Прежде чем говорить о научном познании, необходимо осмыслить феномен познания вообще. Познание — это процесс приобретения и накопления обществом знаний о мире и о самом человеке, опосредованный культурно-историческими факторами, выражающийся в различных формах (научной и вненаучной).
Базисное отношение человека к миру, в рамках которого осуществляются конкретные процессы познания, называется познавательным отношением. Познавательное отношение не является единственным видом отношения человека к действительности. Существуют и другие способы фундаментальной ориентации человека в бытии. Познание не может их подменить или подчинить себе без остатка. К другим видам фундаментальной бытийной ориентации человека относятся, например, такие формы, как искусство, религия, мифология, обыденное сознание, мораль.
В результате познания мы приобретаем новое знание. Знание является важнейшим компонентом жизни общества, воздействующим на все его социально-культурные сферы. Знание представляет собой разнообразные смысловые массивы, сведения, представления и т.п., составляющие социально значимую информацию, которая создаётся обществом в его историческом процессе предметно-практической деятельности во взаимодействии с объективной реальностью. Для обращения со знаниями человечество вырабатывает различные, меняющиеся в зависимости от культур и исторических эпох способы приобретения, хранения, преобразования, использования и трансляции знаний.
Важно подчеркнуть, что как познание не является единственным способом отношения человека к миру, так и научное познание не является единственным видом познания, существуют и вненаучные его формы..
Какие виды познания выделяют!
Обычно различают следующие основные виды познания: 1) обыденное. Оно осуществляется в процессе повседневной деятельности человека на основе личного опыта, социально закреплённых форм
поведения, в т.ч. и при усвоении, использовании на практике результатов научного познания. Обыденное познание создает преимущественно знание о единичных объектах и ситуациях. По своему содержанию такое знание во многом образное, хотя в нем немалую роль, конечно, играют и абстрактно-логические компоненты. Оно содержит и оценочные представления, существенно связано с индивидуальными смыслами. Обыденное познание во многом служит основой для прочих видов познания;
2) научное. Этот вид познания осуществляется в процессе специализированной научной деятельности; научное познание нацелено на выявление истинностных характеристик окружающей действительности и даёт нам знание о её объективных связях и закономерностях;
3) философское. Особый вид рационального познания, в целом несводимый к научному. В то же время философское познание, как мы видели (§ 0.1), постоянно присутствует в научных познавательных процессах. Философское познание даёт нам предельно Общее, мировоззренчески значимое знание, а также такое осмысление различных феноменов, которое может выступать как знание, альтернативное научному. В структуру философского познания обязательно включён и ценностный компонент;
4) художественное. Входит как один из элементов художественно-эстетического отношения человека к миру. По своему содержанию оно в основном наглядное, образное. Художественное познание тоже имеет ценностные моменты.
Можно выделять и другие виды познания. Необходимо отметить, что, в отличие от науки, в прочих сферах деятельности человека познавательные компоненты, как правило, не приобретают главенствующего значения, часто играя лишь вспомогательную или равноправную с другими компонентами роль. Дело в том, что другие сферы деятельности (искусство, мораль, право и т.д.) нацелены в основном не на объективизацию истинностных параметров окружающей действительности, а на другие ценности (прекрасное, справедливость, добро и т.д.).