Принципы построения классификаций отклоняющегося развития

Классификация отклоняющегося развития определяется как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим относятся:

1)пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);

2)внутриутробные поражения (токсикозы беременных, инфекционные заболевания беременных, интоксикации, травмы и др.).

К социальным факторам возникновения дизонтогенеза относятся:

1)педагогическая запущенность;

2)развитие личности в неблагоприятных социальных условиях.

Л. С. Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включает в себя три типа дефекта.

1. Повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).

2.Повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки).

3.Недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие).

Г. Е. Сухарева с позиции патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития.

1.Задержанное.

2.Поврежденное.

3.Искаженное.

Г. К. Ушакова и В. В. Ковалева выделяют два основных вида психического дизонтогенеза.

1.Ретардация.

2.Асинхрония.

Основой наиболее широко используемой классификации, предложенной В. В. Лебединским, стали разработки ученых о нарушениях психического развития человека:

1)ретардация — задержанное развитие. В данном случае наблюдаются явления замедленного созревания всех психических и психофизических сторон развития;

2)дисфункция созревания — промежуточный между отклоняющимся и нормальным развитием тип;

3)поврежденное развитие — локальное повреждение какого-либо анализатора или структур головного мозга;

4)асинхрония — искаженное развитие. Являет собой диспропорциональное развитие различных сторон психического развития, когда на фоне выраженного опереженного темпа развития одних функций, наблюдается запаздывание других.

В. В. Лебединский классифицировал отклоняющееся развитие следующим образом:

1.Недоразвитие.

2.Задержанное развитие.

3.Поврежденное развитие.

4.Дефицитарное развитие.

5.Искаженное развитие.

6.Дисгармоничное развитие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: