Стиховедение


Важнейшую роль в стихосложении, т.е. в организации поэтической речи, играет ритм. Ритмом называется равномерное чередование через равные промежутки времени каких-либо однозначных явлений или соизмеримых единиц. Единицей ритма в поэзии является слог. В зависимости от этих организаций существуют различные системы стихосложения.

В VIII веке д.н.э. была создана античная система стихосложения, в основе которой лежал принцип времени, необходимого на произнесение долгих и кратких слогов (одна мора для краткого, две моры для долгого). Сочетание слогов, составляло стопу, которые различались по сочетанию одного долгого и нескольких кратких слогов. Таких стоп насчитывалось свыше тридцати.

Позже во французском и итальянском языкахвозникла силлабическая т.е. ударная система (от латинского sillabe – "слог"). В этих языках все гласные звуки произносятся очень полнозвучно и между ударными и безударными слогами нет большой разницы в произношении. Поэтому там силлабические стихи звучат стройно.

В русской поэзии силлабическая система стихосложения сложилась в XVII веке. В русском языке ударные и безударные слоги звучат совершенно по-разному, поэтому силлабический стих, не имеющий порядка в ударениях, для русской поэзии был тяжел, читался с трудом. В первой половине XVIII Тредиаковский сделал попытку упорядочить ударение на нечетных слогах («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735). Ломоносов предложил делать равномерное ударение и на четных слогах («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Силлабическая система в русском стихосложении перестала существовать, новую систему назвали тонической, но не отменили равносложность (силлабику). Так возникла силла́бо-тоническая (т.е. слогоударная) системастихосложение. К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

Силлáбо-тоническая система стихосложенияэто система, основанная на равномерном чередовании ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Стихотворная строка называется стихом.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа́. Стопа́это группа в два или три слога, имеющая одно ударение, сочетание ударных и безударных слогов, последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорéй и ямб), либо из трёх (дáктиль, амфибрáхий и анáпест).

Правило чередования безударных и ударных слогов в стихе называется стихотворным размером. Существуют два основных размера – двухсложный и трехсложный.


  • двухсложный: ямб, хорей


ямб: _ _'

Пора, пора – рога трубят.

хорей: '_ _

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.



  • трехсложный: дáктиль, амфибрáхий: анáпест.


дáктиль: '_ _ _

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

амфибрáхий: _ _' _

Младую гречанку я страстно любил…

анáпест: _ _ _'

Зарастает ромашкой его городок…

Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера. Например, если стихотворение написано четырехстопным ямбом, значит в каждой строке 4 стопы, т.е. 4 ударных слога:

Пора, пора, рога трубят… _ _' / _ _' / _ _' /_ _'

Существует и другой способ определения размера: если ударение падает на 2, 4, 6, 8 и следующие четные слоги, то перед нами ямб; если ударение падает на нечетные слоги – 1, 3, 5, 7 и т.д. – хорей; если на каждый третий, начиная с первого – 1, 4, 7 и т.д. – дактиль; если на каждый третий, начиная со второго – 2, 5, 8 и т.д. – амфибрахий; если на каждый третий, начиная с третьего – 3, 6, 9 и т.д. – анапест.

Основные особенности стихотворного размера обозначаются понятием метр (от греч. – мера).

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться в поэзии Некрасова. В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке.

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы:


  • пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

  • отсутствие одного или двух слогов в конце строки образует усеченный стих (строку).

Рифма – это композиционный звуковой повтор или созвучие ударных гласных (а-я, о-ё, у-ю) преимущественно в конце двух или нескольких стихов.

^ Различаются виды рифм:


  • по точности созвучия:


точная – неточная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: