Организация авторского надзора со стороны проектных организаций
Статус заказчика и технический надзор заказчика за строительством
Система государственного строительного надзора
Организация авторского надзора со стороны проектных организаций
Статус заказчика и технический надзор заказчика за строительством
План
Состав работ по инспектированию зданий
Строительные и пожарные инспекторы проводят (осуществляют) инспектирование вновь построенных и находящихся в эксплуатации жилых домов производственных помещений предприятий сферы обслуживания и других зданий и сооружений в целях контроля за соблюдением действующих законов строительных норм и правил, государственных стандартов, правил пожарной безопасности и других нормативных актов, а также обследуют места пожаров для установления причин возгорания.
Их обязанности включают:
контроль качества строительно-монтажных работ соблюдения строительных норм и правил технических условий и технологии производства работ качества материалов и изделий их соответствия установленным стандартам и техническим условиям;
консультирование по вопросам действующего законодательства о строительстве и других нормативных актах, регламентирующих качество и безопасность зданий и сооружений;
инспектирование зданий и сооружений в период строительства и после его окончания;
инспектирование существующих зданий и сооружений с целью выявления случаев нарушения правил и условий эксплуатации;
инспектирование промышленных предприятий и предприятий сферы обслуживания с целью выявления опасности возникновения пожаров и ее устранения;
консультирование по поводу установления систем и приборов пожарной сигнализации пожаротушения использования строительных материалов и средств транспортировки для уменьшения риска возникновения пожара и ущерба в случае его возникновения;
обследование мест пожаров для установления причин возгорания;
выполнение родственных по содержанию обязанностей;
руководство другими работниками.
Вопросы для самоконтроля
1. Назначение инспектирования объектов недвижимости
2. Состав работ по инспектированию зданий
Тема 11. Организация контроля и надзора за строительством и эксплуатацией
Содержание процедур приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, которое предполагает следующие действия:
1. Заказчик проверяет и подтверждает документально, что он получает именно ту строительную продукцию (здание, сооружение), которую он заказывал. Это действие завершает договорные отношения подрядчика с заказчиком и относится к чисто хозяйственной деятельности; государство не имеет права в нее вмешиваться.
2. Органы надзора от имени государства подтверждают, что созданная продукция не представляет угрозы для жизни, здоровья и имущества пользователей, населения, а также окружающей среды. Критерий оценки безопасности объекта строительства законодательством и нормативными документами официально не установлен, однако общепринятым критерием служит соответствие объекта всей совокупности требований государственных нормативных документов. Без сомнения, государство имеет право и обязано регламентировать этот аспект приемки.
3. Заказчик или пользователь вступает в фактическое владение объектом и принимает на себя связанную с этим ответственность. Этот аспект относится преимущественно к сфере административного и экономического регулирования.
4. Построенное здание или сооружение включается в территориальную среду в качестве эксплуатируемого объекта, т. е. начинает взаимодействовать с элементами инфраструктуры (коммуникации, инженерные сети, мусороудаление и т. п.). Этот аспект относится преимущественно также к сфере административного регулирования.
Второе, третье и четвертое действие должны быть официально зарегистрированы, что также является элементом государственного регулирования приемки и ввода в эксплуатацию.
Индивидуальные жилые дома и вспомогательные постройки, возведенные индивидуальными застройщиками для собственного пользования принимаются по правилам, установленным органами власти субъектами Федерации. Некоторые территории утвердили соответствующие территориальные строительные нормативные документы по приемке (ТСН).
В действующих положениях даны определения и установлены обязанности основных участников приемки: инвестора заказчика и исполнители (подрядчика), а также пользователя и эксплуатирующий организации:
Инвестор - юридическое или физическое лицо, направляющие coбственные, заемные или привлеченные средства в форме капитальных вложений в создание и воспроизводство основных фондов.
Заказчик - инвестор или иное юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта по строительству.
Государственный заказчик - федеральный орган исполнительной власти, унитарное предприятие или государственное учреждение, обеспеченное финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом. Государственный заказчик может выступать в качестве заказчика непосредственно или через уполномоченных им по договору хозяйствующих субъектов.
Поскольку на практике функции участников инвестиционного процесса часто совмещаются, новыми нормами установлено положение, что если юридическое или физическое лицо частично или полностью совмещает функции инвестора, заказчика, подрядчика и пользователя, на него возлагаются обязанности и ответственность, установленные для соответствующих участников приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Заказчики-застройщики или девелопер - физические и юридические лица, уполномоченные инвестором для осуществления реализации инвестиционных проектов.
Заказчиками-застройщиками могут быть также и сами инвесторы. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности.
В функции застройщика входят: организация строительства объектов, контроль за его ходом, а также ведение бухгалтерского учета производимых при этом капитальных затрат. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной организации выступает в роли заказчика.
Процесс реализации инвестиционных проектов по строительству объектов начинается с заключения договора (контракта) между инвестором и застройщиком (заказчиком).
Заказчики-застройщики, специализирующиеся на организации строительства объектов, на основании договора с инвестором могут распоряжаться его денежными средствами, передаваемыми для финансирования строительства объектов.
Для обеспечения организации строительства и контроля за ходом его выполнения заказчик-застройщик:
· выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказы на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;
· заключает договоры строительного порядка на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материала и оборудования;
· производит расчеты за выполненные работы с проектными, подрядными строительно-монтажными организациями, поставщиками материальных ресурсов и другими участниками строительства.
· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.
При исполнении договоров строительного подряда заказчик-застройщик выполняет следующие функции:
· оформляет исходно-разрешительную документацию на строительство;
· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки;
· производит надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ;
· осуществляет организацию управления строительством, принимает участие в проведении рабочих и государственных комиссий;
· координирует деятельность проектных, строительно-монтажных, специализированных и других организаций, занимающихся проектированием и строительством объектов;
· осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;
Заказчик-застройщик согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией производственно-технологического оборудования, технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением.
При осуществлении технического надзора на заказчика-застройщика возлагается:
· контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
· контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации,ее пересмотр (в случае необходимости) и недопущение необоснованного увеличения стоимости строительства. В случае появления после передачи подрядчику проектно-сметной документации новых нормативных положений - обращается в соответствующий орган городского надзор с предложениями о предъявлении или непредъявлении новых нормативных требований к находящемуся в строительстве объекту;
· проверка документов, удостоверяющих качество используемых в строительстве конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);
· контроль за выполнением геодезических работ в процессе строительства;
· освидетельствование и оценку совместно с работниками строительно-монтажных организаций выполненных работ и конструктивны: элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также запрещение производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;
· с участием представителей генподрядной и специализированной (монтажной) организации, а также проектных организаций - промежуточную приемку ответственных конструкций зданий и сооружений (опор и пролетных строений мостов, емкостей, сооружений, несущих металлических и железобетонных конструкций и т.п.);
· контроль за соответствием объемов и качества выполненных и предъявленных к оплате строительно-монтажных работ рабочей документации;
· контроль исполнения подрядными организациями указаний ипредписаний авторского надзора и органов городского архитектурно-строительного надзора, относящихся к качеству выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов иоборудования;
· предусмотренные проектом геодезические измерения деформаций основных зданий и сооружений, контрольные геодезические съемки ипо их результатам наносит все изменения на исполнительном генеральномплане.
Содействует обеспечению своевременного устранения дефектов инедоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов.
Участвует:
· в проверках, проводимых надзорными органами, состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;
· в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов строительно-монтажных работ, оборудования и механизмов при их приемке;
· в организации освидетельствования объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ;
· в проверках, проводимых надзорными органами, извещении органов городского архитектурно-строительного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий.
Согласовывает с соответствующими организациями вопросы, связанные с установкой, опробованием и регистрацией технологических кранов, подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования и аппаратов, работающих под давлением. Принимает от подрядчика выполненные работы, конструкции и инженерные системы, если иное не предусмотрено договором между участниками строительства.
Технический надзор заказчика осуществляется в течение всего периода строительства объекта с целью обеспечения соблюдения проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества СМР, соответствия стоимости строительства утвержденным в установленном порядке проектам и сметам.
Работник технического надзора заказчика, осуществляющий технический надзор за строительством, подчиняется только начальнику, по поручению которого он выполняет эту работу (начальнику отдела капитального строительства, начальнику инспекции технического надзора).
Указания и требования работника технического надзора заказчика по вопросам качества применяемых материалов, изделий и конструкций, монтируемого оборудования и аппаратуры, а также качества СМР являются для подрядной организации обязательными.
При выполнении своих обязанностей работники, осуществляющие технический надзор, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядной организации.
Заказчик несет материальную или иную, предусмотренную действующим законодательством или договором, ответственность перед инвестором за:
· своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов и имущества;
· соблюдение качества выполненных работ и сроков ввода объекта строительства в эксплуатацию;
· выполнение обязательств по договорам с другими участниками строительства объекта;
· исполнение утвержденной инвестором сметы расходов на функционирование заказчика;
· обеспечение режима секретности (конфиденциальности) и осуществление необходимых мероприятий по защите коммерческих и служебных сведений от разглашения.
Авторский надзор осуществляется на основании договора между заказчиком и проектировщиком и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости и начального периода его эксплуатации.
Авторский надзор осуществляется специалистами — разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством этой организации. Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается, как правило, главный архитектор или главный инженер проекта.
Назначение руководителя и специалистов, ответственных за проведение авторского надзора, производится приказом организации и доводится до сведения заказчика, который информирует о принятом решении подрядчика.
Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором.
Руководитель авторского надзора выдает специалистам задания и координирует их работу по ведению авторского надзора на объекте.
Авторский надзор за строительством — это один из видов услуг автора проекта и других разработчиков проектной документации, за строительством и реконструкцией зданий и сооружений. Необходимость таких услуг устанавливается, как заданием на проектирование объекта, так и сводом действующих правил СП 11-1110-99.
Осуществление авторского надзора считается обязательным при возведении объектов, как жилищного, так и производственного, экспериментального и оборонного назначения, при строительстве объектов высокой категории сложности, в том числе объектов в стесненных условиях.
Контрольные функции авторского надзора должны обеспечить качество строительства на всех стадиях.
· Предпроизводственная стадия формирует качество изготовления, доставки, хранения и складирования строительных материалов и конструкций.
· Производственная стадия - строительно-монтажный процесс.
· Послепроизводственная стадия - оценки качества, сопоставление проектных и фактически строительных показателей, прием в эксплуата цию.
Под понятием «Авторский надзор» подразумевается: надзор архитектурный, конструкторский и контроль со стороны смежных профессий. Надзор может осуществляться: главным.архитектором или инженером проекта, главными специалистами, руководителями групп и другими специалистами, принимавшими непосредственное участие в проектировании. Участие специалистов авторского надзора ограничено по времени и регламентировано по кругу решаемых задач.
Проектные организации, осуществляющие авторский надзор за строительством обязаны:
· Содействовать ознакомлению представителей заказчика и работников строительных организаций процесса с проектной и рабочей документацией;
· Контролировать технологическую последовательность и очередность производства работ, монтаж конструкций и инженерного оборудования;
· Участвовать в освидетельствовании скрываемых последующими процессами всех видов работ, от качества которых зависит прочность, устойчивость, долговечность возводимого сооружения.
Виды работы, подлежащие освидетельствованию авторским надзором:
по нулевому циклу:
Разбивка пятна здания и осей здания | Сводная ведомость забитых свай |
Осмотр рвов и котлованов под фундаменты | Монтаж ж/б колонн каркаса и замоноличивание их башмаков, сварка стыков |
Устройство монолитных фундаментов | |
Осмотр свай и шпунта до погружения | Устройство дренажа |
по надземному объему:
Армирование кирпичной кладки, углов стен | Гидроизоляционные работы в санузлах |
Монтаж и заделка отверстий плит перекрытий | Антикоррозийная защита мест сварки |
Испытание балконных плит под нагрузкой | Герметизация и расшивка швов между стеновыми панелями |
Заделка крючьев под люстры и их испытание | |
Испытание внутренних водостоков | Проверка вентиляционных каналов |
Акт освидетельствования скрытых работ составляется на завершенный строительный процесс и составляется непосредственно производителем работ. В освидетельствовании участвуют: представитель заказчика (технический надзор), представитель авторского надзора, генподрядчик, при необходимости эксплуатационная служба.
Участники авторского надзора обязаны регулярно вести журнал авторского надзора и следить за своевременным и качественным исполнением указаний, внесенных в журнал, которые обязательны для исполнения подрядчиком и для контроля со стороны заказчика.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика.
Авторский надзор обязан:
· выявлять недостатки с указанием их местонахождения;
· давать указания по устранению отмеченных недостатков;
· отмечать результаты проверки по устранению отмеченных ранее недостатков;
· вносить записи и указания, четко изложенные со ссылкой на нормы;
· изменения и уточнения к рабочим чертежам, внесенные в журнал, вносить в контрольный архивный экземпляр рабочих чертежей;
· в случае несвоевременного или некачественного устранения выявленных дефектов, вносить в журнал повторную запись и сообщатьв письменной форме заказчику и руководителю генподрядной организациио необходимости принятия оперативных мер по устранению дефектов.
Представитель авторского надзора записывает замечания в два адреса:производителю работ и представителю технадзора, который осуществляет контроль за ликвидацией замечаний в установленные сроки.
Авторский надзор имеет право:
· запрещать применение в строительстве конструкций, строительных материалов, оборудования, не соответствующих государственным стандартам;
· приостанавливать производство отдельных видов работ, выполняемыхс нарушениями технических условий.
Автор проекта или специалист, осуществляющий авторский надзор, имеет право вносить в утвержденную проектную документацию обоснованные исправления, если данные исправления не требуют дополнительного финансирования.
Специалисты авторского надзора обязаны при производстве строительных работ, особенно в условиях сложившейся застройки, во избежание возникновения деформации окружающих строений, следить за использованием ударных методов погружения свай, лично участвовать в освидетельствовании контракций и работ, скрываемых последующими строительными процессами.
Проектные организации имеют право:
· вносить предложения в органы Государственного архитектурно-строительного надзора и другие органы архитектуры и градостроительства о приостановлении в необходимых случаях строительно-монтажных работ выполняемых с нарушениями и отступлениями от проектных решений;
· представлять предложения о снижении стоимости, улучшении качества и сокращении продолжительности строительства, совершенствовании технологии производства строительных работ;
· запрещать применение в строительстве конструкций, деталей; ИЗ* делий, не соответствующих государственным стандартам, технический
· условиям и проектно-сметной документации. Проверять соответствие сертификатов и паспортов на изделия, конструкции и условия их хранения и складирования.
· вносить в соответствующие органы представления о привлечении
должностных лиц, допустивших некачественное выполнение строитель
но-монтажных работ, к ответственности.
Авторское сопровождение - высшая форма участия архитектора в реализации проекта, осуществление его права авторского контроля за строительством архитектурного объекта согласно статье 18 Федерального закона «Об архитектурной деятельности». Авторское сопровождение осуществляется в том же порядке с соблюдением тех же норм и правил, что и авторский надзор. Как правило, эта форма участия возникает при строительстве и реконструкции уникальных и социально значимых объектах, а также при строительстве других объектов по желанию заказчика.
Можно выделить четыре основные функции авторского сопровождения:
· Менеджерская - выбор подрядчиков-исполнителей на отдельные виды работ, подбор специалистов на дизайнерские, реставрационные и художественные работы, координирование этих работ в целях своевременного и качественного выполнения;
· Архитектурно-художественная - внесение уточнений в проект и доработка элементов проекта, самостоятельное выполнение отдельных видов работ (создание шаблонов и эскизов архитектурных деталей и элементов интерьера, экстерьера, благоустройства, выполнение росписей граффито, лепки);
· Маркетинговая — выбор поставщиков наиболее качественных отделочных материалов, элементов оформления и оборудования (включая мебель, светильники, обои, драпировки, фурнитуру) внутреннего пространства и внешнего облика создаваемого архитектурного объекта с входным контролем, соблюдением и учетом графика поставки;
· Функции контроля, предусмотренные Положением о контроле и надзоре.
Национальная политика обеспечения безопасности в области строительства и эксплуатации объектов капитального строительства имеет целью защиту жизненно важных интересов граждан – их жизни и здоровья, имущества.
Необходимость особого внимания государства к проблеме обеспечения безопасности объектов строительства вызывают участившиеся случаи обрушений (разрушений) объектов капитального строительства и иные аварийные ситуации, повлекшие за собой причинение вреда здоровью и жизни граждан. «Трансвааль-Парк», Басманный рынок, торговый центр «Ашан» в Подмосковье, крыша торгового центра в Ярославле и т.д.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов (далее - иные нормативные правовые акты) и проектной документации.
В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
б) при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Орган по осуществлению функций строительного надзора в Орловской области - Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области (г. Орел, ул. Московская, д. 159).
До 1 февраля 2006 г. строительным надзором в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в регионах занимались органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (инспекции государственного архитектурно-строительного надзора). Теперь же на решение этих задач уполномочены отделы государственного строительного надзора, создаваемые в составе территориальных управлений технологического и экологического надзора (УТЭН) Ростехнадзора.
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области: 302010, г. Орел, ул. Авиационная, д. 1
В настоящее время система технического регулирования в строительстве разрабатывается в связи с необходимостью адаптации нормативного обеспечения строительства и эксплуатации зданий и сооружений к условиям, сложившимся в результате введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании». Федеральный закон «О техническом регулировании» (ФЗ №184 от 27 декабря 2002 г.) Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- оценке соответствия.
Федеральный закон «О техническом регулировании» установил семилетний переходный период (до 2010 года), в течение которого должны быть приняты технические регламенты. До их принятия нормы ГОСТов, СНиПов действуют только в части, отвечающей целям технических регламентов, т.е., только в отношении вопросов безопасности.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент, устанавливающий соответствующие требования применительно к зданиям, строениям, сооружениям был принят 30 декабря 2009 г и вступил в силу 1 июля 2010 г. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Объектом технического регулирования в Федеральном законе "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения и устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Регламент устанавливает шесть видов безопасности строительной продукции - механическую, пожарную, условий проживания (биологическую, химическую, радиационную), условий пользования (электробезопасность, термобезопасность), безопасность в сложных природных и техногенных условиях. И даже безопасность зданий с точки зрения их воздействия на окружающую среду. Эти комплексные требования призваны сделать максимально комфортными условия пребывания людей в квартирах, школах, клубах, общественных и производственных помещениях. А в чрезвычайных обстоятельствах - еще и сохранить здоровье и жизнь, предотвратить имущественный ущерб. В частности, правила пожарной безопасности предусматривают такое проектирование, строительство и эксплуатацию зданий, при которых исключается всякая возможность возгорания. В случае же катаклизмов постройки должны устоять ровно столько времени, сколько это необходимо для эвакуации людей. Одно из важнейших требований регламента - обеспечение доступа пожарных к любым уголкам и закоулкам в помещениях.
Вопросы планировки и эксплуатации помещений также "в поле внимания" технического регламента. Документ регламентирует также требования к качеству воды, воздуха, нормы инсоляции, защиту от шума, максимально допустимый уровень напряженности электромагнитных полей и ионизирующих излучений в зданиях. Там не должны возникать "угрозы несчастных случаев и нанесения травм" из-за разного рода скольжений, падений, столкновений, ожогов, поражений электрическим током.
Подумали авторы документа и об инвалидах. Им в техническом регламенте посвящена отдельная глава. Главное, что отныне все лестницы, лифты, подъемники, словом, объекты "транспортной инфраструктуры" в зданиях должны быть оборудованы специальными удобными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями.
Еще одна новация документа в том, что отныне владельцы и пользователи зданий обязаны будут их идентифицировать по уровню ответственности - он может быть повышенный, нормальный и пониженный. От уровня ответственности будут зависеть коэффициенты, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ.
Ответил закон и на вопрос, что дальше будет с действующими на нынешний момент строительными нормами и правилами, оставшимися с советских времен. Согласно документу СНиПы, СанПиНы и ГОСТы, конкретизирующие те или иные положения техрегламента, "перейдут" в правительственный перечень, будут называться сводами правил. В дополнение к ним будут разрабатываться и национальные строительные стандарты. Своды правил и национальные стандарты при необходимости смогут пересматриваться и актуализироваться государством. Но не реже, чем в пять лет.
На сегодняшний день законодательством РФ предусмотрены достаточно жесткие меры наказания за правонарушения в области строительства. Так в соответствии с законодательством о государственном строительном надзоре в десятки раз увеличились размеры налагаемых штрафов. С 1 января 2007 года административный штраф накладывается от 200 руб. – на граждан и до 1.000.000 рублей на юридических лиц, так же предусмотрена исключительная мера наказания – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того нарушение Строительных норм и правил и Проектной Документации требуют проведения дополнительных обследований, экспертиз и испытаний, на что могут быть затрачены значительные средства и время.
Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок составления документации, при обнаружении нарушения, являющейся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении детализирован Руководящим Документом РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации»
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определил полномочия органа Государственного строительного надзора по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области строительства. Меры ответственности по правонарушениям в области строительства предусмотрены статьями:
1) Статья 9.4. «Нарушение требований проектных и нормативных документов в области строительства»,
2) Статья 9.5. «Нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию»
Необходимо отметить, что законодательство сегодня создает такие условия в отрасли строительства, что соблюдать требования норм и правил, иных нормативно-правовых актов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства становиться материально выгоднее, чем их нарушать.
Вопросы для самоконтроля
1. Статус заказчика и технический надзор заказчика за строительством
2. Организация авторского надзора со стороны проектных организаций
3. Виды работ, подлежащие освидетельствовнию авторским надзором
4. Система государственного строительного надзора
5. Федеральный закон «О техническом регулировании»
6. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений