Среди русских произносительных норм есть такая, в которой, при наличии сочетания нескольких согласных звуков, один из них не произносится. Это явление законно как для беглой разговорной речи, так и для пения, но мы о нем будем говорить потому, что в практике приходится часто наблюдать нарушение этой орфоэпической нормы.
§ 32. О сочетании согласных стн
Вот, например, сочетание трех согласных стн встречается в слове шестнадцать. В этом сочетании согласный т не произносится и потому исполнительница романса Даргомыжского «Мне минуло шестнадцать лет» должна произносить: шеснадцать (то есть с выпадением согласного т).
Также выпадает т в слове грустно, встречающемся в романсе того же автора «Мне грустно».
§ 33. О сочетании согласных здн
При произнесении слов, в которых встречается сочетание согласных здн, из этого сочетания выпадает согласный д; например, во фразе Марии в последнем акте оперы «Мазепа» Чайковского «...на праздник мать меня вела» слово праздник следует произносить: празник, или в реплике горничной Маши из второй картины «Пиковой дамы» того же автора: «Уж поздно, барышня», слово поздно произносится— позно. Но в то же время в слове, например, безд-
|
|
на согласный д не выпадает; таким образом, во фразе «над этой тайной бездной» из дуэта Танеева «Как нежишь ты, серебряная ночь», слово бездной исполнители должны произносить как написано, то есть бездной.
§ 34. О сочетании согласных стл
И в речи, и в пении из сочетания согласных стл выпадает согласный т. Так, например, во фразе из каватины Князя (оп. «Русалка» Даргомыжского) — «Вот здесь, в этой роще, счастливый любовью...» в слове счастливый согласный т не произносится. Но в слове костлявый согласный т должен произноситься. Проф. Р. И. Аванесов объясняет данное явление «Изменением места слогораздела».
§ 35. О сочетании согласных вств
Из этого сочетания в произносительном акте выпадает согласный в; например, слово здравствуй (реплика Лыкова, оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова— «Здравствуй, Марфа Васильевна!») надо произносить здра ствуй. В слове же чувство, по нашему мнению, согласный в —с оглушением его по общему правилу в согласный ф — должен произноситься, но не надо его произносить нарочито отчетливо. Таким образом, во фразе Жермона-отца (оп. «Травиата» Верди) «Прекрасны чувства ваши!» слово чувства должно звучать — чуфства.
Обращаем внимание исполнительниц на фразу из последнего акта оп. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «...какая чувств истома». В слове чувств оба согласных в оглушаются в согласный ф. При слиянии конечного ф с начальным гласным и в слове истома, и должен произноситься как ы. Следовательно, орфоэпически эта фраза должна звучать так: «какая чуФстф-ыстома». О подобном случае мы говорили и раньше, но, ввиду того, что в произношении именно этой фразы наблюдается ошибка, мы считаем необходимым сделать лишнюю оговорку.
|
|
Упомянем также о выпадении согласного д в слове сердце (серце) и о выпадении согласного л в слове солнце (сонце).