Методические указания. Культурология как наука о культуре возникла в середине XX в

Культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать накопленную ранее информацию о культуре разных народов.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского антрополога Лесли Алвина Уайта,который не толькопредложил название для новой науки о культуре, но и обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Л.Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.

Несмотря на то, что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу и данный феномен изучался такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с начала 1990-х гг. Тогда же культурология как дисциплина была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Опираясь на учебную литературу, приведите и проанализируйте определения предмета культурологии.

Слово «культура» — одно из наиболее употребительных сегодня как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его значении. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций» (1952) привели более 150 определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Обратитесь к этимологии слова «культура», подумайте о том, какой смысл привнес в него римский философ и оратор Цицерон, проанализируйте известные вам определения культуры в научной литературе и дайте им оценку.

Часто вместо понятия «культура» используется понятие «цивилизация». Вся история понятий «культура» и «цивилизация» теснейшим образом связана между собой, особенно последние два столетия, в которые в большинстве случаев они выступают как синонимы, однозначные термины. Определите, в каких значениях они выступают как сходные понятия, а в каких – принципиально различаются по смыслу. Почему, например, допустимо высказывание «внеземные цивилизации» и не принято выражение «внеземные культуры»? Или как объяснить существование первобытных культур и невозможность представления о существовании «первобытных цивилизаций»? Закончите изложение множества различных определений культуры собственным пониманием этого сложного и многоаспектного феномена.

Исходя из понимания понятия «культура», вы можете перейти к выделению сущностных характеристик и разнообразных функций культуры. Можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Часто культуру в самом широком смысле определяют как все, созданное человеком. Без сомнения, авторы были бы согласны с тем, что культура – это то, что отличает человека от животных, культура – это характеристика человеческого общества. Кроме того, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).

Если определить культуру как все созданное человеком, то при таком подходе все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре. И тогда встает вопрос, какое место занимает культурология среди этих наук и как она с ними связана.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социально - гуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Определите место культурологии в системе социально-гуманитарного знания и покажите ее связи с другими науками, изучающими культуру.

Рекомендуемая литература

1. Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Н.Д. Ермишина. – М.: Академический проект, 2007. – 432 с.

2. Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Б.И. Каверин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 288 с.

3. Кармин А.С. Культурология / А.С.Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2005. – 464с.

4. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007. – 566с.

5. Культурология: учебное пособие / составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 304 с.

6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г. В. Драча. – 12-е изд. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 576 с.

7.Культурология: учебное пособие/ В.А.Глуздов, И.И.Лукичева, А.А.Касьян и др. / под ред. В.А.Фортунатовой и Л.Е.Шапошникова. – М.: Высш.шк., 2003. – 303 с.

8. Петрашкевич – Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 272 с.

9. Погорелый Д.Е. Культурология: кредитно-модульный курс: учебное пособие / Д.Е. Погорелый. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 571 с.

10. Романов Ю.И. Культурология / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: