Категория иероглифов

Каждому иероглифу китайского языка можно дать трехстороннюю характеристику:

I. каждый иероглиф наделен определенным значением;

II. каждый иероглиф имеет свое произношение, каждый иероглиф – слог.

III. каждый иероглиф имеет свое начертание, то есть состоит из определенных графических элементов, которые пишутся в определенной последовательности. Число черт в каждом колеблется от одной до 52.

В упоминавшемся выше «Шовэнь цзецзы», составленном китайским ученым Сюй Шэном (许慎), автором было предложено классифицировать все иероглифы по 6 категориям. Эта система получила название 六书 (Люшу):

1. указательные,илисимволы самые простые иероглифы, появившиеся в числе первых, в качестве примера можно привести следующие: 一、二、三、上、下 и другие
2. изобразительные,или пиктограммы например, 人、木、山 и другие
3. идеограммы с годами появилась потребность изображать отвлеченные понятия, иероглифы образовывались путем сочетания более простых знаков (двух и более): 日+月=明、女+子=好、安、家 и другие
4. заимствования появлялись новые понятия, для обозначения которых брали иероглифы с уже отжившими понятиями; обязательным требованием было, чтобы у нового и старого значения иероглифа совпадали звучания
5. видоизмененные,или варианты некоторые иероглифы претерпели в своем написании некоторые изменения, например, произошла замена элемента, элемент стал занимать другое место, добавился другой элемент и т.п.
6. фонограммы они появились в VIII – V вв. до н. э., состоят из двух частей, одна из которых указывает на значение, а другая на звучание иероглифа

В настоящее время существует еще одна классификация иероглифов, в которой традиционно принято выделить две категории сложных знаков: идеографические знаки и фоноидеографические знаки.

К категории идеографических знаков относятся иероглифы, составленные из двух и более графем. Значение такого сложного знака является производным от семантики входящих в него графем, а чтение никак не связано с чтением составляющих в него графем. Сюда можно отнести первые пять категорий по вышесказанной классификации.

Для знаков фоноидеографической категории (эта шестая категория у Сюй Шэна) присуще деление каждого такого знака на две части, которые отличаются своей функциональной ролью. Одна часть – называемая обычно семантическим множителем или иероглифическим ключом – указывает на принадлежность иероглифа к группе семантически родственных знаков, обозначающих классы предметов, свойств или явлений (например, ключ «дерево» означает, что содержащие его знаки обозначают либо различные породы деревьев, либо виды древесины и изделий из нее; знак «вода» соответственно обозначает различные виды водоемов – от океана до капли воды, а также все, что ассоциируется в китайском языке с понятием жидкости). Вторая часть – так называемый фонетик – выступает как фонетический компонент знака, приблизительно указывающий на чтение фоноидеограммы, которое при этом в редких случаях может полностью совпадать с чтением фонетика. За всю историю существования знаков этой категории (а это около двух тысяч лет) язык в целом и его фонетика претерпели значительные изменения. Поэтому чтение фоноидеограммы и ее фонетика могут различаться не только по тональному рисунку, но также и по звуковому составу. С точки зрения структуры, фонетики в отличие от ключа – это в большинстве случаев более сложные идеографические или фоноидеографические знаки, гораздо реже – простые графемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: