О сочетаниях с непроизносимыми согласными

Среди русских произносительных норм есть такая, в ко­торой, при наличии сочетания нескольких согласных звуков, один из них не произносится. Это явление законно как для беглой разговорной речи, так и для пения, но мы о нем бу­дем говорить потому, что в практике приходится часто наблю­дать нарушение этой орфоэпической нормы.

§ 32. О сочетании согласных стн

Вот, например, сочетание трех согласных стн встречает­ся в слове шестнадцать. В этом сочетании согласный т не произносится и потому исполнительница романса Дарго­мыжского «Мне минуло шестнадцать лет» должна произно­сить: шеснадцать (то есть с выпадением согласного т).

Также выпадает т в слове грустно, встречающемся в ро­мансе того же автора «Мне грустно».

§ 33. О сочетании согласных здн

При произнесении слов, в которых встречается сочетание согласных здн, из этого сочетания выпадает согласный д; например, во фразе Марии в последнем акте оперы «Мазе­па» Чайковского «...на праздник мать меня вела» слово праздник следует произносить: празник, или в реплике гор­ничной Маши из второй картины «Пиковой дамы» того же автора: «Уж поздно, барышня», слово поздно произ­носится— позно. Но в то же время в слове, например, безд-


на согласный д не выпадает; таким образом, во фразе «над этой тайной бездной» из дуэта Танеева «Как нежишь ты, се­ребряная ночь», слово бездной исполнители должны произ­носить как написано, то есть бездной.

§ 34. О сочетании согласных стл

И в речи, и в пении из сочетания согласных стл выпадает согласный т. Так, например, во фразе из каватины Князя (оп. «Русалка» Даргомыжского) — «Вот здесь, в этой роще, счастливый любовью...» в слове счастливый согласный т не произносится. Но в слове костлявый согласный т должен произноситься. Проф. Р. И. Аванесов объясняет данное явле­ние «Изменением места слогораздела».

§ 35. О сочетании согласных вств

Из этого сочетания в произносительном акте выпадает согласный в; например, слово здравствуй (реплика Лыкова, оп. «Царская невеста» Римского-Корсакова— «Здравствуй, Марфа Васильевна!») надо произносить здра ствуй. В слове же чувство, по нашему мнению, согласный в —с оглушением его по общему правилу в согласный ф — должен произносить­ся, но не надо его произносить нарочито отчетливо. Та­ким образом, во фразе Жермона-отца (оп. «Травиата» Вер­ди) «Прекрасны чувства ваши!» слово чувства должно зву­чать — чуфства.

Обращаем внимание исполнительниц на фразу из послед­него акта оп. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «...какая чувств истома». В слове чувств оба согласных в оглушаются в согласный ф. При слиянии конечного ф с начальным глас­ным и в слове истома, и должен произноситься как ы. Сле­довательно, орфоэпически эта фраза должна звучать так: «какая чуФстф-ыстома». О подобном случае мы говорили и раньше, но, ввиду того, что в произношении именно этой фра­зы наблюдается ошибка, мы считаем необходимым сделать лишнюю оговорку.

Упомянем также о выпадении согласного д в слове сердце (серце) и о выпадении согласного л в слове солнце (сонце).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: