Система, структура, элемент

Дополнением и развитием категорий целого и части являются ка­тегории система, структура, элемент. Понятие системы в древнегре­ческой философии определялось как упорядоченность и целостность бытия. В современном понимании система определяется как орга­ническое множество элементов, находящихся в закономерных отно­шениях и связях, образующих определенную целостность.

Элемент - категория, в которой мыслится далее неделимая частица вещи. Так, вещество состоит из атомов, и атомы являются элементами вещества. Но мы знаем, что атом делим. Почему же мы не считаем элементами вещества элементарные частицы? Потому что элементарные частицы являются элементами разнообразных полей, но не веществ.

Структу­ра  - строение и внутренняя организация системы, единство устойчи­вых взаимосвязей между элементами. Понятия системы и элемента близки к категориям части и целого. Однако это не тождественные понятия. Так, часть делима, элемент - есть далее неразложимый ком­понент системы при данном способе ее рассмотрения. Система также может быть сопоставлена с целым и так же, как целое, характеризуется связью частей, их упорядоченностью и организованностью.

Однако при исследовании целого на первый план выходит задача установле­ния его специфики, качественной определенности. Системный подход ориентирован на установление общих принципов и законов поведения систем независимо от их качественного своеобразия. Вот почему поня­тие системы имеет чрезвычайно широкую область применения. Тем не менее системное рассмотрение любого объекта не всегда продуктивно. Не нуждается в системном рассмотрении какой-либо бытовой прибор (ложка или чайник, ученическая тетрадь и т. п.).

Иногда встречаются «исследования», в которых просто используется терминология теории систем, но ничего принципиально нового, содержательного в пони­мание природы описываемого объекта такие псевдоученые не вносят. В современной науке используются два пути системного подхода: во- первых, определенная формализация понятия систем и выявление их общих признаков, описываемых на языке науки. Во-вторых, использование типологического анализа конкретных систем.

Особенности систем

Важнейшие общие особенности систем позволяют сформулировать целый ряд принципов системного подхода. Это, во-первых, принцип целостности. Ведь любая система состоит из множества элементов, но несводима к их сумме. Во-вторых, иерархичность строения системы: каждый элемент системы имеет сложную структуру и может быть рассмотрен как относительно самостоятельная систем» В то же время исследуемая система включена в состав более сложной системы в качестве одного из ее элементов. В-третьих, элементы множества, образующие систему, находятся между собой в определенных отношениях.

Среди них важнейшие -  системообразующие, обеспечивающие системе свойство целостности. Исследование системы прел полагает использование структурного и функционального подходом Структурный подход позволяет исследовать систему с точки зрения ее строения и формы. Функциональный - со стороны взаимодействия с другими системами, ее поведения. Взаимодействие систем может быть каузальным, строго определенным и статистическим, т. е. веро­ятностным. Поведение системы в среде может быть активным и реак­тивным. Активное поведение системы может быть охарактеризовано с точки зрения целей.

Типы систем

Типологический анализ систем обогащает наше пред­ставление о конкретных типах систем. Наряду с общими признаками систем в целом конкретные типы систем имеют свойственные толь­ко им типологические признаки. Так, исследование знаковых систем осуществляется особой областью научного знания — семиотикой, ко­торая существенно обогащает наше представление о языке вообще,

В сходстве и различии разнообразных языков культуры. Кибернетика изучает поведение управляющих систем, что позволяет строить рацио­нально обоснованные системы управления. Теория игр существенно расширяет наше представление о конфликтующих системах, а синерге­тика устанавливает закономерности поведения сверхсложных систем. Таким образом, категории система, структура, элемент выполняют илжную методологическую функцию, обогащая науку и философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: