Исторические и хронологические границы подросткового и юношеского возраста

ЛИТЕРАТУРА

Базовая

 

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.

2. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995.

4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

 

Дополнительная

 

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

8. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

10. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1994

11. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. М., 1987.

12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998.

13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов у учащихся. М., 1988.

14. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. М., 1987.

15. Хазалия Н.А. Психологические особенности развития честности на разных стадиях подросткового возраста. М., 1997.

16. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С-Пб., 1996.

17. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.

18. Дубровина И.В. (ред.) Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

19. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

Существование более или менее признанных для обоих полов и для всех социальных слоев фаз подросткового и юношеского возраста обусловлено в основном двумя общественными предпосылками. Во-первых, эти фазы тем более необходимы, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым. Например, требования, предъявляемые к квалифицированной и относительно разносторонней рабочей силе. Во-вторых, общество должно быть в состоянии нести затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить и обучать целое поколение. Такие условия сложились лишь в самое последнее время и только в индустриальных странах, хотя и здесь социальные и половые различия накладывают сильный отпечаток на ход взросления. В прежнее время юность, если о ней вообще можно было говорить, была привилегией почти исключительно высших слоев общества и мужского пола.

У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществлялся довольно резко, часто через ритуалы инициации. В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная властная структура семьи, большей частью патриархальной формы, сохранялась и тогда, когда сыновья уже становились взрослыми.

В античной Греции юношество постепенно формировалось в недрах городской культуры среди свободных граждан. Здесь впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды. Наряду с этим возникла (у Аристотеля) поляризация молодой-старый, а человеку средних лет приписываются все положительные свойства обеих групп.

В милитаризированной Спарте молодежь была строго организована в целях военного обучения. В возрасте от 7 до 20 лет молодые люди поэтапно интегрировались в государственную жизнь и воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Любой взрослый играл роль воспитателя. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Молодежь полностью была подчинена господствующим нормам.

В демократическом городе-государстве Афины молодежь получала большую свободу действий. К ней относили мужчин в возрасте примерно 18-20 лет, которые были освобождены от работы, занимались образованием и культурой и могли развивать новые идеи.

В Римской империи в силу ее тесной близости к греческой культуре было такое же положение.

В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части на основе торговых поселений, начиная с X-XI вв., становится решающей предпосылкой для возникновения особой юношеской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области искусства или ремесла удлиняла сроки обучения и странствий в поисках знаний; рыцарство требовало продолжительной подготовки. Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства и юности.

Современные понятия семьи и детского возраста впервые появляются лишь к концу XVII в. Ранее семья означала всю родню или всех лиц, живущих под одной кровлей, независимо от степени родства. И то, и другое относилось исключительно к высшим социальным слоям. Граница между ребенком и взрослым была весьма условной. При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и внедрения всеобщего обязательного обучения отрочество и юность очерчиваются более определенно. Подрастающее поколение проводит в родной семье все больше времени, классы, в которых собраны в школе дети одного года рождения, усиливают тенденцию к образованию возрастных групп.

Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано педагогикой эпохи просвещения, в первую очередь Руссо. Отрочество и юность идеализируются как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господствующим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить молодого человека к контакту с социальной действительностью, формирование юношества гарантирует обновление общества. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому отрочество и юность следует защищать от его пагубного влияния. Человек должен прожить эти периоды во всем их своеобразии; лишь тогда жизнь его будет полноценна.

Содержание жизни в детстве – проявление во всей полноте “телесности” человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Половозрелость означает вступление в мир чувств и сексуальности. Отныне наиболее значимой сферой жизни становятся отношения с людьми. Воспитание, до сих пор изолированное от социальной среды, сталкивается с новой проблемой: упорядоченный управляемый разумом мир превращается в круговорот социальной жизни, в которой подрастающий человек следует предрассудкам и мнениям других.

Таким образом, примерно до конца XIX в. в общественном сознании отсутствовало представление о периоде взросления. Вероятно, формирование понятий взросления и полового созревания связано с развитием психологической мысли. До этого, в лучшем случае, существовало членение жизни на три этапа: детство как стадия зависимости, полная сил молодость и, наконец, старость, в которой нет ничего хорошего. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступало во взрослый мир.

Лишь с конца XIX в. с развитием урбанизации и индустриализации юность становится универсальным феноменом, постепенно охватывающим и девочек, которые до этого были тесней привязаны к дому и семье. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры П.Арье считает, что на появление подросткового и юношеского возраста как социально-исторического явления повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но, каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад он едва вырисовывался.

Представление о молодежи в XX в. определяется различными молодежными движениями, представители которых отстаивают признание особых прав молодежи, ее особого поведения, независимости, равноправия полов и т.д. В конце XIX в. государства Европы и Америки оформили юридический статус подростка, приняв детское законодательство и специальные законы о правах молодежи, введя обязательное (преимущественно государственное) образование и установив границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности. В развитых странах мира подростковый и юношеский возраст имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х годах нашего века П.П.Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, “почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества”.

Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа Стэнли Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”. Этот труд, впервые вышедший в 1904 г., много раз переиздавался и принес С.Холлу звание “отца” психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом.

В настоящее время представления о подрастающем поколении разрабатывают главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическом развитии в этом возрасте. Такое развитие понимается как более или менее естественный процесс, имеющий общие закономерности. Переход от детства к взрослому возрасту сопровождается рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональные сообщество и т.д.) и, наконец, осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. Существуют три точки созревания подростка, выделенные Л.С.Выготским, - органическое, половое и социальное. Сначала наступает половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное.

Введение обязательного школьного обучения привело к четкому разделению двух стадий взросления на подростковый и юношеский возраст.

В современной психологии под подростковым возрастом (отрочеством) понимается период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Важно отметить, что возрастные границы подросткового возраста так же, как и границы любого другого возрастного периода, являются относительными. Современные исследования Н.Н.Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему, показали историческую и социальную обусловленность границ подросткового возраста. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л.И.Божович и Н.И.Крылова, также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н.Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста.

В исследованиях Л.И.Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И.Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становятся актуальными для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х годов Н.Н.Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет.

Отрочество относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерными для подросткового возраста новообразованиями являются “чувство взрослости”, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к отклоняющемуся или невротичному поведению. При благоприятной социальной ситуации развития подростковый возраст может протекать без каких-либо кризисных явлений. И подросток, закономерно выполнив задачи данного возрастного этапа, вступит в следующий – этап юности.

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности.

Таким образом, мы видим, что подростковый и юношеский возраст имеют различные специфические особенности развития психических функций, сформировавшиеся под влиянием культурно-исторических факторов. Подробному рассмотрению этих особенностей посвящены следующие две части юниты.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Пубертатный кризис.

Психофизиологическое развитие подростка

 

Важная задача взросления подростка – психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Подросток впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физиологические изменения (рост тела, увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков и др.). Тесная взаимосвязь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного периода. Объяснение многих психологических проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток, невозможно без знания физиологических и биологических изменений, происходящих в его организме.

Пубертатный кризис, наступающий в подростковом возрасте,подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций. О нем свидетельствуют первая менструация (менархе) или соответственно эякуляция. Правда, пограничный характер этих признаков относителен, поскольку изменения, свойственные половому созреванию, начинаются еще до их появления.

Биологические изменения, связанные с половым созреванием, закладывают основу всех последующих процессов развития. Наиболее очевидные сдвиги касаются роста и пропорций тела. Происходящие изменения регулируются гормонально. Эндокринная перестройка, с одной стороны, готовит переход к половой зрелости, а с другой – обеспечивает значительные функциональные и морфологические изменения самых различных систем органов.

Внешние признаки полового созревания – важные ориентиры, позволяющие оценить его протекание, хотя влияние различных факторов может привести к заметному разнобою во внешних показателях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: