Оценочные критерии

Значение индекса Уровень гигиены
0 отличный
0, 1 - 0, 6 хороший
0, 7- 1, 6 удовлетворительный
1, 7 и более неудовлетворительный

API Lange. ГИАП. Гигиенчиечкий индекс апроксимал пов-ти.


Окрашиваются все зубы и определяется наличие налета а м/з промежутках.
ГИАП = кол-во окрашенных м/з промежутков, разделенное на кол-во промежутков и умноженное на 100%.
70-100% -неудовл гиг.
40-70%- плохая гиг.
25-39%-удовл гиг
0-24%-оптимальное сост гиг.
3)Идекс эффективности гиг пол рта. РНР
Окрашивают 6 зубов. 16, 26, 11, 31 - вестиб пов-ти.
36, 46 -язычн пов-ти.
Каждый зуб делится на пять по-втей: медиальную, дистальную, срединно-окклюзионную, центарльную, срединно-пришеечную.
Коды и критерии оценки з/н.
0- остустсвие окраш.
1- наличие окраш.
Опр индекс каждого зуба путем деления суммы показателей на 5(кол-во пов-тей)
РНР= сумма кодов у всех зубов, деленная на кол-во этих зубов.
0- отличный
0,1-0,6 -хороший
0,7-1,6-удовл
1,7 и более -неудовл.

Вопрос №12. Гигиенические индексы (Грина-Вермильона, Силнеса и Лое)

Индекс Грина-Вермиллиона (Green, Vermillion, индекс з.н.+ индекс з.к.).Упрощенный индекс гигиены полости рта (OHI-S) заключается в оценке площади поверхности зуба, покрытой налетом и/или зубным камнем, не требует использования специальных красителей. Исследуются 6 рядом стоящих зубов или по1-2 из разных групп (большие и малые коренные зубы, резцы, клыки) верхней и нижней челюсти. их вестибулярные и оральные поверхности.

Например: вестибулярная поверхность: 16,11,26,31 зубы.

Оральная поверхность: 36 и 46 зубы

· Отсутствие зубного налета обозначается как 0,

· зубной налет до 1/3 поверхности зуба – 1,

· зубной налет от 1/3 до 2/3 – 2,

· зубной налет покрывает более 2/3 поверхности эмали – 3.

ИЗН =сумма показателей 6 зубов /6

Затем определяется зубной камень по такому же принципу.

· Нет камня-0

· Наддесневой з.к. на 1/3 поверхности -1

· Наддесневой з.к. на 2/3 поверхности или отдельные участки поддесневого з.к.-2

· Наддесневой з.к. более 2/3 поверхности, поддесневой з.к. опоясывает всю шейку зуба.

ИЗК= сумма показателеё 6 зубов/ 6

Формула для расчета индекса.OHI – S=∑(ЗН/n)+∑(ЗК/n) т.е ИЗН+ИЗК

где n – количество зубов, ЗН – зубной налет, ЗК – зубной камень.

Налет: Камень:
  Нет   нет
  на 1/3 коронки   наддесневой камень на 1/3 коронки
  на 2/3 коронки   наддесневой камень на 2/3 коронки
      наддесневой камень > 2/3 коронки или поддесневой зубной камень, окружающий пришеечную часть зуба
Значение Оценка индекса Оценка гигиены полости рта
0 - 0,6 Низкий Хорошая
0,7 - 1,6 Средний Удовлетворительная
1,7 - 2,5 Высокий Неудовлетворительная
  Очень высокий Плохая

Индекс Силнес-Лоу (Silness, Loe, 1967)

учитывает толщину налета в придесневой области на 4-х участках поверхности зуба: вестибулярная, язычная, дистальная и мезиальная. Исследование проводят на все зубах / на выбранной группе зубов. Проводится без окрагивания с использованием: зеркала,зонда и воздуха для просушки.После высушивания эмали кончиком зонда проводят по ее поверхности у десневой борозды.

· Если к кончику зонда нет налёта, индекс налета на участке зуба обозначается как – 0.

· Если визуально налет не определяется, но становится видимым после движения зонда – индекс равен 1.

· Умеренное накопление налёта, видимое глазом.(т.е. Бляшка толщиной от тонкого слоя до умеренного, видимая невооруженным глазом) оценивается показателем 2.

· Интенсивное отложение зубного налета в области десневой борозды и межзубного промежутка обозначается как 3.

Для каждого зуба индекс вычисляется делением суммы баллов 4-х поверхностей на 4.

Общий индекс равен сумме показателей всех обследованных зубов, деленной на их количество.

Вопрос №13. Пародонтальные индексы (ПИ, проба ШиллерПисарева, йодидное число Свракова)

(распечатать)

Вопрос №14. Пародонтальные индексы (CPITN,ПМА, PBI)

(распечатать)

Вопрос №15. Методы чистки зубов.(основные и дополнительные)

(распечатать)

Метод Чартера (1922 г.). Зубную щетку устанавливают под углом 45° к десневому краю. Движения щетки круговые, встряхивающие и вибрирующие, чтобы щетинки проникали в межзубные пространства. Этот метод рекомендуется для массажа десен, профилактики рецидивов после проведенного курса лечения воспалительных заболеваний пародонта.

^ Метод Стиламана (1933 г.). Зубная щетка устанавливается под углом 45° к оси зуба и максимально надавливается на десневой край до видимой анемичности десны. Далее проводится слабое вращательное движение до восстановления кровотока в десне. Язычные поверхности зубов очищают, ставя щетку параллельно оси зуба. Жевательные поверхности очищают движениями, направленными перпендикулярно к окклюзионной плоскости.

^ Метод Смита-Белла (1948 г.). Зубную щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности. Движения зубной щетки повторяют путь пищи при жевании: надавливая и вращая, головка щетки продвигается к десне, скользит по ней и перемещается к следующему зубу.

^ Метод Леонардо (1949г.). Щетка устанавливается перпендикулярно к поверхности зубов. Чистку осуществляют вертикальными движениями в направлении от десны к коронке зуба: на верхней челюсти - сверху вниз; на нижней - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых зубах сверху вниз и снизу вверх. Жевательную поверхность очищают движениями вперед-назад.

^ Метод Басса (1954 г.). Щетка должна находиться под углом 45° к оси зуба. Вестибулярные поверхности зубов очищаются вибрирующими движениями вперед-назад без перемещения концов щетины. Внутренние поверхности очищаются так же. Жевательные поверхности чистят движениями щетки вперед-назад.

^ Метод Рейте (1970 г.). Щетка ставится параллельно оси зуба в начале и под углом 90° к оси зуба в конце движения. Скатывающие движения от десны к коронке. Жевательные поверхности зубов очищаются движениями щетки вперед-назад.

^ Метод Фонеса. Щетинки зубной щетки ставят перпендикулярно к вестибулярной поверхности зуба. Зубные ряды сомкнуты, движения зубной щетки круговые. Язычные, небные и жевательные поверхности зубов очищаются круговыми спиралевидными движениями. Данный метод позволяет произвести массаж десен, и рекомендуется лицам с заболеваниями тканей пародонта.

Вопрос №16. Принципы и этапы контролируемой гигиены р.п.

Оценка её эффективности.

Вопрос№17.Методика проведения урока гигиены,контролируемой чистки зубов,коррекции гигиенических навыков

Для того чтобы гигиена полости рта принесла свои эффективные плоды в деле сохранения органов и тканей в здоровом состоянии, необходимо тщательное гигиеническое воспитание населения и соблюдение всех основных правил. При этом врач-стоматолог в своей работе должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. Достаточно эффективной гигиена полости рта может быть лишь при регулярной чистке зубов с соблюдением необходимого количества движений щетки и затрат времени на очищение всех поверхностей зубов.

2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала. В большинстве случаев без надлежащего обучения невозможно обеспечить необходимый уровень гигиены полости рта.

3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должны контролироваться медицинским персоналом. Только контроль и коррекция гигиены через определенные промежутки времени могут закрепить приобретенные навыки и обеспечить ее высокий уровень.Обучение детей личной гигиене рта начинают с 2-3-летнего возраста, когда они склонны к подражанию, в превосходстве к коллективным занятиям, к работе изначально со спокойными детьми. В этом возрасте огромна внушаемость, которую нужно использовать в положительном аспекте.Основой работы с детьми должна быть беседа, непосредственное общение, которое ничем иным заменить невозможно. Воспитание у детей гигиенических навыков – задача очень нужная, но не простая. В данном возрасте дети чересчур малы, дабы осознать надобность ухода за полостью рта. Совместно с тем, именно приобретенные в этом возрасте навыки становятся особо крепкими, которые дети усваивают на всю свою жизнь. Основой их формирования у детей обязаны стать игровые ситуации. Этому служат разнообразные зубные щетки, которые сейчас представлены в различных цветовых гаммах, формах и т.д., чашки для полоскания, присутствие любимых игрушек, персонажей мультипликационных фильмов и т.д.Обучение более взрослых детей (5-7 лет) уместно начинать с беседы о роли зубов для здоровья человека, а также необходимости ежедневного ухода за ними. Дети уже способны к восприятию таких знаний в данном возрасте. Дальнейшие занятия нужно строить также в форме увлекательной, занимательной игровой композиции.Занятия по обучению чистке зубов проводятся медицинским работником, который демонстрирует все этапы на больших моделях или игрушках с обязательным объяснением значения и порядка проведения гигиенических манипуляций. Обычно демонстрируются 7 последовательных этапов в приемлемой для детей форме:

1. Вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Водой с мылом промыть щетку.

4. На всю длину рабочей части щетки нанести зубную пасту.

5. Правильно почистить зубы.

6. Прополоскать рот водой.

7. Промыть щетку: необходимо намылить ее и оставить хранить в стакане.

Имеются рекомендации по проведению обучения гигиене полости рта у дошкольников в виде занятий по 15 минут продолжительностью в следующей последовательности:

1 —с помощью стоматологического зеркала и шпателя у детей осматривают полость рта;

2 — ребенка обучают правильно полоскать рот, в последующем закрепляют навыки и контролируют их после еды;

3 — рассказывают о назначении зубной щетки, демонстрируют технику пользования ей на моделях;

4 — контролируют навык пользования зубной щеткой с применением моделей;

5 — обучают детей чистке зубов без зубной пасты, мытью зубной щетки водой, просушиванию и хранению в стакане. Закрепляют данные навыки;

6 — чистка зубов самими детьми без применения пасты 2 раза в день под контролем и коррекцией навыков воспитателями, медработниками, родителями;

7 — чистка зубов по утрам и вечерам с использованием пасты, осуществлением ухода за зубной щеткой, полосканием полости рта.

Считаем особо важным подчеркнуть, что при любой методике обучения детей принципам и правилам гигиены полости рта абсолютно необходимо такое же обучение для родителей, педагогов, медработников детских учреждений. То есть обучение должно быть комплексным, только тогда оно дает существенные профилактические результаты.У дошкольников в возрасте 5—7 лет можно использовать аналогичную методику обучения (7 занятий). Однако еще больше времени уделяется разъяснению правил чистки зубов. Показывают данную манипуляцию на игрушках. Детям доступно объясняют значение удаления зубного налета при гигиене полости рта.У детей младшего школьного возраста (1—4 классы) обучение гигиене полости рта целесообразно строить в виде нескольких уроков здоровья, используя для этого школьную программу. При обучении детей этого возраста больше внимания уделяют беседам о роли, назначении и функционировании зубов в жизни человека, заболеваниям зубов и последствиям при плохом уходе за зубами, а также мероприятиям профилактики заболеваний полости рта.Рассказывают о большом ассортименте средств и предметов ухода за полостью рта — зубными щетками, зубными пастами и порошками, эликсирами и ополаскивателями для зубов.Обучение детей практическим навыкам по уходу за полостью рта удобнее всего проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, предназначенными для освоения методики чистки зубов и контроля над этим процессом. В комнате могут быть установлены 5—10, в уголке гигиены 1—2 раковины с зеркалами. У одной из стен или в специальном шкафу помещаются ячейки для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки можно хранить в химических штативах с соответствующей маркировкой. В шкафу также хранятся песочные часы, зубные пасты и другие средства.Кабинет должен быть оснащен экраном, диапроектором, шторами для затемнения, наглядной агитацией по уходу за полостью рта, стендами, таблицами, витражами и т.д. Если размеры комнаты позволяют, то в ней должны быть установлены столы для занятий.В методике обучения гигиене полости рта необходимо пристальное внимание обращать на контроль качества чистки зубов, коррекцию гигиенических навыков, повторный контроль для закрепления привычек. Этой процедуре нужно отводить большую роль. Получаемые данные — это наглядные показатели качества чистки зубов и умения ухода за полостью рта, которые позволяют обнаружить многие недочеты и выработать меры по исправлению выявленных недостатков.Обучение взрослых пациентов чистке зубов следует проводить в комнате гигиены или уголках гигиены в поликлиниках, на предприятиях по описанной методике с учетом сознательного их отношения к гигиене. Однако не следует забывать, что перестройка уже сложившихся навыков (зачастую неоптимального варианта) идет гораздо сложнее, чем формирование их у детей в раннем возрасте. Большую помощь в этом процессе оказывает контроль качества гигиены с обязательной демонстрацией результатов чистки зубов после окрашивания

18. классификация и конструктивные особенности зубных щёток.

Зубные щётки классифицируются по ряду признаков.

1)По типу щетины: а)натуральная

б)синтетическая

2)По жёсткости щетины: а)магасофт/постхирургическая (d=0,006ml)

б)сенсетив /ультрософт (d=0,1) в) суперсофт (d=0,12) г)софт (d=0,15) д)медиум е)жёсткие ж)очень жёсткие з)смешанные и)комбинированные. Жёсткость зависит от диаметра щетин.

3)По виду: а)детские б)подростковые в)взрослые

4) По группе: а)гигиенические б)профилактические в)специфические г)сложноспецифические

5)По способу приведения в действе: а) монуальная б)автоматическая: 1. Электрическая 2. Звуковая 3. Ультрозвуковая

6) По форме и типу подстрижки щёточного поля: а) с ровным б)с выпуклым в)с зигзагообразным г)с двухуровневым д)с многоуровневым е) с силовым выступом ж)замковая подстрижка з)перекрещивающаяся

7) По типу расположения щетин и пучков щетин: а) однопучковые б)двурядные в)трёхрядные г)четырёхрядные д)сложнорядные е)с линейной организацией пучков ж) с ячеистой структурой з)смешаные и) редкопосаженные к) густопосаженные л)смешанная плотность посадки.

8) По свойствам и текстуре щетинок: а)микротекстурная б)твисторная в)венчиковая г) губчатая и т.д.

ЗУБНЫЕ ЩЁТКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ:

1) Orto- ортодонтическая зубная щётка (з.щ.), имеющая v-образную бороздку в центре щёточного поля. В глубь которой помещается брекет, дуга и т.д.

2) Хирургическая – мегасофт щетина

3) Dunture –щётка для чистки полно- и частичносъёмных протезов. Головка имеет щетину с 2х сторон.На одной-ровная или зигзаговидная (для чистки наружних поверхностей протеза).На другой- закруглённая (для внутренних поверхностей)

4) Interdenture –ёршики для межзубных промежутков.

5) Monotafts-это монопучковая щётка для очистки труднодоступных поверхностей (шейки, корни, десн. борозда,фиссуры, дистальные отделы, ортодонтические и ортопедические конструкции, импланты,хирургические аппараты в полости рта.)

6) Taft-это щётка с 6-7 пучками (исп. Для дополнительного ухода)

7) Tongue-щётка для языка.

8) Sulcus-щётка с узкой головкой, на которой распологаются вдоль 10 пучков в 2 ряда. Используется для очистки десневой борозды и пришеечной области при ортодонтических и ортопедических конструкциях.

9) Travel-складная щётка для походов.

Вопрос 19. Материалы используемые для производства зубных щёток,ёршиков,флоссов. Преимущества и недостатки зубных щёток из натуралиной и искусственной щетины.

Правила правильной щетины:

1. Маленькая

2. Мягкая

3. Густая

Раньше использовали натуральную щетину (свиная, волос крупного рогатого скота., борсучий волос)

Плюсы (+): мягкие

В современных з.щ. используют искусственную щетину:

· Различные модификации нейлона (12 подтипов с 6.01 по 6.12). наиболее используется нейлон 6.12 (тайнекс) фирмы Дикон.

· Сетрон

· Перлон

· Деролон

· Полиуритан

· Полиэстер (Curen-запатентованная щетина компании Curoprox)

Недостатки натуральной щетины (-):

· Наличие внутриволосяного канала,где создаётся среда для скопления м.о.

· Невозможность обработать,закруглить кончик т.к. кончик как таковой отсутствует, представляет собой кольцо.

· На внешней поверхности большое кол-во пор и грубых заусенец,на которых формируется колонии бактерий. Возможны травмы слизистой.

· Сложна дезинфекция и очистка щетины.

· Неконтролируемая жёсткость щетины в пучке

· Может удлиняться при увлажнении, абсорбирует влагу.

Плюсы искусственной щетины (+):

· Можно придать любой требуемый диаметр

· Можно придать любые свойства: микротекстура (венчатые,трубчатые)

· Закругление и полировка кончиков

· Любая длина

· Возможно сжать под любым углом относительно основания.

· Сниженная возможность задержки м.о.

· М.б. не только круглой, но и многоугольной и иметь любую конфигурацию в поперечнике

· Возможно окрашивание щетины

· Простота обработки и дезинфекции

· Низкая зависимость от внешних факторов.

Вопрос №20. Звуковые, электрические, ультрозвуковые, ионные зубные щётки. Положительные и отрицательные стороны применения.

I. Электрические зубные щётки. (ЭЗЩ)
Первые щётки появились в 1960 году. Были не очень эффективные. Maх: 50 движений в минуту.
Современные щётки осуществляют:
- вибрационные (бьющие)
- пульсирующие
- ротационные (вращаются до 90 градусов)
- возвратно-круговые движения на определённый угол в одну сторону - от центральной линии и на такой же угол в другую сторону.
Для эффективности процедуры ЭЗЩ перемещаются от зубы к зубу без дополнительных движений.
ЭЗЩ могут иметь разные уровни щёточного поля:
- белый - средняя жёсткость
- зелёный - более мягкая
- голубой - мягкая
Форма головки в основном круглая. Может быть снабжена таймером и устройством контроля пульсирующих движений, в зависимости от давления а щётку.
Головка съёмная/несъёмная. Может снабжаться различными по форме и значительными насадками. Может работать от батареек и от аккумулятор.
в зависимости от модификации щётки:
- количество оборотов движений в минуту от 900 до 192 млн.
-частота пульсации в минуту от 20 до 40 тысяч
ЭЗЩ - 7-8 тысяч движений в минуту - 58 Гц.
(II.Звукрвые щётки - ультрасоник - 192 млн движений в минуту - 1000600 Гц)
показания к применению:
а) при здоровых зубах и дёснах:
- без ограничения (если обладает навыками, владеет техникой использования)
- не заменяет дополнительные предметы гигиены
- не допускает контакта жёстких краёв щёток с краями пародонта
- профилактической рецессии десны
б)при заболеваниях пародонта:
- не желательно
-возможно при насадке сенсетив
не заменяет дополнительные предметы гигиены
- более показана звуковая щётка
в) при гиперчувствительности
- не рекомендуется, либо щадящий режим и с насадкой сенсетив
г) при ортодонтических несъёмных аппаратах:
-эффективная работа при монопучковых насадках не заменяет дополнительные средства гигиены
-очень показана звуковая щётка
д)при ортопедических несъёмных конструкциях типа мостовидных протезов, отдельных искусственных коронок не зависимо от материала:
-показана звуковая щётка, насадка типа сенсетив
е) у детей и подростков:
- можно использовать самостоятельно с 6-летнего возраста
-щётка должна соответствовать возрасту
-обязательно мягкая щетина
-желательно венчиковая
ж) для инвалидов и людей с ограниченными двигательными возможностями (может стать щёткой выбора)

Вопрос № 21. Зубные щетки:детские, подростковые-классификация и показания к применению.

(средства гигиены ротовой полости для детей и подростков)

Детские зубные щетки с мягкой щетиной рекомендуется использовать без пасты после прорезывания первого молочного зуба.

Основные требования к зубным щеткам для детей следующие:
1.маленкая головка, соответствующая размеру зубного ряда ребенка. 2.мягкая или очень мягкая при временном и сменном прикусе. 3.большая, удобная для захвата и привлекательная для ребенка ручка.

Для детей от 2 до 4 лет для ухода за полостью рта и профилактики кариеса рекомендуется иной набор средств гигиены полости рта:

· детская гигиеническая щетка с мягкой щетиной, атравматичной головкой и большой ручкой с впрессованным резинопластиком;

· детская лечебно-профилактическая зубная щетка;

· детская лечебно-профилактическая зубная паста с фтористым соединением или кальциевым компонентом, мягким абразивом, без сильных антисептиков;

уход за полостью рта осуществляет сам ребенок под контролем родителей;

после каждого приема пищи необходимо прополоскать рот кипяченой водой.

Детям дошкольного возраста с 4 до 6 лет, приученных к проведению индивидуальной гигиены полости рта самостоятельно, но под строгим контролем родителей рекомендуются следующие СГПР:

· детская профилактическая зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа щетки, большой ручкой;

· детская лечебно-профилактическая паста противокариозного действия (с фтористым соединением или кальциевым компонентом), с мягким абразивом, без сильных антисептиков;

· флоссы с фтористым компонентом;

· ополаскиватели для рта с 6-летнего возраста без сильных антисептиков, безалкогольные с дозатором или мерным стаканчиком;

· жевательные резинки без абразивных компонентов, с сахарозаменителями типа ксилита рекомендуется детям с 6-летнего возраста, использовать после еды кратковременно.

По мере развития и роста ребенка происходит смена зубов временного прикуса на постоянные зубы. К 12-13 годам заканчивается формирование постоянного прикуса.

Эпидемиологические исследования, проведенные в республике, показывают, что распространенность кариеса у 12-летних школьников составляет 82%, интенсивность поражения по индексу КПУ - 2,7. Исходя из изложенного незначительный процент школьников в качестве средств гигиены полости рта может использовать:

· гигиенические зубные щетки и пасты.

Оптимальный подбор средств оральной гигиены полости рта для большинства детей представляет следующее:

· подростковая профилактическая зубная щетка средней степени жесткости щетины, индикацией степени износа щетины; размер головки зубной щетки должен соответствовать размерам 2-3 зубов;

· лечебно-профилактическая зубная паста с фтористым компонентом (та же, что и для взрослых), кальциевым компонентом, без сильных антисептиков;

· флоссы с фтористым компонентом использовать после каждого приема пищи;

· ополаскиватели для рта безалкогольные с фтористым компонентом, экстрактами трав;

· жевательные резинки с сахарозаменителем только после еды, кратковременно;

очень краткое обобщение детских зубных щёток:

1. От 4 месяцев до 2 лет.
щеточка с маленькой головкой и достаточно мягкой щетиной, которая будет массировать десна нежно и деликатно.

2. От 2 до 5 лет
Ребенок сам начинает чистить зубы. Поэтому зубная щеточка должна иметь узкую головку, прямую щетину и толстую удобную ручку, например покрытую резиной.

3. От 5 до 7 лет
Когда начнут выпадать молочные зубы и расти первые коренные- щеточка с более длинной щетиной в форме полукруга, чтобы щетина охватывала весь зуб.

4. Старше 8 лет
Ребенку, имеющему молочные и постоянные зубы, а также щербинки на зубах, необходима щеточка с комбинацией волокон щетины разной жесткости. Часть из них должна быть закруглена, часть — под разными углами.

представители детских зубных щёток: В настоящее время имеются первые варианты зубных щеток для новорожденных и младенцев. Выпускается специальная зубная щетка массажер-напальчник "Infa-Dent" (США) для детей с 3 месяцев до 2 лет. Щетка изготовлена из специальной резины в виде напальчника с 15 рядами щетинок из мягкой резины. Щетка надевается на чистый палец родителей, и они сами очищают молочные зубы ребенка детской зубной щеткой, рассчитанной на этот возраст. Для этой щетки характерно:
1.маленькая атравматическая головка; 2.очень мягкая щетина; 3.кончики каждой щетины должны быть закруглены.

Фирма Oral-B выпускает зубные щетки для детей от 3 лет и старше (P20 Mickey For Kids) и для детей от 5 лет и старше (Squish grip). Индикатор позволяет родителям контролировать, чистят ли их дети зубы. Голубые щетинки обесцвечиваются по мере износа зубной щетки. Зубная щетка для детей Лакалут ("Kapt`N Blaubar") эффективна для ухода и за молочными и за постоянными зубами. Мягкая закругленная поверхность щетины бережно чистит зубки и массирует чувствительные десны, специальная форма ручки зубной щетки удобна для детской руки.

В случае заболеваний пародонта набор СГПР включает:

· профилактическая зубная щетка в острую стадию с мягкой щетиной, в период ремиссии и при выздоровлении - средней степени жесткости щетины;

· зубные щетки с очень мягкой щетиной типа "Sensitive" для использования в участке воспаления;

· лечебно-профилактическая зубная паста противовоспалительного действия, содержащая экстракты трав и растений, триклозан, хлоргексидин, на период лечения;

· лечебно-профилактическая паста типа "Sensitive" при гиперестезии зубов и в послеоперационный период при иссечении гипертрофированных тканей пародонта;

· ополаскиватели для полости рта безалкогольные, содержащие хлоргек-сидин, триклозан, на период лечения;

· зубочистки не рекомендуется использовать;

· флоссы используют в период обострения с осторожностью;

· жевательные резинки использовать при воспалительных и воспалительно-дистрофических процессах в пародонте не желательно;

· бальзамы и тоники для десен оказывают благоприятное противовоспалительное воздействие;

· однопучковые зубные щетки с закругленным щеточным полем;

· ирригаторы использовать в режиме "душа".

На гигиенические мероприятия в процессе ортодонтического лечения следует обращать особое внимание. В результате ухудшения самоочищения полости рта, накопления мягкого зубного налета в местах ретенции, повышенного отложения зубного камня могут возникать воспалительные явления в тканях пародонта и нарушаться обменные процессы в твердых тканях зубов, сопровождающиеся преобладанием деминерализации и возникновением начального кариеса.

Целесообразно назначение следующих средств гигиены полости рта:

· лечебно-профилактические пасты с фтористым соединением или кальциевым компонентом, пасты, обладающие противовоспалительным действием, содержащие антисептики, экстракты и масла трав и растений, солевые компоненты;

·. В течение 10 дней рекомендуется пользоваться фтор-содержащими зубными пастами, повышающими резистентность эмали, в следующие 10 дней - противовоспалительными (солевыми или содержащими растительные добавки) пастами, которые воздействуют на ткани пародонта, заканчивать месячный цикл - 10-дневной чисткой зубов кальций-фосфатсодержащими пастами, укрепляющими кристаллическую решетку эмали;

· ортодонтические зубные щетки, имеющие V-образную борозду в центре щеточного поля, в глубь которого легко помещается дуга Энгля, брекеты;

· ультразвуковую щетку Ultrasonex

· щетки-ершики для очищения межзубных промежутков;

· однопучковые щеточки, предназначенные для дополнительного очищения при скученности зубов, наличии ортодонтических конструкций в полости рта;

· флоссы с фтористым компонентом использовать после каждого приема пищи при наличии у пациента съемных ортодонтических аппаратов;

· ополаскиватели для рта с фтористым компонентом, экстрактами трав.

Съемные ортодонтические аппараты целесообразно чистить зубным порошком, обладающим высо-кими абразивными свойствами. При этом необходимо соблюдать осторожность при освобождении от налета, осадка слюны тех поверхностей, которые прилегают к слизистой оболочке полости рта.

Для ухода за съемными ортодонтическими аппаратами исп.:

· таблетки с биоформулой "Corega Junior". Благодаря специальной комбинации действующих веществ, они очищают трудноудаляемые налеты и окрашивают их, не оказывают неблагоприятного воздействия на материалы, из которых обычно изготавливают ортодонтические аппараты, обеспечивают надежную защиту от кариеса и неприятного запаха изо рта.

Вопрос 22. Дополнительные предметы гигиены п.р. Область применения, характеристика и виды

К дополнительным средствам гигиены относятся:

1) зубные нити, которые используют для очищения конкретных поверхностей зубов.
Эти нити изготавливаются из искусственных волокон или поролона. Длина нити - 30-40 см. Нити накручивают на средние пальцы рук и натягивают большим пальцем правой и указательным пальцем левой руки. В натянутом состоянии нить вводят в межзубный промежуток, прижимают к контактным поверхностям зуба и производят 6-7 движений в переднезаднем или нижневерхнем направлении. Нить надо продвигать без больших усилий, чтобы не повредить десну. Нити, пропитанные 2%-ным раствором фторида натрия, применяются для обработки боковых поверхностей зубов с целью профилактики кариеса.
Алгоритм применения зубной нити:
- взять нить 30 см, накрутить на средние пальцы рук и натянуть большим пальцем правой и указательным левой руки;
- ввести нить в межзубной промежуток, прижимая к боковой поверхности зуба;
- выполнить 6-7 движений в переднезаднвм и нижневерхнем положениях;
- повторить эту процедуру в других межзубных промежутках;

2) зубочистки. Их используют для очистки десневой борозды, межзубных промежутков и контактныx поверхностей зубов. Они могут быть деревянными или пластмассовыми, плоскими, треугольныи и круглыми. Зубочисткой пользуются перед зеркалом. При этом зубочистку ставят в центр десневой борозды под углом 45 градусов к поверхности зуба и, прижимая к эмали, продвигают по контактной поверхности к экватору зусба.
Алгоритм применения зубочисток:
- поместить зубочистку под углом 45 градусов к зубу;
- погрузить рабочую часть в десневую бороздку;
- продвинуть зубочистку по десневой бороздке, прижимая к поверхности зуба, в межзубной промежуток к контактной точке;
- удалить остаток пищи;

3) ирригаторы (zидромассажеры). Их применяют для удаления остатков пищи и массажа десен. Рекомендуют с профилактической целью, при наличии факторов риска возникновения заболеваний пародонта. Ирригацию можно проводить 2-3 раза в день в течение 5-7 мин после чистки зубов;

4) межазубные стимуляторы (резиновые и пластмассовые) применяются для дополнительной очистки межзубных промежутков и массажа десен. Это средство гигиены представляет собой фасонныe головки, которые заканчиваются конусообразным выступом, свободно проникающие между зубами;

5) зубные эликсиры. Зубные эликсиры - это водно-спиртовые растворы, содержащие антисептические, дезодорирующие, вяжущие
вещества (ароматические масла, ментол, настойки лекарственных трав, красители).
Освежающие эликсиры с ароматическим компонентом: Лимонный, Розовая вода, Свежесть, Флора, Мятный, Идеал.
Лечебно-профилактические эликсиры:
- Биоэликсир - содержит прополис, оказывает антисептическое, противовоспалительное, дезодорирующее, регенерирующее действия;
- Лесной - содержит хлорофилл, токоферол, аскорбиновую кислоту, обладает антисептическим действием, улучшает обмен веществ, эпителизацию слизистой оболочки полости рта;
- Здоровье - содержит настой зверобоя, оказывает антисептическое, вяжущее, противовоспалительное действие;
- Специальный - содержит В1 и фторид натрия, повышает резистентность эмали, инактивирует микрофлору зубного налета;
- Фермент - содержит растворы рибонуклеазы, лизоцима, лимонную кислоту - усиливает саливацию, оказывает противовоспалительное действие, стимулирует регенерацию слизистой оболочки;
- Эвкалипт - содержит настои эвкалипта, зверобоя, сосновых шишек, оказывает очищающее, дезодорирующее действия.

Эликсиры назначаются врачом 4-5 раз в день обязательно после еды по 15-20 капель на 1/2 стакана воды в виде полосканий и ротовых ванночек. Полоскать надо энергично в течение трех-четырех минут.
Если во рту имеются несъемные протезы, то применяют эликсир Идеал и др.
(смотри ниже)

Вопрос №23 интердентальные средства гигиены р.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: