Тематика контрольных работ

1. Становление нейропсихологической науки.

2. Проблема ВПФ в отечественной и западной психологии. История изучения проблемы локализации ВПФ: борьба локализационизма и антилокализационизма.

3. Теория системной динамической локализации высших психических функций Лурия А.Р.: теоретические и экспериментальные предпосылки, основные положения.

4. Основные методологические понятия нейропсихологического синдромного анализа: их содержание и соотношение.

5. Концепция Лурия А.Р. о трех основных структурно-функциональных блока мозга: строение, функции, локализация.

6. Классификация зрительных агнозий. Cимптомы, нейрофизиологический механизм, локализация и диагностика.

7. Классификация слуховых агнозий. Cимптомы, нейрофизиологический механизм, локализация и диагностика.

8. Классификация тактильных агнозий и соматоагнозий. Cимптомы, нейрофизиологический механизм, локализация и диагностика.

9. Классификация апраксий. Cимптомы, нейрофизиологический механизм, локализация и диагностика.

10. Классификация афазий. Cимптомы, нейрофизиологический механизм, локализация и диагностика.

11. Неспецифические и специфические расстройства памяти: виды, феноменология.

12. Нарушения мышления при поражении зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры).

13. Нейропсихология эмоций: анатомическое «строение» эмоций, специфика эмоциональных расстройств при поражении корковых и подкорковых отделов, эмоциональные нарушения при поражении правого и левого полушарий.

14. Социальная адаптация и межполушарная асимметрия.

15. Взгляды нейропсихологии на проблему сознания и бессознательного.

16. Нейропсихология детского возраста: основные закономерности и принципы.

17. Роль афферентации в регуляции произвольных движений и действий: концепция функциональных систем Анохина П.К. и концепция уровневой организации двигательного акта Бернштейна Н.А.

18. Нейропсихологические синдромы полимодального генеза: аграфия, алексия, акалькулия.

19. Процесс восприятия времени как объект изучения нейропсихологии.

6. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И методический мАТЕРИАЛ ДЛЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Тема 1. Предмет, принципы современной нейропсихологии. Основные принципы строения мозга (форма проведения – семинар).

Обсуждаются различные исторические аспекты структурно-функциональной и системной организации мозга (рис.1-4.)

Вопросы к теме:

1. Специфика нейропсихологического подхода к анализу проблем развития и жизнедеятельности индивида.

2. Вклад отечественной науки в развитие нейропсихологии.

3. Основные положения учения о мозговой организации психических процессов.

4. Основные положения «теории системной динамической организации высших психических функций».

5. Чем отличаются жесткие и гибкие звенья ВПФ.

6. Объясните сущность принципа анатомо-физиологического деления мозга на блоки.

7. Общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности.

8.Каковы особенности функциональной специфики и взаимодействия полушарий мозга.

9. В чем проявляются изменения мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития.

10. Продемонстрируйте возможности практического использования теоретических положений, разработанных современной нейропсихологией.

Рис. 1 Локализационная карта К. Клейста

Рис 2. Френологические карты Ф. Галя (по А.Р. Лурия)

Рис. 3. Карта цитоархитектонических полей Бродмана - латерально-конвекситальные и медиальные поверхности коры (по Синельникову Р.Д., Синельникову Я.Р.)

Рис. 4. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по Лурия А.Р.):

А) I блок — регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, — включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга: 1 — мозолистое тело, 2 — средний мозг, 3 — теменно-затылочная борозда, 4 — мозжечок, 5 — ретикулярная формация ствола, 6 — крючок, 7 — гипоталамус, 8 — таламус;

Б) II блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, — включающий основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий: 1 — премоторная область, 2 — прецентральная извилина, 3 — центральная извилина, 4 — моторная область, 5 — префронтальная область;

В) III блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, — включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двухсторонними связями.

Тема 2. Нарушения восприятия (форма проведения – семинар).

Анализируются симптомы нарушений восприятия при различной локализации мозговых поражений. Даются задачи, в которых студенты могут продемонстрировать знания организации основных анализаторных систем, симптомокомплексов гностических расстройств при мозговых дисфункциях. Методический материал рис. 5-9. Рассматриваются вопросы нейропсихологической диагностики нарушений зрительного, оптико-пространственного и акустического гнозиса.

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте зрительные агнозии и их особенности.

2. В чем проявляются сенсорные слуховые расстройства.

3. Дайте характеристику кожно-кинестетических расстройств.

4. Проанализируйте особенности нарушения восприятия у «правшей» и «левшей».

5. В каких проблемах школьной успеваемости могут проявляться расстройства восприятия.

6. Попытайтесь проанализировать пути и возможности коррекции агнозий.

Рис. 5. Вертикальная организация основных анализаторных систем:

1 — двигательная область; 2 — соматосенсорная область; 3 — теменная кора;

4 — зрительная область; 5 — слуховые пути; 6 — пути мышечной чувствительности; 7 — пути кожной чувствительности; 8 — ухо; 9 — зрительное сияние; 10 — ядра зрительного бугра; 11 — зрительный путь; 12 — глаз; 13 — орбитальная кора; 14 — префронтальная кора (по Д. Пейпецу)

  Рис.6. Схема прохождения сигнала по зрительному анализатору: 1- наблюдаемый объект (здесь условно разделен); 2 - сетчатка; 3 - зрительный нерв; 4 - хиазма; 5 -зрительный канатик; 6 - таламус; 7 -латеральное коленчатое тело; 8- верхние бугры четверохолмия; 9 - зрительное сияние; 10- 17-е поля коры
  Рис.7. Схема локализации очагов поражения и вызываемых ими сенсорных зрительных расстройств: 1 - скотома; 2 - слепота на один глаз; 3 - правосторонняя гемианопсия; 4 - битемпоральная гемианопсия; 5- гомонимная гемианопсия; 6- верхнеквадрантная гемианопсия; 7- гомонимная гемианопсия; 8- центральная гомонимная гемианопсия; 9 - трубчатое зрение

Рис. 8. Схема строения кожно-кинестетического анализатора.

Представлены эфферентные нейроны с длинным аксоном: 1 — окончания чувствительных нервных волокон в коже и в мышцах; 2 — чувствительные периферические нейроны межпозвоночных узлов; 3 — переключательные ядра в продолговатом мозгу; 4 — переключательные (реле) ядра в зрительном бугре; 5 — кожно-кинестетическая зона коры; 6 — двигательная зона коры; 7 — путь от двигательной зоны коры к двигательным «центрам» головного и спинного мозга (пирамидный путь); 8 — эффекторный нейрон спинного мозга; 9 — двигательные нервные окончания в скелетных мышцах (по Г.И. Полякову).

Рис. 9. Схема строения слухового анализатора.

Слуховая система имеет не только много уровней, но и большое число перекрестных комиссур, благодаря которым каждое ухо проецируется в оба полушария мозга:

1 — мозолистое тело; 2 — комиссура нижних бугров четверохолмия; 3 — комиссура Пробста

Нарушение зрительного и оптико-пространственного гнозиса и их нейропсихологическая диагностика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: