ЛИТЕРАТУРА
Базовая
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
2. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.
Дополнительная
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
8. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
10. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1994
11. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. М., 1987.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998.
13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов у учащихся. М., 1988.
14. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. М., 1987.
|
|
15. Хазалия Н.А. Психологические особенности развития честности на разных стадиях подросткового возраста. М., 1997.
16. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С-Пб., 1996.
17. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.
18. Дубровина И.В. (ред.) Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
19. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Существование более или менее признанных для обоих полов и для всех социальных слоев фаз подросткового и юношеского возраста обусловлено в основном двумя общественными предпосылками. Во-первых, эти фазы тем более необходимы, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым. Например, требования, предъявляемые к квалифицированной и относительно разносторонней рабочей силе. Во-вторых, общество должно быть в состоянии нести затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить и обучать целое поколение. Такие условия сложились лишь в самое последнее время и только в индустриальных странах, хотя и здесь социальные и половые различия накладывают сильный отпечаток на ход взросления. В прежнее время юность, если о ней вообще можно было говорить, была привилегией почти исключительно высших слоев общества и мужского пола.
У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществлялся довольно резко, часто через ритуалы инициации. В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная властная структура семьи, большей частью патриархальной формы, сохранялась и тогда, когда сыновья уже становились взрослыми.
|
|
В античной Греции юношество постепенно формировалось в недрах городской культуры среди свободных граждан. Здесь впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды. Наряду с этим возникла (у Аристотеля) поляризация молодой-старый, а человеку средних лет приписываются все положительные свойства обеих групп.
В милитаризированной Спарте молодежь была строго организована в целях военного обучения. В возрасте от 7 до 20 лет молодые люди поэтапно интегрировались в государственную жизнь и воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Любой взрослый играл роль воспитателя. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Молодежь полностью была подчинена господствующим нормам.
В демократическом городе-государстве Афины молодежь получала большую свободу действий. К ней относили мужчин в возрасте примерно 18-20 лет, которые были освобождены от работы, занимались образованием и культурой и могли развивать новые идеи.
В Римской империи в силу ее тесной близости к греческой культуре было такое же положение.
В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части на основе торговых поселений, начиная с X-XI вв., становится решающей предпосылкой для возникновения особой юношеской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области искусства или ремесла удлиняла сроки обучения и странствий в поисках знаний; рыцарство требовало продолжительной подготовки. Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства и юности.
Современные понятия семьи и детского возраста впервые появляются лишь к концу XVII в. Ранее семья означала всю родню или всех лиц, живущих под одной кровлей, независимо от степени родства. И то, и другое относилось исключительно к высшим социальным слоям. Граница между ребенком и взрослым была весьма условной. При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и внедрения всеобщего обязательного обучения отрочество и юность очерчиваются более определенно. Подрастающее поколение проводит в родной семье все больше времени, классы, в которых собраны в школе дети одного года рождения, усиливают тенденцию к образованию возрастных групп.
Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано педагогикой эпохи просвещения, в первую очередь Руссо. Отрочество и юность идеализируются как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господствующим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить молодого человека к контакту с социальной действительностью, формирование юношества гарантирует обновление общества. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому отрочество и юность следует защищать от его пагубного влияния. Человек должен прожить эти периоды во всем их своеобразии; лишь тогда жизнь его будет полноценна.
Содержание жизни в детстве – проявление во всей полноте “телесности” человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Половозрелость означает вступление в мир чувств и сексуальности. Отныне наиболее значимой сферой жизни становятся отношения с людьми. Воспитание, до сих пор изолированное от социальной среды, сталкивается с новой проблемой: упорядоченный управляемый разумом мир превращается в круговорот социальной жизни, в которой подрастающий человек следует предрассудкам и мнениям других.
|
|
Таким образом, примерно до конца XIX в. в общественном сознании отсутствовало представление о периоде взросления. Вероятно, формирование понятий взросления и полового созревания связано с развитием психологической мысли. До этого, в лучшем случае, существовало членение жизни на три этапа: детство как стадия зависимости, полная сил молодость и, наконец, старость, в которой нет ничего хорошего. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступало во взрослый мир.
Лишь с конца XIX в. с развитием урбанизации и индустриализации юность становится универсальным феноменом, постепенно охватывающим и девочек, которые до этого были тесней привязаны к дому и семье. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры П.Арье считает, что на появление подросткового и юношеского возраста как социально-исторического явления повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но, каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад он едва вырисовывался.
Представление о молодежи в XX в. определяется различными молодежными движениями, представители которых отстаивают признание особых прав молодежи, ее особого поведения, независимости, равноправия полов и т.д. В конце XIX в. государства Европы и Америки оформили юридический статус подростка, приняв детское законодательство и специальные законы о правах молодежи, введя обязательное (преимущественно государственное) образование и установив границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности. В развитых странах мира подростковый и юношеский возраст имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х годах нашего века П.П.Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, “почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества”.
|
|
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа Стэнли Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”. Этот труд, впервые вышедший в 1904 г., много раз переиздавался и принес С.Холлу звание “отца” психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом.
В настоящее время представления о подрастающем поколении разрабатывают главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическом развитии в этом возрасте. Такое развитие понимается как более или менее естественный процесс, имеющий общие закономерности. Переход от детства к взрослому возрасту сопровождается рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональные сообщество и т.д.) и, наконец, осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. Существуют три точки созревания подростка, выделенные Л.С.Выготским, - органическое, половое и социальное. Сначала наступает половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное.
Введение обязательного школьного обучения привело к четкому разделению двух стадий взросления на подростковый и юношеский возраст.
В современной психологии под подростковым возрастом (отрочеством) понимается период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Важно отметить, что возрастные границы подросткового возраста так же, как и границы любого другого возрастного периода, являются относительными. Современные исследования Н.Н.Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему, показали историческую и социальную обусловленность границ подросткового возраста. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л.И.Божович и Н.И.Крылова, также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н.Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста.
В исследованиях Л.И.Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И.Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становятся актуальными для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х годов Н.Н.Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет.
Отрочество относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Характерными для подросткового возраста новообразованиями являются “чувство взрослости”, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к отклоняющемуся или невротичному поведению. При благоприятной социальной ситуации развития подростковый возраст может протекать без каких-либо кризисных явлений. И подросток, закономерно выполнив задачи данного возрастного этапа, вступит в следующий – этап юности.
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности.
Таким образом, мы видим, что подростковый и юношеский возраст имеют различные специфические особенности развития психических функций, сформировавшиеся под влиянием культурно-исторических факторов. Подробному рассмотрению этих особенностей посвящены следующие две части юниты.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Пубертатный кризис.
Психофизиологическое развитие подростка
Важная задача взросления подростка – психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Подросток впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физиологические изменения (рост тела, увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков и др.). Тесная взаимосвязь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного периода. Объяснение многих психологических проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток, невозможно без знания физиологических и биологических изменений, происходящих в его организме.
Пубертатный кризис, наступающий в подростковом возрасте,подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций. О нем свидетельствуют первая менструация (менархе) или соответственно эякуляция. Правда, пограничный характер этих признаков относителен, поскольку изменения, свойственные половому созреванию, начинаются еще до их появления.
Биологические изменения, связанные с половым созреванием, закладывают основу всех последующих процессов развития. Наиболее очевидные сдвиги касаются роста и пропорций тела. Происходящие изменения регулируются гормонально. Эндокринная перестройка, с одной стороны, готовит переход к половой зрелости, а с другой – обеспечивает значительные функциональные и морфологические изменения самых различных систем органов.
Внешние признаки полового созревания – важные ориентиры, позволяющие оценить его протекание, хотя влияние различных факторов может привести к заметному разнобою во внешних показателях.