(Пере. пол. или сер. 1920-х годов)
<...>
<...> Лирика — это видение и слышание себя изнутри эмоцио нальными глазами и в эмоциональном голосе другого: я слышу себя в другом, с другими и для других. Лирическая самообъективация — это одержимость духом музыки, пропитанность и просквоженность им. Дух музыки, возможный хор — вот твердая и авторитетная позиция внутреннего, вне себя, авторства своей внутренней жизни. Я нахожу себя в эмоционально-взволнованном чужом голосе, воплощаю себя в чужой воспевающий голос, нахожу в нем авторитетный подход к своему собственному внутреннему волнению; устами возможной любящей души я воспеваю себя. Этот чужой, извне слышимый голос, орга - низующий мою внутреннюю жизнь в лирике, есть возможный хор, согласный с хором голос, чувствующий вне себя возможную хоровую поддержку (в атмосфере абсолютной тишины и пустоты он не мог бы так звучать; индивидуальное и совершенно одинокое нарушение абсолютной тишины носит жуткий и греховный характер, вырождается в крик, пугающий себя самого и тяготящийся самим собою, своею назойливостью и голой наличностью; одинокое и сплошь самочинное нарушение тишины налагает бесконечную ответственность или неоправданно цинично. Петь голос может только в теплой атмосфере, в атмосфере возможной хоровой поддержки, принципиального звукового неодиночества). Лирический момент может быть и мечта о себе, но овладевшая музыкой другости и потому ставшая творчески продуктивной. И лирика полна глубокого доверия, имманентизиро- ванного в ее могучей, авторитетной любовно утверждающей форме, в авторе — носителе формального завершающего единства. Чтобы заставить свое переживание звучать лирически, нужно почувствовать в нем не свою одинокую ответственность, а свою природность ценностную, другого в себе, свою пассивность в возможном хоре других... <...>
|
|
Возможна своеобразная форма разложения лирики, обусловленная ослаблением авторитетности внутренней ценностной позиции другого вне меня, ослаблением доверия к возможной поддержке хора, а отсюда своеобразный лирический стыд себя, стыд лирического пафоса, стыд лирической откровенности (лирический выверт, ирония и лирический цинизм). Это как бы «срывы голоса», почувствовавшего себя вне хора. (Нет, с нашей точки зрения, резкой грани между так называемой хоровой и индивидуальной лирикой, всякая лирика жива только доверием к возможной хоровой поддержке, разница может быть только в определенности стилистических моментов и формально-технических особенностей; только там начинается существенное отличие, где ослабевает доверие кхору, там начинается разложение лирики. Индивидуализм может положительно определять себя и не стыдиться своей определенности только в атмосфере доверия, любви и возможной хоровой поддержки. Индивидуума нет вне другости.)<...>
|
|
Л.Я. Гинзбург О ЛИРИКЕ (1964)
<...>
Для нас уже неприемлемо некогда бытовавшее понимание лирики как непосредственного выражения чувств данной единичной личности. Подобное непосредственное выражение было бы не только неинтересно (если бы речь действительно шла об одной личности), но и невозможно, поскольку искусство — это опыт одного, в котором многие должны найти и понять себя.
Наряду с концепцией «непосредственного выражения» издавна существовали и совсем другие определения лирики. При всем их многообразии, противоречивости все они исходили обычно из признания особого положения субъекта, авторской личности в системе лирики, — что никоим образом не тождественно теориям прямых душевных излияний.
Автор по-разному и в разной мере включен в структуру своего произведения. В научной прозе он остается за текстом. Для художественной прозы или эпоса типичнее всего скрытое включение автора (рассказчик автору не равнозначен); его оценки, его отношение читатель воспринимает непрерывно, но в опосредствованной второй действительностью форме. Открытое включение автора дает лирическую прозу или прозу размышлений, и в стихотворном эпосе — лирические отступления. Разумеется, существуют промежуточные формы, я говорю здесь о типических.
Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом прямой разговор от имени лириче-
ского я нимало не обязателен. Авторский монолог — это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные степени удаления от монологического типа, разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания — от масок лирического героя до всевозможных «объективных» сюжетов, персонажей, вещей, зашифровывающих лирическую личность именно с тем, чтобы она сквозь них просвечивала.
В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. О чем свидетельствуют, например, абстрактные и стандартные авторские образы классической жанровой системы. Эстетическая мысль не раз уже приходила к пониманию лирики как поэтиче - ской переработки, при которой личность эта, с ее раздумьями, чувст вами, с ее отношением к совершающемуся, всегда присутствует и всегда ощутима (в отличие от эпического автора). Гегелевская трактовка пограничных с эпосом форм (героические песни, романсы, баллады) проясняет его понимание «лирической субъективности»: «Форма целого в этих жанрах, с одной стороны, — повествовательная... С другой стороны — основной тон остается вполне лирическим, ибо суть составляет не внесубъективное описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и восприятия субъекта...
Особое положение личности в лирике общепризнано (хотя понимают его по-разному). Но у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей, Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно. И лирика вовсе не располагает теми средствами истолкования единичного характера, какими располагает психологическая проза, отчасти и стихотворный эпос нового времени. Обо всем этом дальше пойдет речь. Замечу пока, что если лирика создает характер, то не столько «частный», единичный, сколько эпохальный, исторический[12], тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры.
|
|
Лирическая поэзия — далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, — это слово с проявленной ценностью. Оценочным началом проникнуты и столь живучие в лирике эстетические категории — высокого и низкого, поэтического и прозаического. Классическая система жанров (в том числе лирических — ода, элегия, сатира)исходила изтакихэмоционально-оценочных установок, как восторг, печаль, негодование. По самой своей сути лирика — разговор о значительном, высоком, прекрасном {иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Но также и антиценностей — в гротеске, в обличении и сатире; но не здесь асе же проходит большая дорога лирической поэзии. <...>
РАЗДЕЛ III
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Литературное произведение — это высказывание, которое имеет прежде всего эстетическую функцию. Оно является плодом единого авторского замысла (индивидуального или коллективного, группового), составляет неделимую коммуникативную единицу и апеллирует к его восприятию как некоей окончательной данности (как завершенного). Произведение реализовано (воплощено) в тексте, который является стабильным, имеет начало и конец, и потому отделен (четко отграничен) от окружающей его речевой и внесловес- ной реальности.
Литературное произведение «подведомственно» двум научным дисциплинам. Это, во-первых, текстология, являющаяся междисциплинарной обла стью научного знания; она констатирует подлинность текста, содействует ос вобождению его от всяческих искажений, уясняет его принадлежность автору (атрибуция), время его создания (датировка) и т. п. И, во-вторых, это рациональное (научное) познание словесно-художественных творений в их целостности и многоплановости. Описание, анализ и интерпретация произведений требуют определенной системы понятий, которую разрабатывает теоретическая поэтика. Она является важнейшим звеном науки о литературе. Это — учение о составе, структуре и назначении (функциях) литературных произведений. Понятиям теоретической поэтики и посвящен данный раздел хрестоматии.
|
|
Теоретическая поэтика разрабатывалась и разрабатывается учеными различных мировоззренческих и научно-методологических ориентаций, литературоведческими школами и направлениями весьма разного рода. И неудивительно, что в составе этой научной дисциплины немало непроясненного, спорного, между собой решительно не согласующегося. И тем не менее наличествуют устоявшиеся и обладающие достаточной авторитетностью представления о природе литературного произведения, о его составе, строении, функциях.
Произведения поистине художественные обладают качеством, которое издавна именуется целостностью, или органической целостностью. По словам Аристотеля, поэзия призвана «производить... удовольствие, подобно единому и цельному живому существу» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957 С. 118). Вместе с тем произведение предстает читателю не как монолит, а в качестве феномена многопланового и сложного. В нем различны прежде всего некие «о чем и что» и «как». Отсюда — опорная пара понятий теоретической поэтики, словесно фиксируемая по-разному. Используются прежде 90 всего философские категории «форма и содержание» (что наиболее глубоко укоренено в научной традиции), а также понятия «структура и идея», «выражение и выражаемое», «внешнее и внутреннее», «текст и смысл» и т. п.
Одна из аксиом литературоведения (и теории искусства как таковой) — наличие в произведении поистине художественном неразрывной связи между «о чем и что» — и «как», т. е. между содержанием и формой, их органическое единство: все в литературном произведении насыщено содержанием (имеет смысл) и в то же время эти «о чем и что» определенным образом воплощены, выражены, оформлены по законам искусства. Чистой, нейтральной к содержанию и тем более бессодержательной художественной формы не бывает и быть не может. Такова сущность художественной деятельности. Отсюда — принципиальная, можно сказать, доминантная значимость в составе теоретической поэтики категории содержательная форма, или содержательно наполненная форма (нем. Gehalferfiillte Form). Это понятие актуализировалось в немецком искусствоведении рубежа XIX—XX вв. и было дополнительно обосновано отечественным литературоведением.
Научное рассмотрение литературного произведения, неизменно базирующееся на непосредственном, живом читательском опыте ученого, включает в себя, во-первых, описание и анализ его формы, несущей определенное содержание, и, во-вторых, на этой основе (и только на ней!) постижение собственно содержания, идеи, авторской концепции, смысла, «последней смысловой инстанции» (М.М. Бахтин), т. е. интерпретацию (истолкование произведения, его «прочтение»).
И здесь перед литературоведом встают серьезнейшие проблемы. Дело в том, что форма произведения обладает Гораздо большей определенностью, нежели его содержание. В последнем наряду с «зонами», обладающими достаточной ясностью, наличествуют моменты неопределенности, даже загадочности и таинственности, которые могут постигаться лишь гипотетически. И это побуждает некоторых ученых «выносить» интерпретацию (смыслопо- стижение) за рамки собственно научного знания. Но доминирует в литературоведении иной взгляд: ученому подобает устремленность к достоверному постижению содержательной стороны литературных произведений на основе анализа его формы, хотя это постижение и не может становиться исчерпывающе полным.
Данный раздел хрестоматии состоит из четырех глав. В первой главе приведены тексты писателей, критиков и ученых, тема которых — литературное произведение как целое и научные принципы его рассмотрения; вторая посвящена размышлениям о единстве содержания и формы, третья — понятиям, характеризующим собственно содержательную сторону литературных произведений. Четвертая глава — о разных сторонах словесно-художественной формы, наполняемой содержанием.
Глава 1
Художественная целостность произведения. Принципы рассмотрения литературного произведения
В первой главе речь идет о целостности литературно-художественного произведения и о путях ее читательского и собственно литературоведческого постижения. В этой связи приводятся суждения В.Г Белинского о том, что в творениях высокого искусства не следует искать «отдельные красоты» и недостатки, и Л.Н. Толстогоо воплощении в художественных произведениях ом ределенного взгляда на мир автора.
На протяжении XIX—XX вв. неоднократно высказывалась мысль, что словесно-художественные образы многозначны и способны вызывать у читателей самые разные отклики. Но из этого неоспоримого факта порой делались далеко не бесспорные выводы. Говорилось, что объективно-достоверные суждения о содержании (идее) произведения невозможны в принципе и что ин терпретации художественных смыслов к научному знанию непричастны. По добным представлениям отдал дань А.А. Потебня, наиболее существенные высказывания которого о словесном искусстве нами приведены. Далее даются отрывки из работ А.П. Скафтымова(1920-е годы), где идеи Потебни обсуждаются критически. В основе приведенных суждений М.М. Бахти на — мысль о своеобразии литературоведческого знания как гуманитарного, одиалогическом характере освоения художественных произведений. В.В. Виноградов и В.В. Прозоров говорят о месте и роли образов автора и читателя в составе литературного произведения. И, наконец, Д.С. Лихачев высказывается о мере точности литературоведения и центральном положении интерпре таций в его составе. Последние три текста посвящены новациям постструкту ралистов(понятия «произведение итекст», «автор и читатель») и ихкритиче скому обсуждению зарубежными учеными.
В.Г Белинский