Развернутое сравнение

Отрицательный образный параллелизм иногда называ­ют отрицательным сравнением, имея в виду, конечно, не простое, а развернутое сравнение. Это неправильно. В от­рицательном параллелизме отрицается тождество двух яв­лений жизни — природы и человека при наличии их сход­ства. В развернутом сравнении устанавливается их сход­ство при отсутствии тождества. А. Н. Веселовский был,' ви­димо, прав, говоря о такой последовательности развития видов словесно-предметной изобразительности «человек: дерево; не дерево, а человек; человек, как дерево». «Срав­нение... — пишет он, — это уже прозаический акт созна­ния, расчленившего природу...» (36, 189). Исследователь

3!8


разумеет здесь под «прозаичностью» деятельности созна­ния большую степень его интеллектуальности, а под «при­родой» — жизнь в единстве ее явлений.

Особенно заметны различия между отрицательным па­раллелизмом и сравнением при возможности их близкого сопоставления. Вот пример из народной песни:

То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

При всей отрицательности связи образов «ветра» и «дубравушки», с одной стороны, и «сердечка» — с другой, первые все же являются исходным членом параллелизма, тогда как образ «осеннего листа» как бы привлекается дополнительно. И при большой степени развернутости союзного сравнения, при выдвижении его на первое место основные общие свойства сравнения от этого не меняются.

Вот пример из «Тараса Бульбы» Гоголя: «Как плава­ющий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыль­ями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку». Пред­ставим себе иную связь образов в этой фразе: то не «пла­вающий в небе ястреб»... — то «Тарасов сын, Остап»... и т. д. — и существенное различие отрицательного паралле­лизма и развернутого сравнения станет вполне очевид­ным.

В развернутом сравнении, как и в прямом образном па­раллелизме, надо различать два его члена, два сопостав­ленных образа: один из них — основной по своему значению, создаваемый развитием повествования или ли­рической медитации; другой — вспомогательный, привлекаемый для сравнения с основным. В примере из повести Гоголя образ Остапа — основной член сравнения, образ ястреба — вспомогательный.

Но взаимоотношение двух членов сильно развернутого сравнения может быть различным и по их познаватель­ному смыслу, и по их месту в развитии творческой мысли. Иногда вспомогательный член сравнения может получать как бы самостоятельное значение и заключать в себе более широкое художественное обобщение. Тогда он и синтакси­чески может стать содержанием отдельного предложения, уже не подчиненного другому с помощью союзов «как», «словно», «будто», а лишь по смыслу связанного с ним со-


чинительным союзом-наречием «так». Грамматически это — «сочиненное сравнение». Вот пример из лирики Фета:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: