Тестовые задания. Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина

Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина

1. К какому этимологическому значению термина «культура» вы отнесетесь предпочтительнее и почему?

a. культура – от лат. culture, что означает «возделывание; обработка земли; воспитание человека»;

b. культура – oт слова «культ» – религиозный ритуал, обряд
или действие.

2. Достаточным ли является следующее определение: «Культура – это вторая природа»? Что в нем требует уточнения?

3. Сравните два определения:

«Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, ценностей, функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами». «Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами».

Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?

4. Прокомментируйте следующее положение:

«В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов» (Швейцер А. Об этических основаниях цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999. – С. 86).

Что означает понятие «высокие моральные принципы»?

5. Можно ли определить объект и предмет культурологии на основании суждения: «Культурология – это совокупность всех наук, изучающих культуру»?

Сравните приведенное суждение с другим: «Культурология – наука, изучающая культуру, способы и формы ее проявления». Какое из двух определений более точно отражает предмет культурологи как самостоятельной науки?

Тестовые задания

6. Что означает древнегреческий термин «пайдейя»? Подберите три наиболее характерных признака:

1) воспитание; 5) образованность;

2) просвещение; 6) письменность;

3) нравственность; 7) мудрость;

4) образование; 8) религиозность.

Тема 2. Генезис культуры

1. Прокомментируйте понимание «осевого времени» возникновения культуры:

Ось мировой истории «... следует искать там, где возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э... Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 32, 37.)

Тестовые задания

2. «Одиссею» написал:

1) Софокл; 3) Эсхил;

2) Гомер; 4) Гесиод.

3. Пользуясь «ключом»: культура там, где есть свидетельства культуры, определите, к какому периоду первобытной эпохи человечества (в каменном веке) относится так называемая мустверская культура?

1) палеолиту (древний каменный век),

2) мезолиту (средний каменный век),

3) неолиту (новый каменный век).

4. Назовите два наиболее точных признака.

Магия как первооснова духовной культуры верхнего палеолита – это

1) гадание; 4) чародейство;

2) демоническое действие; 5) колдовство;

3) религиозный культ; 6) волшебство.

5. Найдите один признак: тотемизм – это

1) почитание умерших;

2) почитание сил природы;

3) охотничий культ древних людей;

4) земледельческий культ древних людей;

5) запрет на истребление видов растений и животных;

6) ритуал образа жизни древних обществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: