Основные поблемы и направления совершенствования управления образованием

Начавшиеся в нашей стране с середины 80-х годов XX века коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее влияние оказали на систему образования. Поначалу попытки «перестроечного» реформирования образовательного пространства, затем – формирование рыночного механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране начали создаваться законодательно-правовые, экономические, административно-управленческие основы развития образовательной системы в условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и демократическую организацию политической жизни.

С развитием децентрализации государственного управления, которое привело к возрастанию экономической и политической самостоятельности регионов, значительная часть обязательств и полномочий по управлению образованием была передана на места, сформировались региональные образовательные системы, основанные на соответствующем правовом, административном и общественно-политическом обеспечении. В регионах возникли свои отлаженные образовательные структуры, появилось соответствующее законодательство, начали создаваться и реализовываться оригинальные образовательные программы.

Дальнейшее развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале 19 века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно полноценное гражданское общество. Муниципальный (районный) уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны, т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением образовательного процесса, а также кадровая политика в этой области переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.

Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района.

Циклический характер управления тесно связан с кибернетическим подходом. Последний трактует управление как процесс регуляции и преобразования информации в системах, а саму информацию рассматривает как главный фактор управления. Не противоречит этому подходу и рассмотрение управления как процесса принятия решения. В этом случае управление сводится к организации совместных действий во всех структурных элементах системы. Именно этот подход отражает один из признаков самоорганизующейся системы.

Число попыток реорганизовать управление сферой образования на муниципальном уровне с каждым годом возрастает. Уже можно говорить об опыте успешных нововведений, повышающих качество муниципального управления образованием и самого образования. Однако инновационные процессы не проходят гладко. Есть немало городов и районов, в которых сохраняется прежний стиль управления, система управления продолжает действовать в неизмененном виде со времен застоя. В некоторых местах попытки преобразования системы потерпели неудачу, оказались неэффективными. Причины видятся в первую очередь в том, что инициаторы преобразований не всегда берут на себя ответственность по доведению начинаний до конца. Не все пользуются в своей работе планами и программами, выполненными на системной основе. Чаще применяются стратегии модульных или локальных изменений, которые реализуются методом проб и ошибок, что связано с дополнительными издержками. Не все осознают первоочередную необходимость создания именно инновационной обстановки как предпосылки для реализации изменений.

На наш взгляд, система образования муниципалитета – это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть региональной образовательной системы, взаимосвязанная с другими аналогичными частями и институтами в составе последней. Определение муниципальной системы образования в принципе аналогично региональному, с той лишь разницей, что указанная совокупность процессов реализуется соответствующими институтами, расположенными на территории того или иного муниципалитета (район, город) входящего в состав административно-территориального деления региона. Наряду с общерегиональными целями муниципальная система образования может и должна иметь свои особенные цели, отвечающие интересам пользующегося ее услугами населения. Она действует на основе и в рамках нормативно- правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти и управления образованием, может иметь самостоятельные связи и отношения с другими системными объектами и институтами как внутри, так и за пределами своего региона. Под окружением муниципальной системы образования понимается окружение конкретных природно- климатических, демографических, экологических, социально-экономических и политических условий того или иного муниципалитета, т.е. внешняя среда образовательной системы, оказывающая влияние на ее внутренние характеристики.

Такое управление в целом необходимо, т.к. все процессы, осуществляющиеся в рамках региональной образовательной системы, должны быть согласованы между собой по входам-выходам, должна обеспечиваться внутренняя сбалансированность и устойчивость каждого процесса. Необходимо своевременно и координированно решать проблемы, препятствующие этому и раскрывающие новые возможности для развития, выдвигать и общие цели, интегрирующие систему образования в единое целое, и частные цели отдельных подсистем и институтов, способствующие достижению общих целей. Указанные функции в любой организационной системе выполняет управление, играющее роль основного системообразующего фактора. Управление предполагает сбор, переработку и перераспределение информации и реализуется благодаря особенной деятельности руководителей и специалистов, структурированной в рамках различных инстанций (институтов управления). Управление имеет иерархическое строение и осуществляется на региональном уровне, муниципальном уровне и уровне образовательных институтов.

Управление может быть представлено как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Входом процесса управления (т.е. условиями и ресурсами, необходимыми для его работы) можно назвать нормативно-правовую и нормативно-организационную документацию, материально-техническую базу, средства организационной и вычислительной техники, персонал.

Выходом процесса управления являются стратегические, тактические и оперативные управленческие решения, нормативно-организационные решения, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования. Поскольку процессы управления внутри региональной образовательной системы осуществляются на нескольких уровнях, то одним из основных условий эффективного управления образованием в регионе является рациональное распределение и четкое разграничение сфер ответственности и контроля, а следовательно, участков совокупных объектов управления функционированием и развитием образования между региональным, муниципальным и самоуправлением образовательных институтов.

С другой стороны, на управление можно смотреть как на организацию, поскольку процессы управления реализуются за счет совместной деятельности и взаимодействия людей (руководителей, специалистов, педагогов, представителей общественности и т.п.), организованных в различные временные или постоянные институты управления на всех уровнях. С этой точки зрения управление образованием в регионе предстает как сложное иерархическое организационно-структурное единство, внутри которого, как относительно обособленные, выделяются: организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные организационные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений.

Исходя из теории систем, собственно сложной, открытой, целеустремленной и полифункциональной системой следует считать педагогическую систему. Муниципальная, а также региональная территориальные системы, по сути, являются надсистемами, а федеральный уровень представляет собой сверхсложную, многоуровневую иерархизированную метасистему.

Возможен еще один взгляд на управление: как на систему. Процессы управления, информация об их объектах, условия и результаты вместе с реализующими их, организационно оформленными инстанциями и людьми образуют на каждом из указанных уровней соответствующие подсистемы управления: региональную, муниципальные и подсистемы управления внутри образовательных институтов. Взаимосвязанная совокупность разноуровневых подсистем управления образует общую систему управления в рамках региональной (муниципальной) образовательной системы. Описать систему управления – значит последовательно охарактеризовать, прежде всего: задачи управления; объекты управления; функции управления; организационную структуру системы управления; организационные структуры входящих в ее состав институтов управления; организационные механизмы управления.

Исходя из вышесказанного, можно выделить две основные группы задач, стоящие перед муниципальным управлением образованием. Эти группы выделяются с учетом того, что у образования могут быть два основных состояния (режима): функционирование и развитие.

Во-первых, общая задача управления функционированием – это обеспечение эффективного использования имеющихся в наличии внутренних возможностей муниципальной системы образования для поддержания достигнутого уровня образования. В частности, эти задачи могут заключаться в согласовании выходов соответствующих обеспечивающих процессов с нормативными потребностями образовательных институтов, в достижении максимального соответствия параметров образовательных процессов, осуществляемых в действующей сети образовательных учреждений, регламентирующим их нормативно-правовым актам и стандартам.

Вторая группа задач – общие задачи управления развитием образования. Эти задачи могут быть определены как задачи обеспечения максимально высоких темпов наращивания возможностей муниципальной системы образования и повышения эффективности их использования для подъема муниципального образования на качественно новый уровень. В частности это: создание максимально благоприятной инновационной обстановки внутри муниципальной образовательной системы, повышающей чувствительность и восприимчивость образовательных и иных институтов к нововведениям, побуждающей их к активному обновлению; поддержка и реализация региональных программ развития образования; разработка и реализация собственных программ развития муниципальной образовательной системы.

Понятно, что с учетом указанных задач в муниципальной системе управления могут быть сформированы и по факту формируются долгосрочные (стратегические) цели функционирования и развития муниципальной системы образования, отражающие ее миссию, предназначение и являющиеся ориентирами деятельности для всех входящих в нее институтов и субъектов.

Опираясь на постулированный тезис и принципиальное различие между состоянием функционирования образования и состоянием развития образования, мы вынуждены констатировать также, что и объекты муниципального управления образованием будут в этих состояниях различаться.

Основное место в объектах муниципального управления функционированием занимают процессы обеспечения. Это эксплуатация и использование ресурсов, восстановление, поддержание в рабочем состоянии и утилизация ресурсов. Среди таких процессов есть и те, которые не полностью осуществляются муниципальной образовательной системой: например, подготовка педагогических кадров или издание учебно-методической литературы и производство школьного оборудования могут быть рассмотрены как объекты косвенного управления.

В том случае, когда мы имеем дело с другим состоянием образовательной системы, а именно – ее развитием, т.е. состоянием, когда происходят изменения во всех ее частях благодаря созданию и применению новых условий, ресурсов и способов работы, мы имеем право в качестве объектов управления развитием выделять сами инновационные процессы. Более конкретно – это процессы разработки, распространения, освоения и применения нововведений внутри образовательной системы.

Функция управления – это периодически повторяемое, относительно обособленное базовое или частичное управленческое действие, выделяемое в системе деятельности по выработке и контролю за реализацией решений, корректирующих состояние определенного объекта управления и вносящих в него необходимые изменения. Базовыми действиями при управлении любым объектом являются планирование, организация, руководство и контроль, образующие полный управленческий цикл. Конкретный же состав функций муниципального управления образованием определяется отношениями субъектов управления данного уровня между собой и субъектами, входящими в региональную систему управления, набором необходимых управленческих действий и объектов управления.

Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действовать сообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.

Можно выделить семь основных направлений формирования муниципальной образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению.

Первое направление – организационно-управленческое. Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации и субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.

«Опорные точки» первого направления:

создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования;

переход на программно-целевую модель управления образованием;

введение адекватных форм управления;

выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур;

отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;

налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий;

создание (или реорганизация) муниципальных служб образования (аттестационно-диагностической, информационной и др.).

Второе направление – «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.

Третье направление – кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования). Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.

Четвертое направление – социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.

Пятое направление – научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.

Шестое направление – материально-техническое обеспечение. Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.

Седьмое направление – информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.

Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.

Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.

Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:

а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;

б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;

в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;

г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.

3.2. Программа совершенствования системы управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №62 г. Казань»

Программа перспективного развития МОУ«Средняя общеобразовательнаяшкола№62г. Казань» на период 2012-2015 гг. была принята Управляющим советом школы протокол №11 от 20.12.2011г.

Действующая программа перспективного развития школы на 2012-2015 гг. состоит из подпрограмм:

1. «Совершенствование системы управления школой в новых финансово- экономических условиях»;

2. «Формирование здоровьесберегающей среды в школе»;

3. «Организационно-методические условия повышения качества образования в ОУ».

Целью программы является формирование компетентной, духовно- нравственной личности, способной к самоопределению в обществе.

Задачами программы есть качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся, успешное освоение образовательных стандартов второго поколения на первой ступени общего образования, в ведение образовательных стандартов второго поколения на 2 и 3 ступенях обучения.

Подпрограмма «Совершенствование системы управления школой в новых финансово- экономических условиях» является одной из составляющих Программы перспективного развития МОУ и рассчитана на 2012– 2015 гг.

Цель проекта: Обеспечение конкурентоспособности Школы в системе общего образования г. Казани.
Задачи: 1. Повышение эффективности управления Школой. 2. Формирование оптимальной системы управления. 3. Расширение образовательных услуг. 4. Совершенствование механизмов эффективного расходования бюджетных средств. 5. Совершенствование механизма мотивации учителей к инновационной деятельности управления качеством образования. 6. Развитие механизма государственно-общественного управления и самоуправления в школе.
Показатели достижения цели 1. Обновление структуры внутришкольного управления. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. 2. Выполнение муниципального задания в полном объеме. 3. Исполнение регламента образовательных услуг. 4. Расширение образовательных услуг, в т.ч. дополнительных платных. 5. Открытие внебюджетного счета. 6. Публикации в публичном докладе информации о расходовании средств.
Ожидаемые результаты 1. Уровень обученности школьников не менее 98%. 2. Качества обучения школьников не менее 35%. 3. Участие в предметных олимпиадах 1-го уровня – 69% и 2-го уровня – 25% школьников от общей численности. 4. участие школьников в проектной деятельности – 10% от общей численности. 5. Рост числа учителей использующих инновационные технологии в т.ч. ИКТ и интернет – 60 % от общего числа. 6. Повышение мотивации инновационной деятельности педагогических работников школ. 7. Повышение средней заработной платы педагогических работников школы
Эффекты реализации 1.Обновление структуры внутришкольного управления (введение в штатное расписание должности бухгалтера, специалиста по охране труда). (Приложение №2) 2. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. (Приложение№3). 3. Качество обучения школьников – 36% 4. Уровень обученности школьников – 98% 5. Результаты внешней оценки ГИА – 92% и ЕГЭ – 98% 6. Стимулирующие и премиальные выплаты в динамике мониторинг 7. Приобретено компьютеров – 2, мультимедийных проекторов – 2. 8. Увеличение числа родителей, посещающих школьный сайт на 10 % (итоги опроса). 9. Участие в предметных олимпиадах 1-го уровня – 69 % и 2-го уровня – 28% школьников от общей численности школьников. 10. Участие школьников проектной деятельности – 9 % от общей численности учащихся. 11. Рост числа учителей использующих инновационные технологии в т.ч. ИКТ и интернет – 75 % от общего числа (по итогам внутришкольного контроля). 12. Повышение средней заработной платы педагогических работников школы.
Возможные риски 1. Снижение нормативов расчета бюджетного финансирования. 2. Уменьшение числа учащихся школы. 3. Ошибки мониторинга дополнительных образовательных платных услуг

В МОУ?«Средняя? общеобразовательная?школа?№62?г. Казань» сложилась и успешно функционирует система управления направленная на оптимизацию, стабильность и сохранение достигнутого в сочетании с проектным управлением, позволяющем разрешать возникающие противоречия, искать новые пути продвижения к поставленным в Программе перспективного развития целям, искать новые зоны успеха.

Приоритетами в организационно-управленческом обеспечении реализации

Программы перспективного развития являются ситуационное управление, самоуправление и самоорганизацию, поддержку инициатив для обеспечения инновационных процессов.

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования системы образования.

Эти условия характеризуются:

- усилением конкуренции на рынке образовательных услуг;

- многообразием организационно-правовых форм образовательных учреждений;

- внедрением новых способов и инструментов финансирования общеобразовательных учреждений.

Модернизация образования в сфере экономических отношений предполагает внедрение механизмов, которые способствуют развитию экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений, что позволит школе выполнять свою образовательную миссию, расширять и укреплять материально-техническую базу, защищать кадровый потенциал.

Новая образовательная парадигма предполагает значительное видоизменение экономики учебного заведения, методов управления развивающимся образовательным учреждением, обновлению системы, функций управленческой деятельности, перераспределению полномочий между субъектами внутришкольного управления, включая новое направление, связанное с экономической деятельностью школы.

В условиях рыночных взаимоотношений производителей и потребителей образовательных услуг становится необходимым использование маркетинга как важнейшего средства, дающего образовательному учреждению возможности выживания в современной конкурентной среде и полноценной, развивающейся деятельности, приносящей доход и моральное удовлетворение, как производителям образовательных услуг (педагогам) так и школьникам и их родителям.

Функции маркетолога в школе выполняют заместители директора по УВР, которые проводят мониторинги потребительских предпочтений и разрабатывают на базе итогов анализа учебные планы, траектории образования, содержание программ дополнительного образования.

Сроки и этапы реализации

Этапы Сроки Содержание
1 этап. Ориентировочный 2012 г. Изучение моделей и систем управления образовательными учреждениями в новых экономических условиях, организационно-правовых форм образовательных учреждений. Разработка модуля «Совершенствование системы управления школой в новых экономических условиях». Корректировка программы перспективного развития школы на 2010-2015 гг. Переход на новую систему оплаты труда на основе модельной методики.
2 этап. Основной 2013-2014.г.г Обновление структуры внутришкольного управления. Внесение изменений в штатное расписание школы в пределах фонда оплаты труд. Перераспределение полномочий между субъектами внутришкольного управления. Утверждение новых должностных инструкций. Мониторинг предпочтений образовательных услуг. Мониторинг динамики в оплате труда педагогических работников школы, качества образования. Мониторинг качества образования.
3 этап. Обобщающий 2015 г. Анализ достигнутых результатов и определение перспектив Публикация результатов реализации проекта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: