Методические указания. Как мы выяснили на первом занятии, появление дисциплины, систематически изучавшей культуру как особую форму организации жизни человека

Как мы выяснили на первом занятии, появление дисциплины, систематически изучавшей культуру как особую форму организации жизни человека, датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации, взаимодействие с природными условиями. Оформлению изучения культур в самостоятельную научную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий.

Среди них необходимо выделить, по крайней мере, три момента. Первый – это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией, Францией. Второй момент – это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. И наконец, последнее обстоятельство – это утверждение эволюционного мировоззрения. Раскройте значение этих обстоятельств и предпосылок для возникновения культурологии.

В рамках подготовки материала по второму вопросу обратите внимание на многообразие теоретических построений в изучении культуры: эволюционизм, диффузионизм, биологическое направление, психоаналитический подход, функционализм, структурно-функциональная теория.

В атмосфере настойчивого интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Проанализируйте основные идеи эволюционизма, назовите его представителей, объясните популярность и влияние эволюционных идей, их ренессанс в середине XX в.

Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами – торговлю, переселение, завоевание. Иногда диффузионистскую тенденцию в исследовании культур называют теорией культурных ареалов. Общая оценка итогов развития диффузионизма в его классической форме неоднозначна, объясните, почему?

Основной тезис или идея биологического способа в изучении культуры – замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. В истории науки существует два варианта реализации этой идеи. Первый состоит в сведении культурного разнообразия, особенностей этнокультурных общностей к биологическим (расовым) или даже антропологическим характеристикам индивидов. Второй выражается в лишении культуры ее исторической специфики как особой качественно отличной формы организации жизни человека и усмотрении в ней лишь количественных отличий от мира животных. Назовите основных представителей этого направления, дайте характеристику и общую оценку их концепций.

В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление - психоаналитическая концепция культуры. Этот подход к исследованию культуры существует и развивается и сейчас, на рубеже двух веков. Проанализируйте основные положения и принципы психоанализа и раскройте их непреходящее значение в изучении культур.

Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна. Покажите, на что ориентировано данное направление в изучении культур, его принципиальные отличия от эволюционного подхода, раскройте преимущества функционального метода в исследовании культур перед эволюционным.

К середине XX в. накопленные достижения в различных областях социальных и гуманитарных наук приводят ряд антропологов к необходимости создания целостной теории культуры. Основателем исследования культур в рамках целостной науки явился американский антрополог Л.Уайт, который ввел в научный оборот термин «культурология». Раскройте содержание фундаментальных идей Л.Уайта и покажите их новизну.

В 1944 г. А.Крёбер опубликовал работу "Конфигурации культурного роста", посвященную теоретическим аспектам изучения культур. Он отрицал разделение культур на "высшие" и менее развитые и рассматривал историю человечества как совокупность сменяющих друг друга культур. Большое значение ученый придавал взаимовлиянию культур. Проанализируйте исходные принципы и основные понятия целостной теории культуры А.Крёбера.

Значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур оказал создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур видный американский антрополог М.Херсковиц. Раскройте содержание идей М.Херсковица, объективно способствовавших изменению взглядов на проблему аккультурации различных типов обществ.

Особое значение для развития теоретической культурологии имели теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций, выделенные в рамках данной темы в отдельный вопрос. В 1918 г. вышла в свет работа О.Шпенглера «Закат Европы». Она вызвала не только реакцию науч­ного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры. Книга О.Шпенглера была не только исследованием. Это была книга-пророчество, книга-предостережение. Автор не только изучил историю культуры, но и поставил вопрос о будущем европейской культуры. Проанализируйте и дайте свою оценку идей О.Шпенглера, оказавших влияние на развитие культурологической мысли XX в. А.Тойнби был по специальности историком, и его многочисленные труды посвящены исследованию развития мировой культуры. Заслуга А.Тойнби как культуролога состоит не только в подробном описании различных культур (в терминологии А.Тойнби — «цивилизаций»), но и в создании общей концепции развития культуры.Раскройте содержание теории локальных цивилизаций А.Тойнби.

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог П.А.Сорокин. В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби, однако имеет ряд принципиальных отличий. Проанализируйте эти отличия.

Н.Я. Данилевский – русский ученый, естествоиспытатель, историк, культуролог. В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Важно отметить, что Н.Я. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Изложите основные идеи и дайте оценку концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

В заключение семинарского занятия сделайте общие выводы и дайте оценку развитию представлений о культуре.

Рекомендуемая литература

1. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. – М., 1993. – 544 с.

2. Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Ермишина. – М.: Академический проект, 2007. – 432 с.

3. Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Б.И. Каверин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 288 с.

4. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007. – 566с.

5. Культурология: учебное пособие / составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 304 с.

6. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебное пособие / Л.А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 559 с.

7. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. – М., 1996. – 480 с.

8. Фрезер Дж. Золотая ветвь. / Дж. Фрезер. – М., 1983. – 704 с.

9. Шпенглер О. Закат Европы. / О. Шпенглер. – Т. 1. – М., 1993. – 672 с.

10. Юнг К. Г. Архетип и символ. / К.Г. Юнг. – М., 1991. – 304 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. – М., 1991. – 527 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: