double arrow

Простая – составная


  • по месту ударения в стихе:


мужская (ударный слог – последний)

женская (ударный слог – второй от конца)

дактилическая (ударный слог – третий от конца)

гипердактилическая (ударный слог – четвертый от конца)


  • по расположению рифмических цепей:


ааbb – парная (или смежная);

аbаb – перекрестная;

аbbа – кольцевая (или охватная);

aabccbа – смешанная (двойные, тройные и пр.);

аааааааа – сплошная (или монорим).


  • по месту в стихе: концевая, начальная, внутренняя


Системы рифмовок образуют строфику в стихосложении. Если каждая строка стремится к известной синтаксической цельности, то еще в большей степени это относится к строфе. Строфа – это группа стихов, объединенных поэтом на основе смысловых, ритмических и рифменных признаков, выраженных графически.

В русском стихе были и есть двустишия (дистих), трехстишия (некоторые виды являются терциной), четверостишия (катрены), шестистистишья (секстина), восьмистрочья (октава). Самые распространенные в мировой поэзии – четверостишия (катрены).

Примеры:

дистих (с парной рифмой – аа):

Казак на север держит путь,

Казак не хочет отдохнуть.

терцина (со сплошной рифмой – ааа):

В лесу безмолвие возникло от луны,

Но внятно чудится дрожание струны,

И свет властительный нисходит с вышины.

К оригинальной системе рифмовки, образующей строфу, относится сонет. Сонет – стариннейшая форма стиха, которая зародилась в Италии в XIII веке. В дальнейшем ею воспользовались Данте и Петрарка. В Англии в XVI веке сонеты писал Шекспир. В России он появился во времена Тредиаковского. Сонет требует определенного развития темы: экспозиция, развитие, развязка (либо – теза, антитеза, синтез). Это обычно пятистопный или шестистопный ямб. Первые две строфы – это четверостишия с перекрестной (abab) и опоясывающей (abba) рифмами, две последние – трехстишия с тремя парами рифм (cc-d - ee-d):

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды свободных дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом себе. Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник. (Пушкин) (abab-abba-cc-d-ee-d)

Чтобы отчетливо увидеть образование строфики на основе рифмовки, стоит вспомнить онегинскую строфу (14 стихов), она внешне в некотором смысле похож на сонет, это четырнадцатистишие. Хотя, конечно, он появился ранее пушкинской формы в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина. В онегинской строфе присутствует перекрестная, параллельная и кольцевая рифмовка:

1.
Бывало, он еще в постеле: (a)

2.
К нему записочки несут. (b)

3.
Что? Приглашенье? В самом деле (a)

4.
Три дома на вечер зовут: (b)

5.
Там будет бал, там детский праздник. (c)

6.
Куда ж поскачет мой проказник? (c)

7.
С кого начнет он? Все равно: (d)

8.
Везде поспеть немудрено. (d)

9.
Покамест в утреннем уборе, (e)

10.
Надев широкий боливар, (f)

11.
Онегин едет на бульвар (f)

12.
И там гуляет на просторе, (e)

13.
Пока недремлющий брегет (g)

14.
Не прозвонит ему обед". (g)


В русском и вообще в европейском стихе есть оригинальная строфика – терцина (трехстишие). Терцины скреплены между собой переходящей из одной в другую рифмой:

В начале жизни школу помню я. (a)

Там нас, детей беспечных, было много, (b)

Неровная и резвая семья. (a)

Смиренная, одетая убого, (b)

Но видом величавая жена (c)

Над школою надзор хранила строго. (b)

В русском и европейском стихе чрезвычайно редко возникает монорим, обычно – это стихотворение, построенное на одной рифме, написанное в сатирических и юмористических целях. Вот известное стихотворение Апухтина, содержащее иронические советы будущему чиновнику:

Когда будете, дети, студентами, (a)

Не ломайте голов над моментами, (a)

Над Гамлетами, Лирами, Кентами, (a)

Над царями и над президентами, (a)

Над морями и над континентами. (a)

Не якшайтеся вы с оппонентами.(a)

Контрольные вопросы и задания к теме «Родовидовые особенности художественной литературы»:


1.
Что такое ритм в стихотворении?

2.
Назовите основные системы стихосложения? Чем характеризуется силлáбо-тоническая система стихосложения?

3.
Чем вызваны в тексте стихотворения отступления от заданной схемы стихотворного размера? Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?

4.
Основные двухсложные и трехсложные поэтические размеры силлáбо-тонической системы стихосложения.

5.
Способы определения размера стиха.

6.
Что такое рифма? Виды рифм.

7.
Что такое строфа? Какие виды строф характерны для русской и европейской поэзии? Что представляет собой «онегинская строфа» А.С.Пушкина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: