Система качества

На современном этапе принята система качества (СК), установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Требования к СК дополняют технические требования к продукции. Фундаментальным понятием в теории о СК является понятие жизненного цикла продукции (ЖЦП). Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменений состояния продукции при её создании и использовании. Существует понятие этапа жизненного цикла продукции – условно выделяемой его части, которая характеризуется:

- спецификой производимых на этом этапе работ;

- конечными результатами.

Этапы жизненного цикла продукции неразрывны. Неразрывность этапов жизненного цикла продукции (ЖЦП) подсказала исследователям проблемы обеспечения качества идею непрерывной цепи, составляющими которой являются отдельные этапы ЖЦП. Эту модель раньше называли петлёй качества (спиралью качества), а в последней версии ИСО 9000 – «процессами жизненного цикла продукции». Важнейшее требование к

системе качества состоит в том, что управление качеством должно охватывать все этапы жизненного цикла продукции.

Процессы жизненного цикла продукции:

на этапе маркетинговых исследований осуществляется систематическая работа по изучению:

- рынков сбыта и требований потребителей к продукции (услугам) предприятия;

- условия эксплуатации продукции (услуги);

- возможность поставщиков материальных ресурсов в отношении качества и дисциплины поставок;

на этапе проектирования и разработки продукции (услуги) выявленные по результатам маркетинга потребительские требования трансформируются в технические требования. Итогом проектирования являются:

- техническая документация – конструкторская и технологическая;

- опытный образец;

в процессе закупок организация оценивает и выбирает поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации;

в процессе производства осуществляются:

- подготовка и обеспечение технологического процесса изготовления и ремонта продукции;

- отработка и проверка технологического процесса и овладение практическими приёмами изготовления продукции со стабильными значениями показателей и в заданном объёме выпуска.

При предоставлении материальной услуги осуществляется технологический процесс исполнения в соответствии с технологическими регламентами;

проверка продукции включает в себя:

- контроль;

- измерения;

- испытания (при необходимости), осуществляемые на всех этапах жизненного цикла продукции (ЖЦП);

- приёмочный контроль является заключительным этапом проверки, по результатам которого должно быть подтверждено соответствие готовой продукции установленным требованиям;

упаковка и хранение должны способствовать сохранению качества:

- в сферах производства и обращения (часть ЖЦП – от отгрузки её изготовителем до получения конкретным потребителем);

- при погрузочно-разгрузочных работах;

- при транспортировании;

- при хранении на складах;

распределение и реализация заключаются в закупке оптовыми организациями с целью осуществления:

- продажи магазинам;

- отпуска розничными организациями товаров покупателям.

На этом этапе субъектом управления качеством становится персонал организации сферы услуг. При этом продолжается предоставление услуги, в частности осуществляется обслуживание потребителя услуги. Основная задача исполнителей услуги – обеспечение качества услуги и высокой культуры обслуживания;

на этапе эксплуатации к управлению подключается потребитель продукции. От того, насколько грамотно он будет использовать продукцию, будет зависеть её срок службы;

на этапе утилизации необходимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на окружающую среду.

Практически раньше наступления этапа утилизации организация начинает:

- изучать предполагаемые потребности;

- уточнять текущие потребности;

- после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции.

Современная система качества основывается на двух подходах:

техническом (инженерном) – который основан на требованиях стандартов на продукцию и предусматривает применение статистических методов, методов метрологии и других научных методов используемых:

- для оценки стабильности производственных процессов;

- для обеспечения достоверности результатов измерений, контроля и испытаний продукции;

управленческом (административном) – который базируется:

- на требованиях стандартов ИСО серии 9000;

- на принципах и методах менеджмента, которые заключаются в «скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией».

В широком смысле система качества охватывает организационную структуру организации, документацию, производственные процессы и ресурсы для достижения целей в области качества продукции и удовлетворения требований потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: