Тема 15. Нейропсихологические синдромы полимодального генеза

Нейропсихологические синдромы полимодального генеза. Письмо. Развитие письма. Специализация различных участков мозговых зон левого полушария по отношению к письму. Расстройства письма. Аграфия. «Чистая» (амнестическая) аграфия. Апрактическая аграфия. Литеральная параграфия. Чтение. Развитие чтения. Расстройства чтения. Алексия.Литеральная (агностическая) и вербальная алексия.Классификация нарушений по Ананьеву Б.Г. Счет. Формирование понятия числа. Акалькулия. Локализация очагов поражения мозга при акалькулиях. Вторичные акалькулии. Синдром Герстмана.

Целевая установка:

Студент должен знать основные синдромы полимодального генеза, стадии развития письма, чтения и счета.

Вопросы для самоконтроля:

1. При каких видах церебральных расстройств встречается аграфия?

2. В чем разница между «чистой» и апрактической аграфиями по механизмам их реализации?

3. Какими первичными дефектами может быть обусловлена алексия?

4. В чем отличие агностической алексии от вербальной?

5. Что такое акалькулия?

6. Какова возможная локализация очагов поражения мозга при акалькулиях?

7. Нарушения каких мыслительных операций обусловливают возникновение акалькулии?

Рекомендуемая литература (2, 11, 25, 26).

Тема 16. Проблемы сознания и бессознательного в нейропсихологии

Сознание. Компоненты сознания. Различные концепции сознания. Общая нейропсихологическая модель мозговой организации сознания. Нарушения сознания. Классификация нарушений сознания К. Ясперса. Выключение сознания. Помрачение сознания. Классификация нарушений сознания по Хомской Е.Д. Специфика нарушений сознания при поражении отдельных мозговых структур. Понятие бессознательного.

Целевая установка:

Студент должен знать общую нейропсихологическую модель мозговой организации сознания, классификацию нарушений и связь сознания с бессознательным.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое сознание?

2. Какие психические компоненты являются составляющими сознания?

3. Какова функция речи в генезе сознания?

4. К каким ключевым положениям сводятся психофизиологические концепции сознания?

5. Назовите четыре основных признака расстройства сознания.

6. В чем отличия выключений сознания от его помрачений?

7. Какая мозговая структура рассматривалась в качестве носителя «бессознательного»?

8. Как реализуется проблема бессознательного в контексте латерализации психических функций?

9. Опишите особенности формирования сознания в онтогенезе.

Рекомендуемая литература (2, 11, 27, 28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: