Гигиеническая оценка учебной мебели

Оборудование школьных помещений должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Поэтому учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

Мебель следует подбирать в соответствии с длиной тела учеников. Запрещено использовать вместо стульев лавки и табуреты. Физиологической рабочей позой для учеников считают рабочую позу, при которой угол наклона грудной части тела к поясничной равняется 145°. Вместе с тем полностью допустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет не менее 30 см.

Рис. 2. Основные размеры школьной парты.

1 – высота переднего края стола; 2 – высота заднего края стола; 3 – ширина горизонтальной части крышки стола; 4 – ширина наклонной части крышки стола; 5 – высота сидения; 6 – глубина сидения; 7 – ширина сидения; 8 – дистанция спинки; 9 – дистанция сидения; 10 – дифференция.

К числу основных размеров учебной мебели, которые используются в ходе проведения их гигиенической оценки, относят следующие (рис. 2):

· высота заднего края стола, что представляет собой расстояние от заднего края стола к полу;

· высота сидения, которая определяется как расстояние от переднего края сидения к полу и должна отвечать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5-2 см на высоту каблука;

· дистанция сидения, которое представляет собой расстояние в горизонтальной плоскости от переднего края сидения к проекции на плоскость сидения заднего края крышки стола и может быть нулевой, если край стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сидения не достигает опущенной от заднего края стола вертикали, и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сидения. Для выполнения учебной деятельности в рабочей позе сидя (письмо, чтение и т. п.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, которая составляет 3-5 см, в случае осуществления учебной деятельности стоя (ответ на вопрос учителей и т. п.) как оптимальную определяют позитивную дистанцию сидения (рис. 3);

Рис. 3. Разные варианты дистанции сидения:

а – отрицательная; б – нулевая; в – положительная

· дистанция спинки, которая представляет собой расстояние от заднего края крышки стола к спинке стула, которая должна превышать передне-задний размер грудной клетки ученика на ширину детской ладони;

· дифференция, представляет собой расстояние в вертикальной плоскости от заднего края крышки стола к плоскости сидения, которая должна равняться расстоянию от сидения к локтю свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см и обеспечивать свободное расположение руки на столе. Существенное уменьшение дифференции вынуждает ученика сильно наклоняться вперед и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опущению правого плеча и возникновению левостороннего сколиоза. Зато увеличение дифференции предопределяет поднятие правого плеча и возникновение правостороннего сколиоза;

· глубина сидения, представляет собой передне-задний размер сидения, который должен составлять от 2/3 до 3/4 длины бедра;

· ширина сидения – должна отвечать расстоянию между вертлужными горбами;

· высота спинки – должна достигать уровня поясничного отдела позвоночника и обеспечивать поддержку грудного отдела позвоночника;

· угол наклона крышки стола – должен равняться 15° и на этом основании позволять ученику удерживать книгу или тетрадь на оптимальном расстоянии (30-35 см) от глаз под наибольшим углом при наименьшем наклоне головы, обеспечивая постоянную аккомодацию и предотвращая возникновение миопии;

· рельеф сидения, который должен отвечать форме бедра и ягодиц и иметь небольшой наклон назад, который предоставляет ученику возможность не сползать вперед во время выполнения основной учебной деятельности в положении сидя.

Для обеспечения учеников школьной мебелью в соответствии с длиной тела и, следовательно, на основании их отнесения к определенной ростовой группе, разработано 6 специальных размеров школьной мебели (ДСанПиН 5.5.2.008-01, ДСТУ 5994-93, П015-93, 11016-93): №1 для учеников с длиной тела 100-115 см; №2 - для учеников с длиной тела 116-130 см; №3 - для учеников с длиной тела 131-145 см; №4 - для учеников с длиной тела 146-160 см; №5 - для учеников с длиной тела 161-175 см; №6 - для учеников с длиной тела свыше 176 см. Номер парты должен отвечать номеру стула, такая парта называется стандартизированной.

В каждом классе (кабинете) следует предусматривать расположение 2-3 размеров мебели определенного размера. Существенное преимущество в современных условиях имеет мебель, способная к трансформации. Правильное размещение детей за школьной партой (столами) может быть обеспечено лишь при условии, если в одном помещении учатся дети с разницей в возрасте не более чем 2 года.

Данные относительно особенностей распределения мебели среди школьников разного возраста приведены в таблице 3.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: