1. Сравните определения цивилизации и соотнесите их с пониманием культуры:
a. цивилизация – это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в материальной жизни, в интеллектуальной жизни, в моральной жизни, в политической и социальной организации рассматриваемой группы;
b. каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политической жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности (см.: Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – С. 13).
2. О каком понимании культуры и цивилизации идет речь в приведенном отрывке? Согласны ли вы с логическим построением (логической культурой) данного суждения?
«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1978. – С. 18).
|
|
3. Л.И. Мечников обосновывал три стадии мировой социально-культурной эволюции:
a. низший период: преобладание подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении;
b. переходный период: преобладание подчиненных союзов, объединенных на основе социальной дифференциации;
c. высший период: преобладание свободных союзов и групп, возникающих на основе свободного договора и общности интересов людей. Каким историческим эпохам и культурам они соответствуют. (см.: Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. – М., 1995. – С. 258).
4. Найдите наиболее существенные культурологические признаки русской усадьбы как особой формы отечественной бытовой культуры:
· архитектура:
· провиантские склады;
· земельная территория;
· родовые архивы;
· экономика;
· библиотеки;
· обслуживающий персонал;
· подъездные пути;
· паркостроение;
· галереи;
· интерьер;
· контакты с соседями.
(см.: Мир русской усадьбы. – М., 1996).
Тестовые задания
5. Выделите пять признаков этнической культуры:
1) грамотность;
2) национальный язык;
3) производящее хозяйство;
4) особенности быта;
5) национальное самосознание;
6) национальные традиции и обычаи;
7) территория;
8) строительство крупных сооружений;
9) численность.
6. Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:
С. Дали, П. Пикассо, Вольтер, И. Глазунов.
7. Вычеркните «лишнее слово» из логической цепочки:
И. Гердер, Ш. Монтескье, И. Кант, П. Гольбах.