Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Стратегический менеджмент».
Стратегический менеджмент как направление общего менеджмента. Понятие «стратегия». Взаимосвязь определений. Основные принципы. Содержание и структура стратегического управления. Современные взгляды на формирование стратегии. Стратегические проблемы развития производства и структуры промышленности.
Предвестники и основоположники стратегического управления. Этапы развития стратегического управления. Школы стратегического управления. Основные идеи и разработки школ дизайна, планирования, позиционирования.
Стратегическое управление - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Можно отметить, что стратегическое управление становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех в начале 90-х годов 20 века, теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, и директора многих бывших государственных предприятий начинают понимать необходимость разработки и стратегии развития. В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это
|
|
Стратегическое управление в компаниях и на предприятиях современной России переживает стадию зарождения. Фактически, лишь очень немногие компании осознанно и целенаправленно занимаются созданием системы стратегического управления. Между тем, использование методологии стратегического управления может помочь российским менеджерам более осознанно подойти к решению многих вопросов, определяющих ближайшие и отдаленные перспективы, а также гармонично увязывать их с текущей деятельностью фирмы.
Целью специальной дисциплины «Стратегический менеджмент» является формирование знаний и умений по использованию методологии системно – ситуационного анализа и стратегического планирования для разработки и реализации стратегий развития организации.
Основные задачи дисциплины:
· изучение и освоение теории и практики стратегического менеджмента во взаимосвязи с другими видами управленческой деятельности;
· выработка умений по проведению системно – ситуационного анализа положения организации и выявлению конкурентных преимуществ;
|
|
· формирование навыков по разработке стратегий развития организации с учетом миссии, системы целей и результатов системно – ситуационного анализа;
· рассмотрение взаимосвязи стратегического и текущего планирования, системы регулирования и контроля для эффективной реализации или корректирования разработанных стратегий.
Специальная дисциплина «Стратегический менеджмент» базируется на методологических положениях общепрофессиональных дисциплин «Основы менеджмента», «Теории организации», «Микроэкономики» и «Макроэкономики», «Маркетинга» и изучается во взаимосвязи с другими специальными дисциплинами.
Стратегия (гр.strategia – искусство разворачивания войск в бою) – совокупность, включающая:
· долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели);
· технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
· ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
· систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе людей, как основную составляющую часть системы управления.
· Стратег – руководитель, облеченный широкими полномочиями.
Стратегический менеджмент это:
· программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов владельцев и работающих;
· обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.
Стратегия это:
· исследование будущего, анализ сценариев
· идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе
· система способов управленческой деятельности
· комплексный план, предназначенный для осуществления миссии предприятия и достижения ее целей
· политическое планирование
· формирование квалификации и развитие способностей работников
· действия предприятия по проведению инновационного процесса
· система всеобъемлющего контроля
Стратегическая ориентация – ориентация на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации.
Стратегия: “Плюсы и Минусы”
Надежный курс развития
Стратегия задает направления
Заслоняет потенциальные опасности
Избавляет от хаоса, экономит силы
Стратегия координирует
усилия
Способствует диктату “группового мышления” и
утрате возможностей
Демонстрирует отличительные особенности