Из записок по теории словесности

(Фрагменты) (1905)

<...>

<...> Из двух состояний мысли, сказывающихся в слове с живым и в слове с забытым представлением, в области более сложного словес­ного (происходящего при помощи слова) мышления, возникает по­эзия и проза. Их определение в зародыше лежит уже в определении двух упомянутых состояний слова. Та и другая подобны языку и другим искусствам, суть столько же известные способы мышления, извест­ные деятельности, сколько и произведения.

Элементам слова с живым представлением соответствуют эле­менты поэтического произведения, ибо такое слово и само по себе есть уже поэтическое произведение. Единству членораздельных зву­ков (внешней форме слова) соответствует внешняя форма поэтиче­ского произведения, под коей следует разуметь не одну звуковую, но и вообще словесную форму, знаменательную в своих составных частях.

Уже внешнею формою условлены способ восприятия поэтических произведений и отличие от других искусств. Представлению в слове соответствует образ (или известное единство образов) в поэтическом произведении.

Поэтическому образу могут быть даны те же названия, которые приличны образу в слове, именно знак, символ, из коего берется пред­ставление, внутренняя форма.

Значению слова соответствует значение поэтических произведе­ний, обыкновенно называемое идеей. Этот последний термин можно бы удержать, только очистив его от приставших к нему трансценден- тальностей.

Поэтический образ служит связью между внешнею формою и зна - чением.

7-3039 97


А.П. Скафтымов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: