пары. И там и там цвета просто поменялись местами.

С одной стороны, это доказывает, что различия, привносимые нами в результате применения того или иного принципа, будут незначительны, хотя они и будут вносить должные поправки, будут корректировать первоначальный цветовой ряд. С другой стороны, ряд, получаемый в случае «от противного», который мы сознательно составляли для того, чтоб посмотреть на заведомо неверный результат разнится уже в гораздо большей степени: красный желтый синий черный сиреневый оранжевый зеленый коричневый белый фиолетовый.

Итак, факт зависимости, хоть и в меньшей степени, чем нам казалось ранее, принципа и ряда, является доказанным.

Подобный подход кажется нам еще более обоснованным тем, что корректировка, привносимая им, больше соответствует данным, получаемым при помощи других методик.

Более того, разделение мандал на структурированные и хаотичные также кажется нам показательным. Так, на том же тренинге было создано 36 структурированных и 28 хаотичных мандал. При этом нет явной зависимости от пола участников в предпочтении того или иного вида изображений.

Следующей нашей гипотезой была гипотеза о том, что можно проследить динамику цветовых предпочтений и психологических интерпретаций в разные периоды тренинга (начало, середина, конец).

На примере того же тренинга мы можем в этом убедиться. Вот цветовые ряды, которые получались на 1, 2, 3 процессах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: