Проблема происхождения первобытного искусства

Первобытное искусство возникает в эпоху верхнего палеолита. Эл-ты искусства нах-ся еще у неандертальцев: использование краски (охры), упорядоченность точек и т.д. По поводу причин возникновения искусства имеется несколько гипотез: 1) г-за простого этапа; 2) г-за меандров; 3) г-за «руки»; 4) г-за макета. Рассм. эти г-зы подробнее:

1) Г-за простого этапа: Автор- Буше де Перт. При раскопках рядом с первобыт. орудиями труда встреч. камни небольших странной фантастич. формы – изобр-ния чел-ка и животных. Он решил, что они представляют собой символы, кот. связывались с мифологическими представлениями людей. В эволюции камней он выделил след. этапы: 1) появление необработанных галек странных форм; 2) камням придается частично-искусственные формы; 3) появл. полностью искусственных форм, самостоятельного творчества. Эта гип-за предполагает уже сформированное худож-ное сознание у первобыт. людей.

2) Г-за меандров: Первоначально др. люди жили в пещерах, кот. занимали пещерные медведи. Эти пещеры были покрыты хаотическими линиями, не имеющие никакого образа. Из изучения этих линий следует: меандрами названы ряды паралл-ных линий прочерченных пальцами на глине либо на камне. Пещерные медведи точили свои когти о скалы и оставляли следы паралл-ных линий из 2-3 / 4-5 линий – грифады. Др. люди оставляли свои следы рядом, затем они перекрывали грифады. Меандры: условно-схематические изображения; осмысления человеком себя.

3) Г-за «рук»: «Рука» – преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. Изображение рук встречается как единично, так и группами до 200 штук. Руки обнаружили в 1902г. В традиц. совр. искусстве также встречаются руки. Изображение рук делается при помощи 3-х видов техники: 1) на ладонь наносится краска, а затем прикладывается к поверхности скал – наиболее раннее (позитивное); 2) более позднее – рука накладывается на скалу и сверху посыпается краской получается светлое пятно на тёмном фоне (негативное); 3) рука наклад. на скалу и обводится (негат.). От отпечатков рук происх. все первобытное искусство. Но это не реально: 1) изображение рук очень консервативны; 2) не понятна связь изобр-я рук с изображением животных. Известно так же кроме изображения здоровых рук изобр-е калеченных рук. Предполагается, что: 1) эти изображения связаны с ритуалами ампутации; 2) с развитием сосудистых заболеваний пальцев; 3) руки с подогнутыми пальцами. Положение, что от рук происходит все изобр. иск-во, подверглось критике, т.к. природа животных и рук очень разная.

4) Г-за макета: Др. люди сооружали из останков животных скульптуры для практических целей: обучения охоте, обрядов. Брейль и Пейрони разработали общую хронологию палеолита. Они выдв. 5 основных этапов. 1) 30 тыс. лет назад, самыми ранними явл. изображения рук, меандры, затем фрагментные контурные изображения животных, 2) 18-15 тыс. лет назад, появляется детализация изображений животных, вводятся дополнительные цвета—оттенки охры, 3) 12 тыс. лет назад, расцвет искусства, изображения жив-ых достигают больших высот реализма. Обычно изображения жив-ых располагаются отдельно, в крайнем случае в паре. 4) мезолит (10-8) происходят коренные изменения: интерес переносится с животных на человека, главное внимание уделяется передаче движений, поз, художники начали изображать многофигурные композиции, 5) неолит. Реалистические изображения отсутствуют, чисто схематическое изображение либо ч-ка либо жив-ых. Это абстрактное искусство.

В это время в Европе встречаются мегалитические сооружения: 1) менгиры—каменные столбы (от 1 метра), стоящие отдельно или группами, 2) дольмены—столообразные комбинации из больших каменных глыб, 3) кромлехи—сложные сооружения, имеющие округлую форму и состоящие из грубоотёсанных каменных блоков (они сооружались в связи с культом солнца в виде круга или полукруга), 4) рентгенографический стиль—изобр-я жив-ых сконцентрировано не на внешнем облике, а на его внутреннем устр-ве.

Культура Др. Шумеров

Др. Шумеры пришли в Междуречье в 4 тыс. до н. э В 3 тыс до н. э. Они образовали ряд самост-х гос-в. В середине 3 тыс. эти города были объединены в единое гос-во. Позже это гос-во составило часть Шумеро-Акадской державы. К концу 3 тыс они были завоёваны аморитами, которые образ. своё гос-во с центром в Вавилоне. Источником культ, цивилизации явл. глиняные таблички. Гл. источник-энциклопедия. В ней 5 слоёв: а) Наиболее древнее представление о мире. Их мировоззр. построено по принципу структуры человека и структуры мира. Как человек состоит из костей, плоти и кожи, так и мир.(плоть-глина, кожа-олово, кость-тростник); б) Змея, сидящая в камне покрытом травой (кость-змея, плоть-камень, кожа-трава); в) Рыба, которую съела птица покрытая опереньем; г) Звёздное мироздание без человека и он сост. из своей кости, плоти, покрыт звёздами; д) Очеловеченный мир. Венец-человек.

Др. Шумерское мировоззр-е мифологическое. Осн. тема – устройство мира на земле, происх-е человека, заселение живыми сущ-ми. Патриархальная община. Первый бог-мужчина (Абзу). Этот бог ассоциировал водный хаос. Проматерь (Намму). Из водного хаоса рожд. гора (Кур) Эта гора сост. из протовещества. Это вещ-во дифференц. на небо (Ан)-муж. и землю (Ки)-жен. От их брака—Энлиль (бог возд. Разделил небо и землю, создал место для жилья) и Энки (обучил ремеслу, охоте, землед-ю. Запустил рыбу в море, жив-х в леса, помог чел-ку)

Др. Шумеры счит, что у богов те же недостатки что и у людей, только в большей мере. Они счит., что загробный мир существует, но он хуже. Т. о. В др. шум-ой лит-ре героями были не боги а люди. Они занимали высокое положение. Самый знач-ый герой-Гильгамеш: он считал себя равным богам, поэтому боги его боялись, поэтому они создали фантастич-е сущ-во Энкиду и подослали его к Гильг-шу, что бы он подружился с ним и погубил его. Энкиду понимал язык зверей и птиц, но Г-ш разгадал его планы и решил лишить его этих возможностей. Он подослал к Эн. блудницу, после связи с кот. он теряет свои возможности. Вместо борьбы они подружились, и боги решили погубить Эн. Г-ш, увидев смерть друга, понял, что и он смертен и решил идти на поиски бессмертия. Он нашёл траву бессмертия, но прилёг отдохнуть, а змея её украла. И он возвр-ся в город и благоустроил его и понял, что чел-к может быть бессмертен в памяти людей. Мифы о сотворении людей: 1) людей создали две сестры – богиня скота и богиня зерна, чтобы кормить богов жертвоприношениями людей; 2) люди созданы из глины, замешанной на крови бога-предателя Кингу. В представлении о прекрасном лежат 2 вида удовольствия: внутреннее (от пищи) и внешнее (от общения с Богами).

Культура Др. Вавилона.

Некоторые исследователи рассм. вав-ю культуру как заверш-ю др. шумерскую культуру. К этому времени в мировоззр-ии произошёл раскол на 2 мира: богов и людей, а отражён этот процесс в мифе о сотворении мира: Мир-птица Тиамат. Гл-ый бог- Мардук разорвал птицу на 2 части. Верхнюю часть подвесил к небу и оборудовал как жилище для богов, а из нижней части создал землю и поселил людей, т. е. пути богов и людей разошлись. Начало формироваться 2 вида знаний для людей и для богов. Всё самое хорошее соверш-сь в мире богов, а самое плохое - в мире людей. В вав-е время сформ-сь понятие прекрасного как украшений: драгоценности камни. В поздневав-е время начал форм-ся новый комплекс прекрасного вокруг человека. Вавилоняне пришли к выводу что и на земле сущ. ценности: добро, справедливость, чеснота- моральные ценности. Среди людей можно достичь совершенства и обрести статус прекрасного, но в духовном плане сущ. 2 вида красоты: а)матер. красота, б) внутр. красота. Вав-я культ-ра - завершающая стадия месопатамской к-ры в целом. Они чувствовали закат своей цивилизации и конец мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: