Методология науки

Термин «методология» имеет два значения. В широком смысле методо­логией обычно называют совокупность базисных установок, которые опре­деляют некоторый вид деятельности. В узком смысле, который мы будем здесь использовать, методология — это специальная дисциплина, особое направление исследований. Понятие «метод» (греч. methodos — «путь к чему-либо, проследование») означает какой-либо сознательно применяемый спо­соб решения задач, достижения требуемого результата (см. также § 0.7).

Предметом методологического анализа является содержание самой деятельности человека в той или иной сфере. Методология науки как са­мостоятельная область исследований стремится выяснить точное содер­жание, структуру, возможности, границы и взаимодействие научных методов. Она использует и разрабатывает систему методологических по* нятий, отражающих в общей форме предпосылки, средства и принципы научного познания. Задача этой дисциплины — не только прояснять и изучать уже имеющиеся исследовательские средства, но и постараться их усовершенствовать, внести свой вклад в развитие методологии, т.е. предполагает активный, критический подход к научному познанию.

Методологический анализэто анализ деятельности.

Первоначально методология науки развивалась как нормативная дис­циплина, как бы диктующая учёному «правильные» способы познания, ставящая ему достаточно жёсткие рамки и оценивающая правомерность его действий. Однако со второй половины XX в. наблюдается сдвиг от нормативной стратегии к дескриптивной (т.е. описательной). Методоло­ги сейчас больше изучают и описывают то, как реально работает наука, отка­завшись от попыток авторитарно навязать учёным представления о правиль­ных и неправильных методах. Но, разумеется, в современной методологии науки сохраняется и аналитико-критический стиль по отношению к реаль­ной научной практике. Методологи науки, конечно, могут и должны давать практические рекомендации, но не в виде распоряжений, а активно включа­ясь в широкое обсуждение наряду с представителями частных наук и на принципах равноправия с ними их методологических проблем.


С некоторой долей условности в методологии науки как философской дисциплины можно различать общую методологию, которая изучает са­мые общие черты научной деятельности (так, она занимается, например, общими вопросами экспериментирования, моделирования, измерения, аксиоматизации и др.) и методологию частных наук, занимающуюся бо­лее узкими вопросами, которые относятся к проблематике конкретных научных дисциплин и направлений. Кроме того, необходимо отличать методологию науки как философскую дисциплину от специально-науч­ных методологических концепций, которые относятся непосредственно к ведомству частных наук: таковы, например, математическая теория экс­перимента и математическая статистика (как математические дисципли­ны), источниковедение (как историческая дисциплина) и т.п.

Развитие методологического знания неразрывно связано с общим раз­витием научных знаний. Так, научные достижения имеют, кроме собствен­но теоретически-предметнойj содержательной стороны, еще й сторону методологическую, связанную с развитием собственно методологического знания, существущего и используемого в науке на данной стадии ее про­движения. Иными словами, с новыми научными теориями мы зачастую приобретаем не только новые знания, но и новые методы. Скажем, такие фундаментальные достижения физики, как квантовая механика или реляти­вистская теория, имели существенное методологическое значение, связан­ное с открытием новых горизонтов деятельности и связанных с этим но­вых проблем. Все это требует постоянного внимания к методологической стороне научного продвижения.

Результаты философско-методологического анализа науки не следует трактовать сугубо утилитарно — в том смысле, что эти результаты долж­ны быть готовыми рецептами, или алгоритмами, которые тут же должны принести практический эффект в виде открытий. Методологический ана­лиз не может заменить самого естественного развития науки. Результаты философско-методологического анализа могут оказать на науку доста­точно сложное, опосредованное влияние, в т.ч. совсем не на те области, которые непосредственно изучались. Выше мы приводили слова В.А. Фока о том, что одной из важнейших функций философии является перенос ме­тодологических моделей из одних областей научного знания в другие. Сам методологический анализ больше похож на фундаментальное иссле­дование, чем на прикладное. Это означает, что методолог в своём анализе научной деятельности ведом фундаментальным, метафизическим интере­сом, который выходит за рамки узкоконкретных задач той или иной пред­метной области. Влияние философско-методологических исследований на науку связано, скорее, с тем общим воздействием философии на науку, о котором мы говорили выше (функции критические, эвристические,


интерпретирующе-коммуникативные и т.п.). То, что это влияние дей­ствительно существенно, доказывает тот факт, что многие крупные учёные обращаются в своей деятельности к проблемам общего методологического анализа науки. В качестве примера достаточно вспомнить таких учёных, как Н. Бор, Г. Вейль, В. Гейзенберг, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн.

Логика науки

Становление этого направления в комплексе философско-науковедческих дисциплин связано с мощным развитием в XX в. математической логики — самостоятельного и плодотворного направления, имеющего приложения во многих сферах научно-практической деятельности. Сей­час область, именуемую логикой научного познания, трудно назвать еди­ной дисциплиной, имеющей чётко определённый предмет. В реальности она представляет собой совокупность разнообразных концепций, подхо­дов и моделей, касающихся различных форм и процессов научного позна­ния. Объединяет же все эти разработки особый логический срез, в котором изучаются проблемы философии науки. Так, в логике науки изучаются формальные логико-математические аспекты научной деятельности — это прежде всего сам язык науки как система понятий, синтаксические и семантические отношения между его элементами, логические характе­ристики научных теорий (такие как непротиворечивость, корректность, интерпретируемость, взаимная независимость аксиом), а также содержа­тельные рассуждения, структуры аргументации и другие вопросы.

Круг проблем, охватываемый этим направлением, весьма широк. Изуча­ются такие конкретные методологические вопросы, как проблема взаимо­отношения и взаимопереводимости теорий, соотношения теоретических и эмпирических терминов в структуре языка науки, возможность аксиомати­зации той или иной предметной области и др. Уточняются такие важные научные понятия, как необходимость, случайность, возможность, вероят­ность, правдоподобность и т.п. Но при этом не следует понимать логику на­уки лишь как применение сугубо технических приёмов, как совокупность искусственных языков. Эта область включает в себя и существенные содер­жательные, неформальные моменты. Так, П.В. Копнин определяет логику научного исследования как содержательную систему, создаваемую в теории познания и логике с целью получить целостное представление о процессе научного исследования и его составляющих элементах1. Этот самостоятель­ный момент, несводимый к логической технике, тоже весьма важен. Хотя в реальности, конечно, в сфере логико-философских исследований сегодня преобладают именно формальные, математизированные подходы.

Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М, 1973. С. 196.


Достаточно широк и арсенал современных логико-математических средств и методов. Для логико-формальной реконструкции процессов на­учного познания сегодня привлекают как ставшие традиционными мето­ды построения стандартных искусственных языков (исчислений) (прежде всего, исчисление предикатов), так и более новые достижения логической техники: логику норм, оценок, временную логику, эпистемические моде­ли познания, модальную логику и др. Используемые в логическом анали1 зе математические структуры служат не только для формализации налич­ного содержания научного знания, но и в ряде случаев для получения новой информации о внутреннем строении той или иной теории, точном смысле её терминов и их взаимоотношений, возможностях новых, не­стандартных приложений теории и т.п.

Отметим, что логические методы обработки и исследования научного знания сегодня приобрели особое значение. Это связано со становлением т.н. инженерии знаний и с развитием компьютерных технологий, опираю­щихся на достижения в области искусственного интеллекта. Развитие ло­гических методов создаёт интеллектуальную поддержку для одной из важнейших тенденций современной науки — - для тенденции ее информа­тизации и компьютеризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: