Требования к выбору и формулировке темы исследования

Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Темы выпускных квалификационных работ по педагогике определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки, чтобы дипломное исследование было фактором совершенствования профессиональной деятельности студента и соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам. Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.

Требованиями к теме являются её четкость, конкретность, ясность, однозначность, она не должна быть слишком широкой, не исследуемой вследствие своей многоаспектности. Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится нереальной задачей. В большинстве случаев в теме должны быть даны ответы на три вопроса:

1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем? Чего хотим добиться?

2. У кого? У каких детей? В каком учреждении?

3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?

Эти три позиции ясно прослеживаются в следующих темах, которые мы предлагаем для примера: «Развитие устойчивого познавательного интереса у первоклассников через дифференцированные творческие задания», «Формирование ответственной педагогической позиции у родителей первоклассников через систему нетрадиционных родительских собраний и внеклассных мероприятий», «Экспериментальная работа средней общеобразовательной школы как фактор повышения профессионального мастерства учителей», «Сенсорное развитие воспитанников детского дома 7-8 лет в игровой деятельности».

Требованием к теме является также ее востребованность современной школой, ее ожидаемая практическая значимость и новизна. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, неудовлетворенной потребности детей или взрослых и т.д. Актуальность и новизна темы, изученной ранее, может быть обусловлена изменением социальных условий, наличием сомнения в возможности привнесения старого опыта в жизнь сегодняшних учащихся и педагогов, в поиске условий переноса старого опыта и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: