Выполнить практические задания, представленные в Приложении к теме «Стиховедение»

Лекция 12-13.


^ ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА


Такие категории литературного процесса, как художественный (творческий) метод, литературное направление и течение, художественный стиль находятся в определенных соотношениях и взаимосвязях.


Художественный метод

Художественный метод (греч. «metod» – путь исследования)– категория эстетическая и глубоко содержательная. – это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов, образного отражения жизни.

Художественный (творческий) метод как способ художественно-образного мышления, как специфический способ познания действительности возникает и развивается в процессе общественной практики человека; каждая эпоха в истории человечества создает необходимые объективные предпосылки для возникновения определенных типов художественного мышления (художественных методов); конкретные виды художественного метода складываются в зависимости от конкретного содержания предмета искусства в данную эпоху и от уровня и характера сознания творящего искусство общественного человека, от степени развития его эстетического чувства.

О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее вооссозданию в свете определенного эстетического идеала. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам своего времени. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.

Понятием «метод» обозначается общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности. Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи.

^ С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, т.е. общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ освоения действительности, который присущ произведениям некоторых направлений, и тогда можно говорить о «стиле эпохи».

^ Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, т.е. еще до возникновения собственно реалистического метода, также как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Развите литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными особенностями той или иной литературы.

^ Понятия «направление», «течение», «школа», относятся к терминам, описывающим литературный процесс – развитие и функционирование литературы в историческом масштабе.


Литературное направление

Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, наличие известного коллектива авторов, связанных общими творческими и мировоззренческими принципами. Обычно обе эти черты вырабатываются в манифесте-декларации, где объявляются литературная и общественная позиции представителей данного направления, их требования к литературному творчеству (так, манифестом французского классицизма было знаменитое «Поэтическое искусство» Буало, манифестом же русского классицизма стало «Настояние хотящим быти писателями» Сумарокова и отчасти «Разговор с Анакреоном» Ломоносова, русского сентиментализма – статья Карамзина «Что нужно автору?»).

^ Литературное направление всегда опирается на определенный художественный метод, на известные творческие принципы. Ни один художественный метод не может проявиться в истории литературы иначе, как через то или иное литературное направление. При этом художественный метод получает конкретные историко-социальные черты, присущие данному направлению, и, строго говоря, каждое направление бывает носителем вполне определенного метода. Другими словами, сколько методов, столько и литературных направлений.

Литературное направление предлагает достаточно сложную организацию литературного дела, наличие довольно развитой структуры общественной мысли и сравнительно высокой оценки общественностью литературного дела, требует ясного определения писательской личности, писательской индивидуальности в общем творческом процессе. Литературное направление характеризуется также известными стилевыми приметами общего характера, присущей ему поэтикой, в пределах которой, разумеется, наличествуют индивидуальные стили большего или меньшего числа отдельных авторов.

Литературное направление, оформляется, когда литература является печатной, поскольку лишь текст, закрепленный печатным способом, может сохранить индивидуальные, оригинальные, неповторимые черты авторской личности.

^ Традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своими формально-содержательными признаками.


^ Литературное течение

Термином «литературное течение» обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов в пределах одного направления.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных направлений и течений.

^ Литературные направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).


Литературная школа и группа

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, литературная школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений можетбыть и не столь очевидным. Например, «озёрная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, озерный край), состояла из поэтов романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое.

Некоторые объединения литераторов представляют собой группы, объединенные лидером, имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы.


^ Основные литературные направления и течения. (Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Символизм. Акмеизм. Футуризм)


КЛАССИЦИЗМ

Классицизм как литературное направление и как творческий метод был явлением общеевропейского масштаба. Но хронологические границы, а также специфика и степень художественного развития классицизма в разных странах оказались неодинаковыми. В национальных литературах ярко отразились их связи с конкретно-историческими обстоятельствами развития того или иного народа, его традиции, обычаи и потребности. Как всякий новый художественный метод, классицизм возник в связи с появлением новых социально-исторических условий в самой действительности.

Эпоха классицизма – прямой наследник эпохи Возрождения. Поэтому и первые опыты зарождающегося литературного направления – классицизма были связаны с «колыбелью» Возрождения – Италией, при этом эти опыты были осуществлены в области драмы: одной из первоначальных задач возникавшего направления была борьба со средневековой драматургией. Намечались основные принципы: рационалистичность и абстрактность действующих лиц, нарочитая бедность действия на сцене, длинные монологи и диалоги персонажей.

Классицистическое искусство сложилось в оформленную систему творчества в период развития социально-экономических процессов, начавшихся в эпоху Возрождения, – наращения капиталистических отношений, усиления борьбы с феодальной раздробленностью, зарождения буржуазии, образования наций и национальных государств. Наибольшей завершенности классицизм достиг во Франции во второй половине ХVII века, где он представлен как законченная система содержательных и формальных признаков произведений.

Манифест Буало «Поэтическое искусство» становится итоговым произведением, обобщающим как опыт предшественников, так и творческий опыт писателей-современников. Буало высказал требование отделить религию от искусства. Он определил такие основные требования к драме, как единство места, времени, действия. возрастные типы персонажей с закрепленными за ними характерами (так, юноша, по Буало, безрассуден, страстен, склонен к порочным прихотям, глух к нравоучениям и жаден до утех; «почтенный зрелый муж» – ловок, хитер, умеет льстить вельможам, старается заглядывать вперед, чтобы оградить себя в грядущем от забот; «расслабленный старик» – скуп, жаден, противник прогресса, человек с отсталыми взглядами). Становление канонов классицизма проходило в острой борьбе с противниками нормативной эстетики. Противниками теоретиков были драматурги-практики, осмеивавшие, в частности такие нормативы, как «три единства» Буало. Тем не менее, классицизм становится господствующим литературным направлением.

Эстетический идеал классицистов соответствовал тем требованиям, которые выдвигались «просвещенным абсолютизмом». В центре внимания писателей был человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному, человек, обладавший высокими нравственными принципами, для которого превыше всего был государственный долг. Эстетический идеал классицизма для своего времени был прогрессивен, но исторически ограниченным. Писатели-классицисты ориентировались на сюжеты и образы произведений античности, считая их образцовыми. Но признание образцовости и неизменности идеалов прекрасного, созданных античным искусством, во многом сковывало возможности писателей-классицистов. Это сказалось на способах воплощения характеров и принципах художественной типизации, сопровождалось выработкой строгих правил и регламентаций (нормативы эстетики классицизма относились прежде всего к высоким жанрам).

Характерными чертами классицизма принято считать его внеисторичность и абстрактность художественных образов. Полагая, что разум во все времена оставался неизменным и что человеческие типы вечны, писатели классицисты решали актуальные этико-политические проблемы на материале далекого прошлого в столкновении абстрактно-обобщенных образов, нарочито лишенных индивидуализации и жизненной разносторонности. В результате создавались образы-схемы, воплощавшие преимущественно одну какую-либо черту характера, появилось строгое разделение действующих лиц на положительных, добродетельных и носителей пороков. Однолинейность в раскрытии характера сопровождалась требованием сохранить его неизменность при любых обстоятельствах.

^ Большой заслугой классицистов явилось их положение о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания. Классицизм создал новые литературные формы, соответствующие новому содержанию, новым общественным и гражданским идеалам. Положительной стороной классицизма для дальнейшего развития литературы была выработка отточенного и четкого языка художественных произведений, способного выразить различные страсти и переживания. Ограничительно-нормативная направленность поэтики классицизма не помешала в лучших творческих достижениях классицистов проявить глубокий психологизм, проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть тайники его сердца. Несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался художественным методом, прокладывающим путь для дальнейшего развития прогрессивной литературы.

^ Особенности русского классицизма

В XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской. Периодпервых десятилетий этого века вошел в историю под названием «эпохи петровских преобразований». Петр I в период своего царствования (1682–1725) очень многое сделал для сближения русской культуры с западноевропейской. Он в своих реформах тяготел к просветительскому гуманистическому Западу. Россия от монархического государства старого типа, связанного сословными предрассудками, приходила к государству европейского типа – к «просвещенной» монархии. В России складывалось совершенно новое мировоззрение: повышался интерес к наукам, и, как следствие, утверждалась вера в силу человеческого разума, а многие традиционные религиозные представления постепенно оттеснялись на второй план. Авторитет церкви заменялся авторитетом государства, подчинившего себе церковную власть. Литература приобретала сугубо светский характер. Важнейшим приметой нового в литературном творчестве являлся взгляд писателей на действительность с общегосударственной точки зрения.

Существенные преобразования в политической и культурной жизни России, происшедшие в первые десятилетия ХVIII века, поставили перед общественной мыслью и перед художественной литературой ряд неотложных задач. Новый уклад жизни требовал иных слов для своего отражения в литературе, нового литературного языка, новых жанров, новых форм. Нужно было осознать происшедшие перемены и, осмыслив, отобразить окружающую действительность. Литература уже не могла ограничиться только простым воспроизведением явлений русской жизни, как это было в повестях петровского времени. В литературе предклассицизма появляются проблемы соотношения личного и общественного, роли личности в общественном процессе. Интерес к личности приводит к постановке проблемы гражданского долга, гражданских обязанностей члена общества. Все чаще слышатся в русской литературе слова о том, что каждый человек – член общества, что это накладывает на него определенные обязанности: человек должен приносить реальную пользу обществу, государству. Крупнейшими представителями русского предклассицизма были Кантемир, Тредиаковский.

Критерием ценности и нравственных качеств человека становится служение его государству. Общественная польза постепенно становится высшим этическим мерилом. Новые представления, возникшие на Западе, вместе с такими новыми понятиями, как «общественное дело», «гражданин», «патриот», входят в русский обиход. Возникла насущная потребность дать этим явлениям определенную оценку и выступить в защиту прогрессивных петровских завоеваний. Именно такой характер будет носить литература последующего периода – периода русского классицизма.

Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно позже, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Поэтому русские классицисты должны были учесть опыт своих зарубежных предшественников, что и привело к определенной общности эстетики русского и зарубежного классицизма.

С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков и в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Манифестом русского классицизма было произведение русского драматурга Сумарокова «Настояние хотящим быти писателями» (и отчасти «Разговор с Анакреоном» Ломоносова). В теоретических «Эпистолах» Сумарокова были достаточно полно отражены особенности европейского классицизма: подражание образцовым писателям; соблюдение строгой регламентации жанров по содержанию и стилю; признание руководящей роли разума; подчинение формы содержанию; утверждение дидактической направленности художественной литературы. Эта общность с европейским классицизмом определяет и содержание, и форму русской литературы периода классицизма. Ей присущи нормативность и жанровая регламентация, рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа.

Большое значение как западные, так и русские писатели-классицисты придавали дидактической (воспитательной) роли художественной литературы. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией.

Вместе с тем русский классицизм отличался чертами национального своеобразия. Он начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра I, когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий и нависла угроза возврата к допетровским порядкам. Литературе русского классицизма сразу был задан наступательный дух, полный общественного, гражданского пафоса. Вместо обращения к античности с ее внеисторическими героями, как в европейском классицизме, использовался в основном материал собственной истории. В центре внимания русского классицизма, оказалась и современная действительность, где невежество церковников отвергало все то, что было дорого передовым людям, и что составляло будущее России: науку, просвещение, долг гражданина. Тесная связь с современностью и обличительная направленность стали характерными чертами русского классицизма ( в основном вжанре трагедии ). Вместе с признанием внесословной ценности человека вырабатывалась антифеодальная мораль.

С усилением внимания к роли личности, с переоценкой значения индивидуальной деятельности человека в общественной жизни был тесно связан интерес к внутреннему миру людей, и Державин сумел в противовес поэтике классицизма обратить свою поэзию к жизни, к ее земным радостям.

Сатира с ее стремлением к реалистическому воспроизведению действительности способствовала преодолению классицизма в русской литературе и усилению в ней реалистических тенденций, что наглядно проявилось в творчестве драматурга Фонвизина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: