Вопрос №63. Силлабико-тоническая система стихосложения. Метр и ритм

Ритм — закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц

Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются иктами (лат. “удар”) или “сильными местами” стиха (С), промежуточные между ними – “слабыми местами” (с). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени “преимущественно”, это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударны; в русском языке, где слова длиннее, на сильных местах ударения часто пропускаются.
Чередование сильных и слабых мест называется метром (гр. “мера”); повторяющееся сочетание сильного и слабого мест – стопой. Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (стопа сС), хорей (Сс), дактиль (Ссс), амфибрахий (сСс) и анапест (ссС). В зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр имеет несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух.

Примеры:

4-ст. Ямб: Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог...

5-ст. Хорей: Нежно небывалая отрада
Прикоснулась к моему плечу...

4-ст. дактиль:Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...

4-ст. амфибрахий:Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль...

4-ст. анапест:Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь...

Здесь же можно сказать про реформу (№63), а также про переходные типы (№64).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: