Желтый красный синий черный зеленый сиреневый оранжевый коричневый фиолетовый белый

Итак, мы видим, что данные ряды достаточно сильно отличаются.

Здесь мы подходим к другому вопросу. Нам кажется, что существует возможность использовать тест М. Люшера при анализе предлагаемых рядов для психологической интерпретации. При этом, конечно, нужно сделать несколько оговорок.

Прежде всего нужно оговориться, что мы понимаем ограниченность и недостаточную обоснованность данного подхода (на наш взгляд обоснование его – дело недалекого будущего), но данные, полученные нами при сопоставлении самоотчетов, личного опыта и данных интерпретаций во многом совпадают. Кроме того, на настоящий момент это самый удобный инструмент для анализа.

По процедуре перевода. Цветовые ряды, которые мы получали далеко не всегда имели 8 цветов, кроме того, не всегда все 8 цветов присутствовали. В таких случаях мы поступали следующим образом. Мы составляли адаптированный ряд в соответствии с первоначальным. При встрече с цветом, которого нет у М.Люшера (например, сиреневого) мы его просто отбрасывали и на его место становился следующий по значимости цвет. В случаях, когда не указывался серый и фиолетовый, мы ставили сиреневый на более высокое место в силу того, что этот цвет так или иначе все равно присутствует в мандалах, с черным цветом. Фиолетовый же дописывался в качестве отвергаемого, вытесняемого цвета.

Таким образом, мы обработали данные, полученные на тренинге Инсайт 2005 года как с составлением первоначальных рядов, так и адаптированных к тесту Люшера. Последним после этого была предложена соответствующая интерпретация.

Были составлены таблицы.

Цветовой ряд процесса:

1. синий красный зеленый желтый оранжевый сиреневый черный коричневый белый

2. желтый синий зеленый красный оранжевый сиреневый коричневый черный фиолетовый

3. красный желтый синий зеленый сиреневый оранжевый черный коричневый белый фиолетовый

4. желтый красный зеленый оранжевый синий сиреневый черный коричневый белый

Общий. Красный желтый синий зеленый оранжевый сиреневый черный коричневый белый фиолетовый

В соответствии с предложенным выше методом, они были преобразованы в следующие ряды:

1. синий красный зеленый желтый черный коричневый серый фиолетовый

2. желтый синий зеленый красный коричневый черный фиолетовый серый

3. красный желтый синий зеленый черный коричневый серый фиолетовый

4. желтый красный зеленый синий черный коричневый серый фиолетовый

Общий. Красный желтый синий зеленый черный коричневый серый фиолетовый

Или: Общий +3 +4 x1 x2 =7 =6 -0 -5

Процесс 1 ряд +1 +3 x2 x4 =7 =6 -0 -5

Процесс 2 ряд +4 +1 x2 x3 =6 =7 -5 -0

Процесс 3 ряд +3 +4 x1 x2 =7 =6 -0 -5

Процесс 4 ряд +4 +3 x2 x1 =7 =6 -0 -5

Интерпретация с помощью теста М. Люшера:

Общий +3 +4 x1 x2 =7 =6 -0 -5

Стремится к успеху и яркой жизни. Жаждет интересных впечатлений. Желает развиваться свободно и освободиться от тягостных сомнений. Хочет побеждать и жить интересной жизнью. Ищет контактов с другими людьми. По природе — энтузиаст. Живо откликается на все новое, современное, загадочное и таинственное. Имеет много интересов и желает расширять поле своей деятельности. Оптимистически оценивает будущее.

Действует сдержанно и методично. Нуждается в дружеском понимании со стороны тех, кто высказывает ему признание и одобрение.

Обстоятельства принуждают его пойти на компромисс и временно отказаться от некоторых удовольствий. Может получать физическое удовлетворение от половой активности.

Физиологическая интерпретация: стресс, вызванный тем, что восприимчивость подавлена.

Психологическая интерпретация: испытывает восхищение изящным и грациозным, но сохраняет способность к критическим суждениям. Поэтому не позволяет себе уступить очарованию первых впечатлений, если только не получит надежных гарантий их соответствия действительности. Постоянно держит под контролем свои эмоции. Требует от окружающих полной искренности в их словах и делах, чтобы не стать жертвой своей чрезмерной доверчивости.

Доверчивость, находящаяся под строгим контролем.

Хочет действовать свободно и желает, чтобы его ничто не сдерживало. Однако эти стремления ограничиваются его потребностью представлять мир слишком рационально устроенным и излишне регламентировать свои действия.

Процесс 1. Ряд +1 +3 x2 x4 =7 =6 -0 -5

Ищет симпатии и гармоничных отношений, приносящих удовлетворение. Стремится к интимному союзу, в котором бы присутствовали любовь, самоотверженность и взаимное доверие.

Пытается улучшить свое положение и поднять свой престиж. Разочарован сложившимися условиями и считает, что для его самоуважения необходимо улучшить собственное положение.

Обстоятельства принуждают его пойти на компромисс и временно отказаться от некоторых удовольствий. Может получать физическое удовлетворение от половой активности.

Физиологическая интерпретация: стресс, вызванный тем, что восприимчивость подавлена.

Психологическая интерпретация: испытывает восхищение изящным и грациозным, но сохраняет способность к критическим суждениям. Поэтому не позволяет себе уступить очарованию первых впечатлений, если только не получит надежных гарантий их соответствия действительности. Постоянно держит под контролем свои эмоции. Требует от окружающих полной искренности в их словах и делах, чтобы не стать жертвой своей чрезмерной доверчивости.

Доверчивость, находящаяся под строгим контролем.

Хочет защитить себя от последствий своей излишней доверчивости. Часто обнаруживает, что его неверно понимают, а некоторые люди используют его в своих интересах. Стремится добиться спокойных, интимных отношений, основанных на четком понимании и уважении интересов всех партнеров.

Процесс 2. Ряд +4 +1 x2 x3 =6 =7 -5 -0

Надеется, что связи, основанные на любви и дружбе, принесут улучшение жизни и удовлетворение. Испытывая потребность в одобрении со стороны, он готов оказывать помощь другим людям. В ответ на свою помощь он рассчитывает получить тепло и взаимопонимание. Открыт для новых идей и возможностей, которые, как он надеется, окажутся плодотворными и интересными.

Авторитарен по характеру или же привык к своей реальной власти. Считает, что дальнейшее продвижение вперед стало проблематичным из-за возникших трудностей. Умеет выстоять вопреки сопротивлению.

Обстоятельства принуждают его пойти на компромисс и временно отказаться от некоторых удовольствий. Может получать физическое удовлетворение от половой активности.

Физиологическая интерпретация: проявляет нетерпеливость и волнение.

Психологическая интерпретация: чувствует, что жизнь может предложить гораздо больше и что крайне важно установить такие отношения, в которых он найдет отзывчивость и понимание. Для этого он готов использовать любую возможность. Однако он сохраняет способность к критическим оценкам и отказывается принять многое на веру, пока не получит безусловные гарантии подлинности и честности. Поэтому постоянно держит под контролем свои эмоции. Требует от окружающих полной искренности в их словах и делах, чтобы не стать жертвой своей чрезмерной доверчивости.

Доверчивость, находящаяся под строгим контролем.

Опасается, что ему могут помешать достичь своих целей. Эти страхи приводят его к суетливой, иллюзорной и бессмысленной активности.

Процесс 3. Ряд +3 +4 x1 x2 =7 =6 -0 -5

Аналогичен интерпретации общего ряда.

Процесс 4. Ряд +4 +3 x2 x1 =7 =6 -0 -5

Настоятельная потребность играть ведущую роль и иметь большое влияние заставляет его проявлять суетливость. Движим своими желаниями и надеждами. Может взяться за слишком много дел сразу.

Собран. Любит порядок и методичность. Нуждается в уважении, признании и понимании со стороны близких ему людей.

Обстоятельства принуждают его пойти на компромисс и временно отказаться от некоторых удовольствий. Может получать физическое удовлетворение от половой активности.

Физиологическая интерпретация: стресс, вызванный тем, что восприимчивость подавлена.

Психологическая интерпретация: испытывает восхищение изящным и грациозным, но сохраняет способность к критическим суждениям. Поэтому не позволяет себе уступить очарованию первых впечатлений, если только не получит надежных гарантий их соответствия действительности. Постоянно держит под контролем свои эмоции. Требует от окружающих полной искренности в их словах и делах, чтобы не стать жертвой своей чрезмерной доверчивости.

Доверчивость, находящаяся под строгим контролем.

Крайне недоволен существующим положением, которое, как он считает, является хаотичным, неопределенным и непредсказуемым. Ищет такое решение, которое бы сделало его положение более определенным, а его жизнь — более упорядоченной и организованной.

При анализе динамики, мы можем говорить о смещении акцентов со стремления к присоединению, к изменению мира вокруг себя. Готовность стать не следствием, а причиной. Следствием тренинга стало переосмысление своего места в мире. Возникает насущная потребность в большем самопроявлении. Действию, в котором отправной точкой становится сам человек.

При этом данная потребность является не пустой манифестацией, а внутренне обоснованным, подкрепленным фактом.

Незначительным негативным моментом здесь становится то, что человек, отходя от первичной групп-ориентированной позиции приобретает чрезмерную автономию вплоть до непонимания того, что происходит вокруг. Но тренинги, подобные Инсайту, на котором проводилось исследование, направлены как раз на то, чтоб человек заглянул внутрь себя, осознал что с ним происходит, а уж потом нес это в общество и окружающий мир. Толчок делается от Я.

В силу этого идет поиск выхода из сложившегося состояния, который принес бы упорядоченность в окружающий человека мир.

Кроме вышеобозначенного различия в цветовыборах на разных процессах одного тренинга различаются эти выборы и на разных тренингах.

Мы проводили процессы рисования мандал на трех тренингах, каждый из которых отличался по составу, атмосфере, целям, энергии. В соответствии с этим отличались и выборы цветов.

Инсайт 2004 г. желтый синий красный зеленый черный коричневый серый фиолетовый.

Холотропная Вселенная 2005 г.: красный желтый синий черный зеленый коричневый серый фиолетовый.

Инсайт 2005 г. красный желтый синий зеленый черный коричневый серый фиолетовый.

Взаимопомощь и активность первого Инсайта, и дружеские, доверительный более ровные, рациональные Холотропная Вселенная и второй Инсайт.

Можно провести сопоставление данных, полученных с помощью тестовых методик и тех, которые получены с помощью методики цветовыбора М. Люшера. Например, Инсайт 2004 года лежал на перекрестке противоположных тенденций. С одной стороны, усталость, а с другой высокая активность и хорошее настроение. Если мы сопоставим эти данные с цветовыбором данного тренинга, то обнаружим те же самые тенденции. Желание покоя, связанное с усталостью – то, что направлено в будущее. Активность и напряжение, воля к действию, упорство – то, что есть сейчас. Поэтому и происходит вытеснение серого и коричневого. Они принадлежат к другой традиции. Им больше свойственно созерцание и спокойствие. Слишком высокая активность, большая энергия была инициирована на данном тренинге.


Выводы

1. Итак, данные, полученные нами с помощью тестовых методик, дали следующие результаты: с одной стороны, не выявлено значительных отличий в результатах, полученных с помощью предложенных методик в тренинговой группе от результатов среднестатистических, которые существуют по данной методике. С другой стороны, они показали уровень заинтересованности работы в групповом пространстве, удовлетворенностью тех процессов, которые происходили с каждым человеком.

Процесс группового движения проходил при этом достаточно плавно. Заинтересованность в начале тренинга перешла в ситуацию некоторого спада в середине, когда происходило подлинное формирование группы, и затем стадия, когда результаты проявились. Это стадия завершения, закрепления состояния, с которым каждый покинет тренинговое пространство.

Здесь можно говорить о двух главных факторах, повлиявших на развитие по такому «идеальному» сценарию. С одной стороны, профессионализм тренера, а с другой, влияние тех пространств и состояний, которые открылись в процессе тренинговой работы. Те проблемы, с которыми члены группы подошли к тренингу были решены к концу тренинга, что видно по высоким показателям, полученным в тестах. Кроме того, снижение активности, вызванное необходимостью инициировать и поддерживать измененные состояния сознания, подтверждает тезис об энергозатратности таких состояний с одной стороны, и позитивных трансформационных возможностях с другой.

2. Исследуя зависимость трансформационных тенденций в зависимости от локализации состояний сознания можно констатировать следующее. Актуализация ИСС приводит к улучшению самочувствия, настроения, осознанию собственных проблем, более конструктивному взгляду на мир. При этом степень изменения привычных способов существования напрямую зависит от того, какую локализацию имеют те или иные состояния. Здесь работает правило: состояния максимально отличные от ОСС имеют наибольший трансформационный потенциал.

Подобная трансформация может иметь как негативный, так и позитивный оттенок в зависимости от того в какой атмосфере она проходит. В целом же смена базовой тенденции личности является скорее положительным моментом в силу того, что она привносит в жизнь новые ощущения, обогащает ее. Делает ее интересной.

3. Мы показали, что можно выделить специфические цветовые ряды основываясь на данных, полученных с помощью техники рисования мандал. Влияние при этом принципа составления цветового ряда (в зависимости от композиции; количества того или иного цвета, смешанный отбор, учитывающий обе тенденции в случаях, когда нет ярко проявленной специфики мандалы) оказывается достаточно высоким, хотя и не чрезвычайным.

4. Была выявлена динамика цветовых предпочтений, продиктованная теми переживаниями, которые были получены в ходе тренинга. Личностные установки смещаются в сторону большей независимости, автономности, способности отстаивать собственные интересы, способности создавать доверительные отношения перемещаются с декларативно провозглашаемых к реальным, доступным.

5. Разные тренинги имеют разную атмосферу, энергетический потенциал, задачи, которые ставятся на момент участия и примерно формулируемые решения, по степени достижения которых можно будет говорить о достижении или недостижении поставленных задач.

В силу этого были выявлены и различия цветовых рядов, которые выделялись после тренинга (см. Приложение 4).

6. Была проведена адаптация полученных данных к тесту М.Люшера и при сопоставлении полученных результатов с теми выводами, которые были получены при помощи других техник, мы констатировали адекватность использования данной методики для анализа групповых и личных процессов и состояний.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: