Динамика литературного процесса и его периодизация

История изучения литературного процесса. Генезис понятия «историзм», его актуальность для новой литературы. Историзм в литературе и в литературоведении. Споры об историзме и прогрессе в ХХ в.

Основные варианты и модификации литературной периодизации (дихотомическая и триадная - бр. Шлегелей; социально-эстетическая – И.Тэна; историческая – А.Пыпина; общеэстетическая – с выделением эпох «великих стилей» и др.). Эволюционный и циклический принципы процесса.

Историческая поэтика о периодизации литературы (категории поэтики в смене литературных эпох).

Эпоха синкретизма, мифопоэтического сознания (дорефлективный традиционализм): «поэтика без поэтики». Риторическая эпоха (рефлективный традиционализм) и два ее этапа: эйдетическая поэтика (стиля и жанра). Эпоха индивидуально-творческого нетрадиционалистского сознания: поэтика модальности (автора).

Анализ произведения и проблема поэтического языка эпохи.

Основная литература:

1. Кормилов С.И. Художественный историзм и поэтика нового времени // Литературный процесс. М., 1981. С.145-174.

2. Лихачев Д.С. Великие стили и стиль барокко // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т.1. Л., 1987. С.209-222.

3. Топоров В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 4-8.

4. Методология анализа литературного процесса. (ст. А.В.Михайлова, В.В.Ерофеева и др.). М., 1989.

5. Монроз Л. А. Изучение Ренессанса: поэтика и политика культуры // Новое литературное обозрение № 42 (2000). С.13-36.

6. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение № 47 (2001). С.7-40.

7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.

8. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

.

Требования к экзамену по курсу “Теория литературы”

На экзамене по теории литературы студент должен продемонстрировать владение материалом программы, т.е.:

1) знание литературоведческой терминологии и умение профессионально пользоваться ею при анализе текста;

2) знание и умение объяснить проблемное содержание основных литературоведческих категорий, споры и полемики вокруг них;

3) знание истории литературоведческой мысли, концепций и работ ведущих ученых XIX-XX вв;

4) ориентацию в методах современного литературоведения и проблемах методологии.

При выставлении экзаменационной оценки учитывается научный кругозор студента, аналитизм и доказательность суждений, а также практическое осмысление теоретико-литературных знаний. Последнее проверяется на завершающей аудиторной контрольной работе (анализ текста), качество выполнения которой тоже может повлиять на экзаменационную оценку.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» Курс “Теория литературы” читается студентам 5-го курса, логически замыкая цикл литературоведческих дисциплин, состоящий из вводного курса “Основы науки о литературе” (1-й к.) и цепочки историко-литературных курсов, а также спецкурсов и дисциплин по выбору. Первокурсники, осваивая “Основы науки о литературе”, знакомятся с литературоведческими терминами, получают представление об основных понятиях, инструментарии практического анализа текста. В пределах того же вводного курса поднимается вопрос о принципиальной множественности подходов к анализу литературного произведения, о разнообразии методов и методик, которыми располагает современная наука, а также - о естественной трансформации самих литературоведческих понятий и представлений. Освоение историко-литературных курсов, сам опыт обучения на филологическом факультете дают возможность непосредственно убедиться в том, что такая вариативность принципиально присуща литературоведению как науке. Вместе с тем, без отчетливо определяемой в каждом данном случае аксиоматики и методологической установки исследования невозможно выявление внутренних закономерностей жизни литературы. Поэтому всякому словеснику, готовящемуся получить квалификацию специалиста и приступить к самостоятельной работе, необходимо подняться на следующий уровень в освоении теоретико-литературного знания. Этой потребности и отвечает курс «Теория литературы», нацеленный на решение следующих задач: - систематизировать многоразличные (бытовавшие и бытующие) представления о литературе и литературоведении; - ознакомиться с историей формирования и сменой литературоведческих методов; - научиться сознательно ориентироваться при выборе того или иного подхода к произведению, уметь обосновать и отстаивать исследовательскую позицию, наиболее плодотворно используя предоставляемые этой позицией возможности. Концепция курса предполагает анализ основных литературоведческих категорий как проблемных, внутренне диалектичных. Студенты должны усвоить, что именно это качество служит источником эволюции, исторического функционирования этих категорий в русле общелитературного процесса. Такой подход, утверждаемый столь активно развивающейся в наше время исторической поэтикой, позволяет понять принципиально процессуальный характер как собственной жизни литературы, так и ее самосознания, т.е. знания о литературе. Теория литературы, таким образом, должна быть осмыслена и освоена в ее философском понимании. О такого рода необходимости идет речь во вводной части курса (1-й раздел). Представляется особенно важным обратиться к истории литературоведческой науки, чтобы такой подход не превратился в схоластический принцип, но был понят в своем практическом качестве. И курс теории литературы включает в себя обзор литературоведческих школ, течений и направлений начиная с XIX в., то есть со времен формирования литературоведения как самостоятельной науки (2-й раздел). Как известно, именно здесь были определены основные методологические установки, сформулированы и апробированы принципы подхода к художественному тексту. Специальное внимание уделяется взаимодействиям этих направлений: полемикам, столкновениям и пересечениям между ними. Этот обзор дает конкретные исторические сведения, составляющие платформу фактического знания о предмете в систематизированном виде. Предметом изучения в дальнейшей части курса становятся уже непосредственно сами категории и понятия теории литературы, рассмотренные в их проблемном качестве. Здесь демонстрируется и анализируется возможность разной трактовки явлений, плюсы и минусы различных подходов к ним. Средоточием методологических споров в современной науке о литературе определено противостояние двух основополагающих принципов: историко-описательного (выдвигающего на первый план идею историзма) и структурно-типологического (опирающегося на идею целостности литературного произведения). Поляризация их (3-й и 4-й разделы) одновременно призвана продемонстрировать органическую взаимонеобходимость этих подходов. При изложении материала курса преимущественное внимание уделяется отечественному литературоведению; зарубежное присутствует как фон, с выделением наиболее значительных явлений и закономерностей развития. Программа курса снабжена краткой библиографией по разделам курса. В завершение формулируются требования к экзамену по курсу «Теория литературы». Курс рассчитан на 22 лекционные часа. ОБЩИЕ ПОСОБИЯ 9. Хализев В.Е. Теория литературы. Изд.3. М., 2002. 10. Теоретическая поэтика. Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. М., 2001. 11. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1-3. М., 1962-65. 12. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978. 13. Верли М. Общее литературоведение. М., 1957. 14. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980. 15. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996. 16. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. Тематика курса. Раздел I. Литература и ее теория. Литература и литературоведение (объем понятий). Понятие о предмете “теория литературы”. Теория литературы как самосознание литературы. Ее функции. Эволюционный характер теоретико-литературной мысли, ее принципиальная проблемность. Принципиальная необходимость и практическая относительность категориального аппарата литературоведения. Проблема метода в литературоведении. Роль методологии в практике литературного анализа. Литературоведение и другие науки (искусствознание, философия, психология, история, лингвистика, семиотика, культурология, фольклористика, книговедение). Основная литература: 5. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»// Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.I. Таллинн, 1992. С.203-215. 6. Гинзбург Л.Я. Об историзме и о структурности (теоретические заметки). Разговор о литературоведении // Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. С.4-15, 43-59. 7. Чудаков А.П. Язык и категории науки о литературе // Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. М.,1992. 8. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст-1974. М., 1975. С.203-212. Раздел II. Основные направления литературоведческой мысли XIX-XX вв. История становления литературоведения как науки. Грамматика, риторика, поэтика: их роль в развитии теоретико-литературного знания. Концептуальность эстетико-литературных позиций в науке Нового времени. Формирование направлений и школ в литературоведении XIX-XXI вв. 2.1. Мифологическое направление. Учение братьев Гримм о мифе. Русская мифологическая школа. Ф.И.Буслаев, его мифологическая теория. А.Н.Афанасьев. Полемика “мифологов” со “школой заимствования”. Антропологическая теория Э.Тэйлора. “Неомифологизм” XX в. Развитие мифологических концепций в русской науке (О.М.Фрейденберг, А.Ф.Лосев, В.Н.Топоров). 2.2. Культурно-историческая школа. Вызревание идеи историзма в XIX в. И.Тэн, его концепция и метод. Русская культурно-историческая школа (А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов), ее принципы и реальный вклад в развитие науки о литературе. Культурно-историческое литературоведение XX в. 2.3. Сравнительно-исторический метод в литературоведении. Суть возможности метода; его предпосылки и исторические истоки. А.Н.Веселовский о связи сущности поэзии и истории. Основные труды и методология А.Н.Веселовского, его вклад в науку. Историческая поэтика и сравнительное литературоведение XX в. 2.4. Психологическое направление. Причины и историческая необходимость психологического подхода к литературе в XIX в. Э.Эннекен, его концепция культуры. А.А.Потебня, его подход к слову и литературе. Д.Н.Овсянико-Куликовский о творческой личности. Западно-европейская наука о связи психологии и литературы. К.Юнг, З. Фрейд. Феномен подсознания и психоанализ в применении к литературе. Концепция литературы Л.С.Выготского. 2.5. Особенности и пути развития литературоведения в XX в. Феноменологический подход. Формальная школа в литературоведении. «Новая критика». Структурно-семиотические методы и школы. Постструктурализм и принципы деконструктивизма. Герменевтические подходы в литературоведении. Рецептивная эстетика. Модификации и направления исторического осмысления литературы в XX веке. «Новый историзм». Основная литература: 6. Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения. М., 1980. 7. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975. 8. Лотман Л.М. Русская историко-филологическая мысль и развитие реализма в художественной литературе // Русская литература и культура нового времени. СПб, 1994. С.48-93. 9. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. 10. Русское литературоведение XX века. Программа курса и методические рекомендации к занятиям. Сост. К.А.Баршт. СПб, 1995 (см. Библиография). Раздел III. Литературное произведение. 3.1. Ритмическая организация текста. Ритм, его структурно-организующая функция. Поэзия как изначальная форма литературы, ее природа. Исторический характер оппозиции “стих” / ”проза”. Проблема “стих и язык”. Стиховые системы русской поэзии и их эволюция. Диалектика метра и ритма. Фоника, строфика, интонация: их художественные потенции. Проблема семантики стиховых форм. Современное стиховедение. Возможности и пути стиховедческого анализа. Основная литература: 6. Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. М., 1998 (работы Б.В.Томашевского, Ю.Н.Тынянова, Ю.М.Лотмана, М.Л.Гаспарова). 7. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М.. 1999 8. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против”. М., 1975. С.193-230. 9. Гиршман М.М. От ритмики стихотворного языка к ритмической композиции стихотворного произведения (о двух аспектах исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С.306-334. 10.Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1994. 3.2. Словесная образность Объем и функции понятия «образ» в литературоведении. Проблема “слово и образ”. Литературоведческие концепции образного слова и его происхождения. Слово и литературное произведение. Проблема художественно-образного языка в современном литературоведении. Тропы. Метафора и метафорика. Художественный мир произведения как высшая ступень образного мышления. Его структура. Предметный мир. Литературные герои. Сюжетика. Мотивы и топика. Текст и внутренний мир. Проблема композиции. Пути анализа внутреннего мира произведения. Основная литература: 8. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С.35-220. 9. Фрейденберг О.М. Образ и понятие (Метафора) // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С.180-205. 10. Теория метафоры. М., 1990. 11. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (к проблеме категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С.251-291. 12. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990. 13. Тюпа В.И. Аналитика художественного. М., 2001. 14. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996. 3.3. Литературные типологии: род и жанр. Традиция родового деления литературы. Принципы типологизации (Аристотель, Гегель, Шиллер, Эрматингер, Жан-Поль, Веселовский, Штайгер), проблемность типологического подхода в генологии. Эстетическое и структурное содержание понятий о лирике, эпосе и драме. Их историческая устойчивость. Категория жанра, ее диалектический характер. Внелитературная природа жанрового генезиса. Историческая жизнь и эстетизация жанра. Жанры канонические и неканонические. Род и жанр (проблема соотнесенности). Возможности и опыты жанровой типологизации. Род и жанр в системе дискурсов современной литературы. Анализ произведения в родо-жанровом аспекте. Основная литература: 8. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 9. Каган М.С. Морфология искусства (гл. “Проблема рода в литературе”). Л., 1972. 10. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. 11. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. С.202-212. 12. Поляков М.Я. В мире идей и образов (гл. Ключи волшебной сказки. Историческая поэтика и теория жанров. С.3-22). М., 1983. 13. Бахтин М.М. Эпос и роман// Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С.392-428. 14. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001. Раздел IV. Литературный процесс. 4.1. Генезис литературного творчества и проблемы его изучения. “Внешний” подход к литературе и его практический смысл. Писатель и произведение. Биографический метод, его роль и место в науке о литературе. Проблема поэтической индивидуальности и стиля. Творческая история произведения. Пути ее изучения. Текстологический анализ, его задачи и принципы. Основная литература: 5. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992. Т.1. С.365-376. 6. Динамическая поэтика. М., 1990. 7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.9-191. 8. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959. 4.2. Читатель - интерпретация - оценка. Психология литературного творчества. Автор и читатель. Теория катарсиса. Проблемы авторской стратегии и читательской интерпретации. Роль и виды культурного контекста. Ценностный подход к литературному произведению. Проблема литературного вкуса. Оценка, ее исторический и социологический аспекты. Классика и критерии ее определения. Массовая литература, ее специфика и формы. Критический анализ, его задачи. Основная литература: 8. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 9. Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факторы // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С.35-120. 10. Лотман Ю.М. Массовая культура как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992. Т.3. С.380-388. 11. Чернец Л.В. “Как слово наше отзовется...” Судьбы литературных произведений. М., 1995. 12. Теории, школы, концепции (Критические анализы): Художественная рецепция и герменевтика. М., 1985. 13.Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы. М., 1989. С.319-374. 14.Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. № 45 (2000). С.22-87. 4.3. Динамика литературного процесса и его периодизация. История изучения литературного процесса. Генезис понятия «историзм», его актуальность для новой литературы. Историзм в литературе и в литературоведении. Споры об историзме и прогрессе в ХХ в. Основные варианты и модификации литературной периодизации (дихотомическая и триадная - бр. Шлегелей; социально-эстетическая – И.Тэна; историческая – А.Пыпина; общеэстетическая – с выделением эпох «великих стилей» и др.). Эволюционный и циклический принципы процесса. Историческая поэтика о периодизации литературы (категории поэтики в смене литературных эпох). Эпоха синкретизма, мифопоэтического сознания (дорефлективный традиционализм): «поэтика без поэтики». Риторическая эпоха (рефлективный традиционализм) и два ее этапа: эйдетическая поэтика (стиля и жанра). Эпоха индивидуально-творческого нетрадиционалистского сознания: поэтика модальности (автора). Анализ произведения и проблема поэтического языка эпохи. Основная литература: 9. Кормилов С.И. Художественный историзм и поэтика нового времени // Литературный процесс. М., 1981. С.145-174. 10. Лихачев Д.С. Великие стили и стиль барокко // Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т.1. Л., 1987. С.209-222. 11. Топоров В.Н. К вопросу о циклах в истории русской литературы // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 4-8. 12. Методология анализа литературного процесса. (ст. А.В.Михайлова, В.В.Ерофеева и др.). М., 1989. 13. Монроз Л. А. Изучение Ренессанса: поэтика и политика культуры // Новое литературное обозрение № 42 (2000). С.13-36. 14. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение № 47 (2001). С.7-40. 15. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001. 16. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. . Требования к экзамену по курсу “Теория литературы” На экзамене по теории литературы студент должен продемонстрировать владение материалом программы, т.е.: 5) знание литературоведческой терминологии и умение профессионально пользоваться ею при анализе текста; 6) знание и умение объяснить проблемное содержание основных литературоведческих категорий, споры и полемики вокруг них; 7) знание истории литературоведческой мысли, концепций и работ ведущих ученых XIX-XX вв; 8) ориентацию в методах современного литературоведения и проблемах методологии. При выставлении экзаменационной оценки учитывается научный кругозор студента, аналитизм и доказательность суждений, а также практическое осмысление теоретико-литературных знаний. Последнее проверяется на завершающей аудиторной контрольной работе (анализ текста), качество выполнения которой тоже может повлиять на экзаменационную оценку. Российский Государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет им. А.И.герцена

Санкт-Петербург

Теоретическое литературоведение

методические материалы к курсам

Изд.2-е, исправленное и дополненное



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: