Психологическая структура мышления. Мышление как деятельность. Структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга: нарушение планирования и контроля за интеллектуальным процессом при сохранности различных умственных действий (операций). Интеллектуальные персеверации, стереотипы. Неустойчивость семантических связей ("семантических полей"). Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга: распад отдельных операций при сохранности планирования и контроля. Акалькулия. Нарушения конструктивной деятельности. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга. Особенности нарушений мышления при поражении правого и левого полушарий мозга. Нарушения мышления при поражении глубинных структур. Методы исследования нарушений мышления.
Целевая установка:
Студент должен знать функциональные механизмы мышления, виды и классификацию нарушений мышления.
Вопросы для самоконтроля:
|
|
1. Дайте определение мышления.
2. Что относят к формам, операциям и видам мышления?
3. Повреждение каких областей мозга обусловливает патологию мышления на уровне вербальных операций?
4. Какой компонент мышления страдает при теменно-затылочных поражениях мозга?
5. Опишите типичную симптоматику со стороны мышления при поражении префронтальных отделов лобных долей.
6. В чем специфика интеллектуальных дефектов при правополушарных поражениях?
7. Какие причины могут приводить к возникновению диффузного поражения мозга?
8. Сколько степеней умственной отсталости предусмотрено в соответствии с 10 МКБ?
9. Какие функции преимущественно страдают, а какие в основном сохранены при психическом инфантилизме?
10. В чем отличие деменции от умственной отсталости и задержки психического развития?
11. Какие изменения претерпевает мозг в процессе старения?
12. Дайте нейропсихологическое описание болезни Альцгеймера.
Рекомендуемая литература (2, 11, 24, 25, 26).