Убийство нужно оправдать

Не личными причинами,

Но, как это делает всякий политик,

Общественной необходимостью.

Сальери говорит:

«… я избран, чтоб его остановить…»

И здесь – гениальное пушкинское открытие.

Сальери – один из величайших эгоцентристов в истории литературы.

В первом монологе, который звучит на сцене не более пяти минут, Антонио Сальери 29 раз использует все формы личного местоимения. Но он же перестает быть эгоцентристом в своем втором монологе.

Здесь появляется местоимение третьего лица множественного числа.

Вместо «Я» – «МЫ».

И происходит эта замена на множественное число именно там, где Сальери обосновывает осознанную им общественную необходимость убить Моцарта:

«… я избран, чтоб его

Остановить – не то мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки».

Этот гениальный Пушкиным выверенный повтор – словно попытка Сальери убедить самого себя:

«…мы все, мы все…

И к тому же он избран».

И дальше:

«… Что будет с нами …»

И далее:

«Наследника нам не оставит он».

И далее:

«Он несколько занес нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!»

И наконец:

«Так улетай же! Чем скорей, тем лучше».

Решение убить Моцарта обосновано.

И главная причина того, что Моцарта необходимо уничтожить, выявляется пушкинским Сальери подсознательно гораздо раньше, чем она приходит в его голову в форме конкретного решения.

Обвинительный приговор еще без объявления меры наказания звучит в этой, как я думаю, ключевой фразе всей трагедии.

«Сальери:

Ты, Моцарт, недостоин сам себя».

Как избавиться от этой нелепости? Как привести в гармонию дух Моцарта и его тело?

Сальери принимает решение

отделить безобразное моцартовское тело от его великого духа.

Тело Моцарта должно умереть, а его дух – остаться.

То есть все земное поведение этого тела, его слова, поступки, шутки, шутовство никак не соответствуют рожденной моцартовским духом Музыке, ее божественности, ее эзотеричности, ее избранности.

И сия нелепая, дикая ошибка должна быть исправлена. Сальери это понимает.

Но он (повторяю) не убийца.

Необходимо, чтобы все это шутовство дошло до края, до омерзительного моцартовского:

«Божество мое проголодалось»,

чтобы темпераментный итальянец, «первосвященник от музыки», принял мгновенное и роковое решение:

«отобедаем мы вместе».

Да еще – страх, что Моцарт может не придти, ведь он – Моцарт –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: