Цели и задачи стандартизации, метрологии и сертификации

Лекция 1

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 1 (Обеспечение качества товаров и услуг как основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации)

План лекции

1. Цели и задачи стандартизации, метрологии и сертификации.

2. Сущность качества.

3. Характеристика требований к качеству продукции.

4. Оценка качества.

5. Система качества.

Цели и задачи стандартизации, метрологии и сертификации

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции и услуг. Качество продукции и услуг определяют успех бизнеса, что позволяет поставщику выйти на рынок с конкурентоспособной продукцией или услугой.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, для производства товаров и услуг. Стандартизация обеспечивает право потребителя на приобретение товаров и услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:

- обеспечение безопасности продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости изделий;

- обеспечение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

- обеспечение единства измерений;

- обеспечение экономии всех видов ресурсов;

- обеспечение безопасности хозяйственных объектов, связанных с возможностью возникновения различных катастроф;

- обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Эти цели определены Законом РФ «О стандартизации», принятом в 1993 г. (Закон РФ «О стандартизации» потерял силу в связи с принятием 27 декабря 2002 г. Федерального закона «О техническом регулировании», который выполняет основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО).

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

- установление требований к технологическим процессам;

- установление метрологических норм, правил, положений и требований;

- создание и внедрение систем классификации и кодирований технико-экономической информации.

Объект стандартизации – это предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации. На объект стандартизации разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих.

Объекты стандартизации классифицируются на:

- продукцию (средства потребления, средства производства); услуги (бытовые, производственные);

- процессы (работы).

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. При этой форме подтверждение осуществляется третьей стороной - органом по сертификации.

Подтверждение направлено на достижение следующих целей:

- удостоверение соответствия продукции, процессов, работ и услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществление международной торговли.

Субъектами сертификации являются:

- изготовители продукции;

- исполнители услуг, заказчики – продавцы, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к числу специфических элементов этой деятельности, характерных для конкретных форм подтверждения. Принципиальное отличие между сертификацией и декларированием соответствия заключается в том, что при сертификации соответствие подтверждает третья сторона, а при декларировании – заявитель.

Третья сторона – компетентная сторона, независимая от изготовителя (или продавца) и потребителя.

Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Изготовители продукции и исполнители услуг как участники сертификации должны знать и исполнять свои функции:

- составление заявки на проведение сертификации;

- представление продукции и необходимой документации к ней в соответствии с правилами той системы, где будет проводиться сертификация.

Основное требование к изготовителям и исполнителям услуг – обеспечение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативной документации, на соответствие которой она сертифицирована.

В настоящее время остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии и сертификации с международными правилами, поскольку это является важным условием вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: