Глава 8. Особенности правового регулирования Интернета

1. Общая характеристика Интернета как особой информационно-телекоммуникационной сети

Исследование правовой сущности Интернета, правовой культуры личности и их взаимодействия является необходимой предпосылкой для анализа особенностей формирования правовой культуры личности в условиях становления информационного общества.

Интернет как глобальное информационное пространство "не признает" государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их урегулированию: от упора на саморегуляцию - к жесткой правовой регламентации. В нашей стране уже в конце 1996 г. как отклик на большое внимание широкой общественности, органов государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в России состоялись парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по безопасности и по информационной политике и связи. Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира: 1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе "электронной коммерции"); 4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.; 6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; 7) электронная коммерция; 8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации; 9) применение средств криптозащиты; 10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети. Анализ действующего российского законодательства показывает, что вопросы правового регул ирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая.

Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни <*>. Большинство из определений информации имеют нечто общее. В частности, они предполагают существование по крайней мере четырех компонентов:

<*> Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995. С. 17 - 22.

1) процесса познания чего-либо, о чем передается информация;

2) передающего информацию;

3) воспринимающего информацию;

4) самой информации.

Исходя из изложенного выше информация, передаваемая через Интернет, представляет собой свед ения об окружающем мире, его объек тах, процессах и явлениях, пред ставл енные в


форме, позволяющей провести расшифровку закодированных данных (данные находятся в двоичном виде и не нуждаются в преобразовании, как, например, при сканировании изображения либо при оцифровке звука) <*>.

-----------------------------------

<*> Петровский С.В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 24.

Таким образом, Интернет как информационно-тел екоммуникационная сеть - это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).

Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.

В соответствии с п. 3 и 4 ст. 2 Закона об информации информационная система -совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В процессе правового регулирования Интернета возникают новые предметы отношений:

- сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных тематически, связанных ссылками навигационно и физически находящихся на веб-сервере локальной сети или Интернета по одному адресу (доменному имени);

- веб-страница - электронный документ, выполненный на основе языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) и входящий как единица представления информации в состав набора страниц с взаимными гиперссылками - веб-сайт в локальной сети или Интернете;

- домен - каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, выделяется уникальный идентификационный номер, называемый IP-адресом. IP означает Internet Protocol, т.е. протокол, посредством которого происходит взаимодействие компьютеров в сети Интернет. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками, и выглядит следующим образом: 82.116.44.1. Представленный в таком виде IP-адрес сложен для запоминания человеком. В связи с этим для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain name System - DNS). С помощью данной системы стало возможным сопоставить каждому IP-адресу уникальное символьное имя, называемое доменным именем;

- электронная почта - разновидность электросвязи, осуществляемая посредством интернет-технологий.

2. Деятельность, осуществляемая посредством Интернета Деятельность сети Интернет может быть обозначена в следующих позициях:


1) информация справочного характера;

2) реклама;

3) предоставление полнотекстовых источников;

4) консалтинг;

5) электрические средства массовой информации;

6) размещение и распространение произведений;

7) распространение аудиовизуальной продукции;

8) размещение официальной информации;

9) совершение бесконтактных сделок;

10) телефаксы;

11) почтовые услуги;

12) телеконференция (прямой эфир). Субъекты правоотношений в Интернете

1. Создатели программных технологий (частей информационной инфраструктуры).

2. Производители и распространители информации в Интернете, в том числе оказывающие услуги по подключению (провайдеры).

3. Потребители.

Кроме того, субъектами указанных отношений выступают собственник (владелец) интернет-сайта, администратор доменного имени интернет-сайта, оператор связи, пользователь.

Закон об информации в ст. 2 определяет отдельные понятия следующим образом: "обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных".

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги свя зи на основании соответствующей лицензии. Операторов связи называют по-разному: ISP, ASP, владельцы служб информационных объявлений (от досок объявлений до интернет-аукционов), в европейском законодательстве в ходу термин "intermediary service providers", в американской практике - on-line service provider, provider of access, provider of the informational content.

Следует иметь в виду, что государство берет на себя создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и иных подобных информационно-тел екоммуникационных сетей. А также особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Объекты отношений в Интернете

I. Информационные ресурсы, продукты (информация), информационные услуги.

II. Информационные права и свободы (легитимности, общества, государства), права на доменное имя.

III. Информационная целостность.

IV. Информационный суверенитет.

V. Информационная безопасность.

Основные направления правового регулирования отношений в Интернете:

1) защита от вредной, незаконной информации;

2) соблюдение авторских и смежных прав в условиях распространения информации в
электронном виде;

3) вопросы электронного документооборота;

4) вопросы киберэкономики;

5) информационная безопасность;

6) правонарушения в Интернете.

3. Государственное регулирование Интернета в России и за рубежом

Государственная политика может быть направлена на ограничение доступа к определенной информации для взрослых. Этот подход используется в австралийском федеральном законе (хотя он до сих пор не вступил в силу), в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах, Вьетнаме. Некоторые страны требуют от интернет-провайдеров блокировать подобную информацию, в то время как другие страны допускают ограниченный доступ в Интернет, контролируемый государственными органами.


Наконец, государство может запрещать открытый доступ к Интернету. Отдельные страны требуют от пользователя зарегистрироваться или получить лицензию для того, чтобы получить доступ с ограничениями, перечисленными выше (см. п. 3). Например, на Кубе пользование Интернетом ограничено и контролируется правительством. Требуется официальное разрешение и необходимое оборудование, включая наиболее современное, которое ограничено и может быть куплено только в специальных управляемых государством магазинах, снова только со специальным разрешением. Декрет 209 ("Доступ к Мировой компьютерной сети с Кубы"), принятый в июне 1996 г., гласит: сеть не может использоваться "в нарушение моральных принципов Кубинского общества и законов" и сообщения электронной почты не должны "подвергнуть опасности национальную безопасность" <*>.

-------------------------------

<*> The Internet under Surveillance. Reporters without Borders 2003. Editions La Decouverte & Syros, 2003. P. 46.

В США госрегулирование Интернета началось с ограничений. В феврале 1996 г. конгресс принял Communications Decency Act ("Акт о соблюдении приличий в средствах массовой коммуникации"). Целью его было оградить детей от доступа к порнографии. В связи с Communications Decency Act нельзя не вспомнить историю порноиздателя Ларри Флинта (американское правосудие так и не смогло справиться с Флинтом, который умело воспользовался Первой поправкой, гарантирующей свободу слова). И вспомнили: уже летом 1997 г. "Акт..." был отменен по решению Верховного Суда, так что родителям теперь приходится обходиться в столь важном вопросе без помощи государства. Этот случай продемонстрировал, что государственное регулирование Интернета в правовом государстве может оказаться невозможным. Федеральный бостонский судья Марк Вульф так охарактеризовал ситуацию: "Нам действительно надо выработать совершенно новые подходы и концепцию. И в этом обсуждении должны участвовать и президент, и конгресс, и Верховный Суд. Но я думаю, на это уйдет немало времени".

Куда жестче государственный напор оказался во Франции, что вполне в духе исторических традиций этой страны. Весной 2000 г. Национальная ассамблея проголосовала за законопроект об обязательной регистрации владельцев всех веб-сайтов и об уголовной ответственности провайдеров за предоставление хостинга (услуга по размещению информации в Интернете) неидентифицированным пользователям. Мало того, сенат (верхняя палата французского парламента) принял законопроект, предписывающий провайдерам сообщать сведения о владельцах сайтов заинтересованным третьим лицам. Впоследствии закон все же был смягчен: провайдер или хостинговая компания обязаны требовать от пользователя указания данных о себе, но не обязаны проверять их достоверность.

Необходимость регулирования доступа к материалам, размещенным в Интернете, признается во многих странах мира. Однако то, что является легальным в одной стране, может не быть таковым в другой стране. Например, во Франции запрещается размещение на веб-страницах нацистской тематики, в то время как австралийские законы этого не запрещают. Существуют и другие примеры неэффективности национальных законов, касающихся цензуры в Интернете. В данном случае представляется целесообразным принятие соответствующего акта на международном уровне.

Необходимо отметить, что чрезмерное регулирование содержания информационных ресурсов, размещенных в Интернете, может негативно сказаться на развитии правовой культуры, на формировании правовой активности личности. Вместе с тем отсутствие минимально необходимых ограничений на доступ к определенной информации также может привести к подобному результату. В связи с чем представляется целесообразным законодательное регулирование данного вопроса на основе сочетания интересов как личности, так и общества и государства.

В последние годы все больше внимания уделяется разработке законодательных актов, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с функционированием сети Интернет. Очевидно, это связано с тем, что Интернет из глобальной "оффшорной" информационной зоны все более превращается в повседневную реальность, из киберпространства - в обычное экономическое пространство, из мира "прод винутого" интерне т-сообщества, пусть даже весьма обширного, - в область интересов всего общества. Второй причиной более строгого отношения к правовым вопросам стала проблема безопасности данных, в первую очередь персональных данных, защиты от информационных атак на почтовые ящики и надежности экономических отношений в Интернете. То, что казалось сдерживающим фактором развития, стало необходимым условием развития, а права и гарантии, репродуцированные в глобальный информационный мир, потребовали такой же законодательной защиты, как и в обычном мире. На уровне законодательных инициатив только в Соединенных Штатах было подготовлено и предварительно рассмотрено в комитетах конгресса более пятидесяти (!) законопроектов. Сферы, затрагиваемые этими законодательными инициативами, можно условно разделить на следующие:


- регулирование потоков информации, поступающих в личные (частные) электронные
почтовые ящики, в том числе коммерческой информации. Это предполагает: защиту электронного
ящика от потока информации, если владелец ящика отказывается от принятия этих сообщений;
ответственность за передачу искаженной информации; обязанности поставщика информации по
отношению к владельцу почтового ящика; требования к составу реквизитов отправителя;

- защита персональных данных: раскрытие целей сбора персональных данных; обязанности
оператора сайта, собирающего и использующего персональные данные, по отношению к частным
лицам; ограничение на распространение персональных данных без соответствующего согласия
частного лица; требования по защите персональных данных от несанкционированного
распространения;

- предупреждение мошенничества в Интернете и запрет несанкционированного
использования Интернета для азартных игр и т.п., в том числе: распространение на Интернет норм
уголовного законодательства, относящихся к мошенническим действиям; действия органов
исполнительной власти по предупреждению и профилактике мошенничества в Интернете;

- обеспечение свободы конкуренции в Интернете. Установление норм применения
требований антимонопольного законодательства к субъектам, действующим в Интернете;

- программы оснащения образовательных учреждений и библиотек новыми
информационными технологиями защиты учащихся от нежелательной информации,
содержащейся в Интернете. Это предполагает предписание школам и библиотекам внедрить
компьютерные технологии, позволяющие блокировать нежелательную информацию из Интернета
под угрозой лишения их государственных субсидий.

Возникновение в России новых общественных отношений в связи с функционированием Интернета, их трансформация в основных сферах общественной жизни существенно влияют на становление информационных правоотношений, которые требуют особого регулирования. В данном случае представляется целесообразным использование положительного опыта зарубежных стран.

С помощью Интернета формируется мировое информационное пространство, которое и составляет основу информационного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: