Научный стиль. Научный стиль занимает второе место (после официально-делового) по относительной замкнутости

Научный стиль занимает второе место (после официально-делового) по относительной замкнутости. Это широкое, неоднородное понятие. К научной литературе относятся монографии, статьи в научных журналах, сборники тезисов докладов на научных конференциях, «Труды», «Ученые записки», научно-справочная, научно-методическая, справочно-энциклопедическая, учебная литература, научно-техническая информация, исследовательские работы студентов и ученых (реферативные, курсовые, дипломные, диссертационные), аннотации, рецензии, отзывы, производственно-техническая литература и т.д. «Сфера применения научного стиля сегодня очень широка. Он оказывает сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Его даже называют «лингвистическим индикатором современной эпохи развития человечества». Количество работ, посвященных исследованию научной речи, увеличивается с каждым днем» (41, с.15).

Основная цель строгого научного стиля – выразить максимум информации о том или ином явлении через минимум слов. Отсюда тенденция к созданию и использованию большого количества специальных терминов – слов и выражений, концентрирующих информацию, для передачи которой потребовалось бы намного больше общеупотребительных слов. Если бы мы приоткрыли завесу будущего, то, возможно, увидели бы в XXII, XXIII (а не исключено, что уже и в XXI) веках важные и глубокие научные исследования – например, кандидатские или докторские диссертации, написанные всего лишь на нескольких страницах (настолько информационно насыщенным, емким будет каждый термин), в то время как сегодня кандидатские диссертации (напр., филологические) занимают в среднем двести, а докторские – четыреста страниц. Это предположение может быть подкреплено мыслью основоположника современной стилистики француза Ш. Балли: «Термины в области лексики и формула в области синтаксиса являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык». Тенденция к сжатию, уплотнению информации прослеживается довольно отчетливо: еще в 50-60-х годах XX века на написание филологических кандидатских и докторских трудов бумаги уходило в два раза больше.

Существует и научно-популярный стиль, цель которого в какой-то мере противоположна: популяризировать достижения науки, сделать информацию для узкого круг посвященных доступной для многих, в том числе для дилетантов. Поэтому научно-популярный стиль находится на периферии научной и публицистической и даже научной и художественной речи (со всеми вытекающими последствиями: появлением экспрессивной окраски, образных сравнений, метафор и элементов других изобразительно-выразительных средств языка).

Специфичными чертами научного стиля, формирующими всю его языковую систему, являются абстрактность, обобщенность, логичность, объективность и точность (в отличие от, например, художественной речи, главным свойством которой является художественно-образная конкретизация), так как научное изложение рассчитано на рационально-логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие.

Задачи научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематическое изложение проблем. Поэтому научная работа состоит, как правило, из цепи рассуждений и доказательств.

Научный стиль, как и официально-деловой, относится к книжно-письменному типу речи и обладает всеми ее особенностями – прежде всего строгой нормированностью (т.е. соответствием нормам литературного языка). Наряду с этим признаком следует отметить и другие общие языковые черты: точность, ясность и лаконичность в выражении мыслей, высокий процент терминов, употребление слов в их предметных конкретных значениях, «безличность»; монологичность, последовательность, завершенность и полнота высказывания, тесная связь отдельных его частей.

В научной речи прежде всего следует выделить две разновидности: научно-техническую и научно-гуманитарную.

По степени замкнутости различают собственно научный (строгий) и научно-популярный стили, особыми ответвлениями которых стали подстили: учебно-научный, научно-публицистический и научно-мемуарный.

Лексический состав собственно научного стиля специфичен. В научной речи не употребляется иностилевая лексика – слова, которые снабжены в словаре пометами «бранное», «ироническое», «шутливое», «ласкательное», «грубо-просторечное» и т.д.; почти не встречаются переносные значения слов. Как уже отмечено, широко используются научная и техническая терминология, абстрактная лексика. При этом существуют общенаучные и узкоотраслевые термины – например: гипотеза, дифференциация, эксперимент (общенаучные); гипотенуза, биссектриса, тангенс; фонема, адвербиализация, антоним (узкоотраслевые математические и лингвистические термины). По сравнению с другими стилями – самый высокий процент иноязычных слов, особенно с латинскими и греческими корнями.

Фразеология научной речи призвана выражать логические связи и подчеркивать последовательность изложения. Это устойчивые сочетания, лишенные образности, и поэтому их нельзя считать фразеологизмами в узком смысле понятия. Часты словосочетания типа: дать возможность, развернуть дискуссию, извлечь корень, возвести в степень, как показали наблюдения, доказательство от противного, как отмечалось выше и т.п. Характерно употребление сложных терминов: квадратный корень, коленчатый вал, безударный гласный, щитовидная железа, бронхиальная астма, ток высокого напряжения и др.

На словообразовательном уровне для научного стиля характерно использование суффиксов абстрактных существительных: -ениj-, -ниj-, -ость-, -ств-, -иj-, –циj-, (-изи-), ификациj- и др.; отыменных и отглагольных прилагательных: -ическ-, -еск-, -альн-, -ительн-, -ен-, -н-, например: разграничение, валентность, вещество, токсикомания, конфигурация, персонификация, классификация, антагонистический, логический, вербальный, изобразительный, негашеный, переменный и т.п. Часто встречаются сложные слова и слова с иноязычными словообразовательными элементами – например: терморегуляция, фотосинтез, гиперфонема, пеноблоки, газоэлектросварка, асфальтобетон, дестабилизация, контраргументация, антикоррозийный и п.

Морфологическая специфика научного стиля выражается прежде всего в частом употреблении имен существительных в сочетании с прилагательными в функции определения, следовательно, в целом изложение носит в большей степени именной характер, что позволяет достичь необходимой краткости и информативной насыщенности. Часто употребляются имена существительные мужского рода; при наличии вариантных форм предпочтение отдается мужскому роду – например, в технической литературе – манжет (кольцо для скрепления концов труб), клавиш (наконечник рычажка у ряда механизмов).

В род.п. мн.ч. наблюдается тенденция к усечению падежных форм (сокращению слога) у некоторых иноязычных существительных мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный, обозначающих единицы измерения – например: пять ом, ампер, вольт, микрон и т.д. (так называемая «счетная форма»). Часто используется форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных; при этом возникает добавочный оттенок значения (сорт, вид, тип, марка, размер и т.п.) – например: смазочные масла, математические преобразования, легированные стали, а также: различные длины, глубины, температуры и т.д. Числительные употребляются в цифровом, а не буквенном обозначении; активно используются условные знаки и символы (для достижения главной цели – сжатия и ускорения передачи информации).

Из форм местоимений обычно не употребляется 1-ое лицо ед.ч. и редко употребляется 2-ое лицо ед.ч. и мн.ч. (соответственно, и личные глагольные формы). Для выражения авторской скромности иногда используется форма «мы» (но лучше использовать формы 3-его лица или безличные и страдательные формы глаголов).

Наиболее употребительны формы настоящего времени действительного залога (особенно в научно-технической литературе). Тем самым выражаются постоянные свойства предмета – например: Радиусы-векторы планет описывают за одинаковые отрезки времени равные площади. Страдательный залог используется для привлечения внимания не к производителю действия, а к самим механизмам, процессам, структурам, – например: Минеральные удобрения широко применяются в сельском хозяйстве.

Большое распространение в научном стиле получили краткие формы страдательных причастий, например: Произведен анализ экспериментальных данных; выявлены следующие закономерности

Именной характер научного стиля предопределяет обилие в нем книжных предложно-именных конструкций. Особенно активны предложные сочетания: при помощи, в силу, в течение, в продолжение, в отношении, в свете, в результате, в отличие и т.п. Широко используются книжные союзы и близкие к ним по назначению слова, например: по способу, в качестве, в функции и п. Эмоциональные частицы и междометия в научной речи не употребляются.

Для синтаксического строя научного стиля характерно широкое использование словосочетаний: простых и сложных, особенно именных, в которых преобладают формы последовательного – «цепного» управления родительным падежом – например: Разбор значений концентраций измерений в каждой серии невысок или изучение колебаний темпов роста населения планеты. Подобных длинных «цепных» конструкций следует избегать и в научной речи. Лучше, например, выразиться: изучение колебаний в росте населения планеты.

Логическая последовательность и тесная связь отдельных отрезков текста достигается использованием повествовательных предложений с эмоционально нейтральным лексическим наполнением, правильным порядком слов и союзной связью между частями. Для научной речи характерны разнотипные сложные и осложненные предложения. Особенно часто встречаются сложно-подчиненные предложения, так как они передают причинные, временные, условные, следственные и др. отношения и помогают точнее и убедительнее выразить аргументацию определенных положений. Как сами по себе, так и в составе сложных конструкций нередки безличные предложения.

В научном стиле часто используется именное сказуемое, выраженное нулевой связкой и существительным, обозначающим постоянное свойство предмета. Допускается употребление отвлеченной и полуотвлеченной связки (есть, является, служит). Особая роль отведена вводным и вставным конструкциям.

Отличительной чертой научных произведений является последовательная композиционная взаимосвязь отдельных частей, которая достигается при помощи определенных связующих слов, отражающих этапы логического рассуждения. В этой функции выступают наречия, наречные выражения и др. части речи – например: теперь, итак, так, таким образом, поэтому, кроме того, наряду с этим, вместе с тем, в то же время, в этой связи и п.

Не менее важен порядок расположения членов предложения: большая часть предложений в научной речи начинается не с подлежащего, а с обстоятельства, дополнения или сказуемого.

Абзацы в научных произведениях обычно строятся так: основная мысль расположена в начале абзаца (а иногда для усиления повторяется и в его конце). Следовательно, первое предложение, как правило, наиболее весомо по содержанию, выраженная в нем главная мысль затем подкрепляется аргументами, доказательствами, примерами, цитатами и т.д. В конце абзаца дается общий вывод. Стандартная логическая структура абзаца: от общего к частному, от утверждения к доказательству, от причины к следствию.

В целом научной речи присущ очень четкий синтаксис, позволяющий широко аргументировать определенное положение, избегать двусмысленности, неясности высказывания, логически стройно излагать ход мыслей.

Задание. В заключение обзора особенностей научного стиля можно предложить шуточное задание, позволяющее сделать серьёзные выводы и убеждающее в правоте народной мудрости На всякого мудреца довольно простоты. Отгадайте, на пересказ каких известных, простых по синтаксической структуре русских пословиц в научном стиле потребовалось столько книжных слов и терминов.

· Изменение кинетической энергии не эквивалентно хищнику и не способно быстро переместиться в направлении мест его обитания.

· Несмотря на частое упоминание названия восточного лакомства, невозможно добиться соответствующей реакции вкусовых сосочков.

· При вступлении индивидуума с растительностью на лице в завершающую жизненную стадию существует опасность проникновения в часть его скелета потусторонних сил.

· Не следует винить полированную поверхность оксида кремния в случае ассиметричной кожной болезни.

· Величина амплитуды акустической волны при перемещении объекта обратно пропорциональна его удалению от начального положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: