Основные характерные черты монополии

Единственный производитель Абсолютный монополист – отрасль, состоящая из одной фирмы; по сути это единственный поставщик данной продукции.
Нет близких заменителей Данный продукт является уникальным, так как отсутствуют хорошие или близкие заменители. У покупателя этого продукта отсутствует альтернативный выбор.
Диктует цену на рынке В условиях совершенной конкуренции предприятие соглашается с ценой. В условиях монополии фирма контролирует полностью цену и объем производства.
Заблокирован вход на рынок Барьеры для входа на рынок столь существенны, что вход новых предприятий на рынок практически невозможен.

Необходимо отметить, что монополист может изменять цену в довольно широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается платежеспособным спросом. По существу это означает, что фирма-монополист будет получать сверхприбыли, как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах.

Закон спроса продолжает действовать и на монопольном рынке, чем выше цена, тем меньше объем продаж, меньше доход.

Барьеры для входа на рынок. Основные типы барьеров для входа на рынки, дающие возможность развиваться монополии и помогающие ее поддерживать, это:

· лицензия – право на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке;

· товарный знак – особый символ, позволяющий узнавать товар, услугу или фирму;

· авторское право – обеспечивает создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений;

· патент – свидетельство, подтверждающее исключительное право автора на распоряжение созданным им продуктом (благом).

Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на определенный период. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: