double arrow
Шевлякова Л.Р

Назовите автора работы «О русской поэзии»:

B) М.Л. Гаспаров.

*****

Назовите автора работы «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях»:

B) М.Л. Гаспаров.

*****

Назовите автора работы «Поэтика русской поэзии»:

C) В.М. Жирмунский.

*****

Назовите исследователя, который еще в 1924 году четко определил, что литературоведческий анализ художественного текста требует соблюдения следующих условий: «Полнота пересмотра всех слагающих произведение единиц», «непозволительность всяких отходов за пределы текстуальной данности», «сосредоточенность анализа на точке функционального схождения значимости всех элементов»:

D) А.П. Скафтымов.

*****

В основе выделения этой категории поэтики лежит представление о стандартизированной структуре речевых произведений, выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу текстов:

B) Жанр.

*****

Эта категория поэтики как «устойчивый тип высказывания», по утверждению М.М. Бахтина, характеризуется тремя неразрывно связанными моментами: «тематическим содержанием», «стилем (т.е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:

B) Жанр.

*****

Признаками этого жанра, по определению М.В. Ломоносова, являются: связь с «высокой материей», достигнутые успехи, торжественные события в истории государства, «громкое великолепие и быстрота, элементы поэтического слова, использованные под углом ораторского действия»:




A) Ода.

*****

Эта жанровая форма предполагает обязательное использование таких речевых сигналов, как фиксация времени записи, «дробность» подачи информации, сокращения, неполные предложения:

A) Мемуары.

B) Автобиографический текст.

C) Хроника.

D) Дневниковые записи.

E) Житие.

*****

Назовите жанровую форму, для которой в значительной степени свойствен рассказ об основных событиях жизни автора с ретроспективной установкой:

A) Дневниковые записи.

*****

Это качество автобиографического повествования в большей степени являет установку на достоверность и особую субъективность данного жанра:

A) Повествование от первого лица.

*****

К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в произведении»:



B) Композиция произведения.

*****

К этой категории литературоведения относится следующее определение: «Ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект»:

E) Литературный род.

*****

Из приведенных ниже форм произведений назовите ту, что не относится к «межродовым» явлениям:

D) Роман-эпопея.

*****

Литературной формой, основанной на достоверном изображении исторически важных событий в их временной последовательности, называется:

A) Хроника.

*****

Назовите элементы, относящиеся к сфере внешней композиции:

D) Вставные эпизоды, новеллы.

*****

Позиция, с которой в художественном произведении рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования, называется:

E) Точкой зрения.

*****

По словам Л.Я. Гинзбург, это «самый субъективный род литературы», а Ф. Шлегель писал: «здесь необходимо единство чувства». О каком литературном роде идет речь?:

B) Лирика.

*****

Доминантой изображения в лирике является:

C) Мир чувств и переживаний.

*****

Для этого литературного рода проблема соотношения автора и субъекта речи является особенно актуальной:

C) Лирики.

*****

При описании этого уровня лирического текста Б.О. Корман выделяет следующие категории: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики:

C) Субъектный строй.

*****

Отметьте ряд ученых-литературоведов, занимавшихся изучением типов композиции лирического стихотворения?:

A) В.Е.Холшевников, В.М. Жирмунский, Б.М.Эйхенбаум.

*****

Повествование - это:

A) Рассказ о происшедших событиях.

*****

Описание - это:

D) Изображение предметного мира в его статике.

*****

Назовите компонент, который является организующим в драматических произведениях:

C) Высказывания персонажей.

*****

Именно этому литературоведческому термину соответствует следующее определение: образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются тип поведения (поступков, мыслей, переживаний, речевой деятельности):

C) Литературный характер.

*****

Именно это сближает рассказ и новеллу:

A) Малая повествовательная форма.

*****

Жанры, в которых воспроизводитсявнешняя по отношению к автору действительность в ее объективной сущности, в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от слушателей или читателей:

D) Роман, повесть, рассказ.

*****

Определите отношения между формой и содержанием в художественном произведении:

C) Форма и содержание взаимосвязаны.

*****

Термин, которому соответствует следующее определение: «…построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении»:

B) Композиция.

*****

Характерное свойство искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизведенной в нем реальности, называют:

E) Художественной условностью.

*****

«Единство всех сторон содержания произведения <…> образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя». Так Г. Поспелов определяет:

B) Идею произведения.

*****

Термин, которому соответствует следующее определение: «Конкретная и в то же время обобщенная картина окружающего мира, созданная при помощи вымысла в свете эстетического идеала художника»?:

A) Художественный образ.

*****

Предметом литературоведения является:

C) Устная и письменная словесность.

*****

Назовите понятие, которое синонимично термину «конфликт»:

B) Коллизия.

*****

Назовите содержательные стороны художественного произведения:

B) Тематика, проблематика, идея.

*****

Назовите компоненты форм художественного произведения:

D) Предметная изобразительность, речевой строй, композиция.

*****

Задача этого сюжетного элемента заключается в изображении бывших до возникновения конфликтов условий формирования действующих лиц и в мотивировке их последующего поведения:

C) Экспозиция.

*****

Из нижеперечисленного не входит в компоненты сюжета:

E) Детали.

*****

Признак искусства, который носит бесспорный характер, является аксиомой:

A) Искусство имеет творческий, созидательный характер.

*****

Элементы, которые относятся к внесюжетным:

A) Лирические отступления.

*****

Автор современной «Теории литературы», признанной одним из лучших учебников:

D) В.Е. Хализев.

*****

Назовите элемент, традиционно не относимый исследователями к «сильным позициям» художественного текста:

C) Фабула.

*****

Локальная связность, - связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами, базирующаяся на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. называется:

A) Когезией.

*****

Глобальная связность, - связность нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства ее создания являются повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм:

B) Когерентность.

*****

Интерпретация литературного произведения это:

D) Истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.

*****

Анализ композиции произведения предполагает:

E) Исследование особенностей построения художественного произведения, расположения и взаимосвязи его частей, средств и способов построения образов.

*****

Назовите аспект, который не является определяющим при анализе композиции художественного текста:

E) Рассмотрение речевых средств, закрепленных за жанровой формой произведения.

*****

Именно это, по мнению Б. А. Успенского, составляет «центральную проблему композиции»:

A) Проблема точки зрения.

*****

Отметьте вид повтора, который характеризуется следующим определением: «Повтор слов, содержащих одинаковые семы, в том числе ассоциативные, которые актуализируются в контексте»:

D) Семантический.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

- Гори, гори, прежняя жизнь!

- Гори, страдание! – кричала Маргарита:

E) Точный.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

«Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами»:

C) Корневой.

*****

Определите тип лексического повтора, используемый в следующем фрагменте:

«В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли – бывают синеглазые дни…»:

D) Синонимический.

*****

Именно этой категории поэтики соответствует данное определение: «Воссозданная в произведении посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство»:

A) Мир литературного произведения.

*****

Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности:

C) Условность.

*****

Назовите термин, характеризующий тенденцию художественной образности, при которой происходит нивелирование нетождественности или противоположности между изображаемым и формами реальности, создание иллюзии тождества искусства и жизни:

B) Жизнеподобие.

*****

Что не включает в себя антропологический аспект художественной тематики?:

E) Изображение таких вселенских и природных начал (универсалий), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п.

*****

«Потенциальный, воображаемый читатель, косвенно, а иногда прямо присутствующий в произведении» в литературоведении называется:

C) Адресатом.

*****

«Литература "второго" ряда, необразцовая, неклассическая, но в то же время имеющая неоспоримые достоинства и принципиально отличающаяся от литературного "низа" ("чтива"), т.е. срединное пространство литературы» это:

C) Беллетристика.

*****

«Нетворческое следование традиционным образцам и назойливое повторение и эклектическое варьирование хорошо известных литературных тем, сюжетов) мотивов, в частности - подражание писателям первого ряда» - это:

B) Эпигонство.

*****

Раздел литературоведения, предмет которого - состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы называется:

A) Поэтика.

*****

Тип повествования, предполагающий «стилизацию различных форм устного бытовогоповествования» и «возведение языковых элементов до символов языка», в качестве рассказчика в нем выступает человек «нелитературный» - это:

A) Сказ.

*****

Повествование, в котором доминирует авторская речь и господствующей является точка зрения повествователя, называется:

C) Объективным.

*****

Повествование, включающее «голоса» персонажей, содержащее более или менее развернутый субъектно-речевой план других героев, называется:

D) Субъективизированным

*****

Образ, за которым закреплен устойчивый иносказательный смысл:

B) Символика.

*****

Изображаемый в художественном тексте мир,отображающий, преломляющий, преобразующий ее в соответствии с интенциями автора, соотносится с действительностью:

C) Лишь опосредованно.

*****

Подтекст произведения его полифонию (многоголосие), которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и экспрессивно-стилистическим ореолом, выявляют и определяют:

B) Межтекстовые (интертекстуальные) связи.

*****

Ведет повествование (сообщает читателю информацию о происходящих/происходивших событиях, описывает предметы, явления и т.п., изображает, оценивает и др.). Такой субъект речи называется:

D) Нарратор.

*****

С точки зрения этого исследователя, Жанр как «устойчивый тип высказывания» характеризуется тремя неразрывно связанными друг с другом моментами: особым «тематическим содержанием», «стилем (т. е. отбором словарных, фразеологических и грамматических средств языка)» и «композиционным построением»:

E) М. М. Бахтин.

*****

В определении этого жанра прежде всего учитывается композиционное построение текста: преобладание динамических мотивов и неожиданная, часто парадоксальная развязка (pointe):

A) Новелла.

*****

«Жанр всегда и тот и не тот, всегда и стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра» - утверждал:

E) М. М. Бахтин.

*****

«...Никакой логической и твердой классификации жанров произвести нельзя. – Их разграничение всегда исторично, то есть справедливо только для определенного исторического момента», заметил:

D) Б.В.Томашевский.

*****

Существующая традиционная классификация жанров сохраняет многопризнаковость, для нее характерна определенная иерархия, связанная с учетом:

D) Фактора рода литературного произведения.

*****

Автокоммуникация, предполагающая периодичность записей, является коммуникативной доминантой в текстах, написанных в жанровой форме:

A) Дневника.

*****

Разные жанровые формы взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникают:

D) «Гибридные» жанровые образования.

*****

Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся

D) положения, принимаемые без доказательств

*****

Какой из перечисленных факторов не способствует художественности литературного произведения?

A) двойная референция

B) принадлежность к одному из возможных миров

C) узнаваемость ситуации и объектов






Сейчас читают про: