На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой.
Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции.
Во-вторых, производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Большой вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие выдающиеся экономисты, среди которых: О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др.
· Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Таблица 7.3
Основные формы несовершенной конкуренции
Формы несовершенной конкуренции | ||
Монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |