ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗМЕЩЕНИЮ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Чита - 2013
Цель
Научить студентов обучать детей и подростков, их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, формировать навыки здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-11, ПК-12, ПК-26).
Вопросы для самоподготовки
1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.
2. Гигиенические требования к зданию дошкольной организации.
3. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.
4. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.
5. Гигиенические требования к детским игрушкам.
После освоения темы студент должен
· знать:
- нормативные документы, регламентирующие требования к дошкольным образовательным организациям;
- гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации;
- гигиенические требования к планировке и набору помещений дошкольного учреждения;
- гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию;
- гигиенические требования к детской мебели и оборудованию;
- гигиенические требования к детским игрушкам.
· уметь:
- провести экспертизу детских игрушек;
- оценить планировку земельного участка дошкольной организации;
- оценить детскую мебель и ее соответствие ростовым показателям ребенка.
· владеть
- методикой оценки детских игрушек;
- методикой оценки мебели.
Содержание
Гигиенические требования к дошкольным учреждениям регламентируются СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Требования к выбору земельного участка и планировке детского дошкольной организации. Дошкольные организации должны размещаться внутриквартально в пределах пешеходной доступности от места жительства. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. В дошкольных учреждениях должен соблюдаться принцип групповой изоляции, как в здании, так и на участке. В соответствии с этим принципом на территории участка осуществляется функциональное зонирование. Выделяют следующие функциональные зоны: 1) зона игровой территории; 2) хозяйственная зона. Соблюдение принципа групповой изоляции в здании предусматривает наличие групповой ячейки (полного набора помещений для каждой группы), которая размещается изолированно от других групповых ячеек и имеет отдельный вход. В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты: групповая, спальня, буфетная, туалетная, раздевальная. Кроме групповых ячеек, дошкольное учреждение включает дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн), сопутствующие помещения (медицинский пункт, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые комнаты для персонала. Созданию благоприятных условий среды способствует рациональная организация воздушно-теплового режима помещений, оптимальные условия естественной и искусственной освещенности.
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности и профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
К мебели, используемой в дошкольных учреждениях, относятся детские столы, стулья, кровати и т.д. Столы и стулья для дошкольников выпускаются шести групп, которые имеют различные размеры. Подбор осуществляется с учетом длины тела ребенка. Так, например, дети, рост которых находится в пределах от 80 до 89 см, должны сидеть за столом, имеющим высоту над полом 38 см и на стуле, высота сиденья которого составляет 20 см. Данная группа мебели обозначается буквой Б и имеет красную маркировку. На занятиях дошкольников рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать дальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: Медицина, 2003. – С. 276-280; 288-292; 302-325.
2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: Изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.
Дополнительная:
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.
4. Черная Н.Л. Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство / Н.Л. Черная. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 14-17, 162-182, 220-259