Познание. Прежде чем говорить о научном познании, необходимо осмыслить фе­номен познания вообще

Прежде чем говорить о научном познании, необходимо осмыслить фе­номен познания вообще. Познание — это процесс приобретения и накоп­ления обществом знаний о мире и о самом человеке, опосредованный культурно-историческими факторами, выражающийся в различных фор­мах (научной и вненаучной).

Базисное отношение человека к миру, в рамках которого осуществля­ются конкретные процессы познания, называется познавательным отно­шением. Познавательное отношение не является единственным видом от­ношения человека к действительности. Существуют и другие способы фундаментальной ориентации человека в бытии. Познание не может их подменить или подчинить себе без остатка. К другим видам фундамен­тальной бытийной ориентации человека относятся, например, такие фор­мы, как искусство, религия, мифология, обыденное сознание, мораль.

В результате познания мы приобретаем новое знание. Знание является важнейшим компонентом жизни общества, воздействующим на все его со­циально-культурные сферы. Знание представляет собой разнообразные смысловые массивы, сведения, представления и т.п., составляющие социаль­но значимую информацию, которая создаётся обществом в его историческом процессе предметно-практической деятельности во взаимодействии с объек­тивной реальностью. Для обращения со знаниями человечество вырабатыва­ет различные, меняющиеся в зависимости от культур и исторических эпох способы приобретения, хранения, преобразования, использования и трансля­ции знаний.

Важно подчеркнуть, что как познание не является единственным спо­собом отношения человека к миру, так и научное познание не является единственным видом познания, существуют и вненаучные его формы..

Какие виды познания выделяют!

Обычно различают следующие основные виды познания: 1) обыденное. Оно осуществляется в процессе повседневной деятельно­сти человека на основе личного опыта, социально закреплённых форм


поведения, в т.ч. и при усвоении, использовании на практике результатов научного познания. Обыденное познание создает преимущественно зна­ние о единичных объектах и ситуациях. По своему содержанию такое знание во многом образное, хотя в нем немалую роль, конечно, играют и абстрактно-логические компоненты. Оно содержит и оценочные пред­ставления, существенно связано с индивидуальными смыслами. Обыден­ное познание во многом служит основой для прочих видов познания;

2) научное. Этот вид познания осуществляется в процессе специализиро­ванной научной деятельности; научное познание нацелено на выявле­ние истинностных характеристик окружающей действительности и даёт нам знание о её объективных связях и закономерностях;

3) философское. Особый вид рационального познания, в целом несводимый к научному. В то же время философское познание, как мы видели (§ 0.1), постоянно присутствует в научных познавательных процессах. Философ­ское познание даёт нам предельно Общее, мировоззренчески значимое знание, а также такое осмысление различных феноменов, которое может выступать как знание, альтернативное научному. В структуру философс­кого познания обязательно включён и ценностный компонент;

4) художественное. Входит как один из элементов художественно-эстетического отношения человека к миру. По своему содержанию оно в основном наглядное, образное. Художественное познание тоже имеет ценностные моменты.

Можно выделять и другие виды познания. Необходимо отметить, что, в отличие от науки, в прочих сферах деятельности человека познаватель­ные компоненты, как правило, не приобретают главенствующего значе­ния, часто играя лишь вспомогательную или равноправную с другими компонентами роль. Дело в том, что другие сферы деятельности (искус­ство, мораль, право и т.д.) нацелены в основном не на объективизацию истинностных параметров окружающей действительности, а на другие ценности (прекрасное, справедливость, добро и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: